От П.В.Куракин Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 18.03.2005 12:01:35 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

можно я воспользуюсь видным местом? снова КамАЗ -- МАЗ -- ИСУЗУ

все-таки ветка не только о марскизме, но и о книге марскиста ОБ СССР.
Так позвольте хитро воспользоваться брендом 1-го сообщения и постинга от самого
СГКМ, чтобы протолкнуть мысль. Я убежден, что я не нарушаю правила :))

Я все время думаю про проект КамАЗ-а.

---------------------------------------------------------------
1. Тов. Рю был во многом прав, с обидой отметив, что МАЗ принципиально УЖЕ был машиной требуемого класса. Напомню, что задача, отраженная в постановлении ЦК и СовМина, была, по крайней мере, как сказано
на сайте ОАО КАМАЗ, в том, что не было грузовиков 8-20 тонн.

Мне сказали (хорошо бы узнать поподробнее), что в 70-м УЖЕ бегал 8-тонный МАЗ.
Это же круто для мыслящего исследователя. Смотрите.

Такое чувство, что в СССР была отработана вполне определенная -- и эффективная -- метода, можно сказать технология, наверстывания отставания в конкретных областях, основанная на дублировании.

A-bomb. Сразу создавались 2 технологии обогащения урана: спертая разведкой (Стивен Коэн, лаборатория Ферми), и наша (Кикоин), даже вроде не одна.

ВАЗ. Косыгин настоял, чтобы параллельно силами ВПК начали строить полностью свой завод в Ижевске. Сама копейка уже не была в чистом виде "Фиатом" -- был усилен корпус, по крайней мере, это только то, что знаю я. ФИАТ пользовался красками на ПОКОЛЕНИЕ выше наших, а по договору (очень экономному) краски поступали очень небольшой срок.
Наша хим. промышленность получила задачу - вызов и решила ее, создав следующее поколение (для нас) красок.
Результат "пересадки" технологии ОЧЕНЬ приличный для страны с традиционно слабым автопромом: уже Нива стала СТАНДАРТОМ в своем классе, который ПОТОМ копировали ВСЕ буржуйские схемы.

КамАЗ. Если УЖЕ был МАЗ - 8-тонник, значит, похоже, ПБ снова решило применить методу дублирования, но в смягченном виде:
- машина -- наша (проект родился на ЗИЛ-е, там же и собран 1й прототип)
- мотор -- наш, ярославский.
Но оборудование для нового завода решили создать нового поколения. Для этого 700 заказов разместили у буржуев (число буржуйских компаний), 2000 -- у нас (число наших контрагентов) ( http://kamaz2000.narod.ru).
У буржев покупали САМОЕ современное оборудование (например, прессы Хитачи).

Соответсвенно, нашим заводам ставилась задача СОЗДАТЬ новое оборудования. И они создали, опоздав со сроком: уложились не за 4 а за 6 лет. Абсолютно не стыдно!!

КСТАТИ. Ядерная оборонная доктрина РФ основна на мобильных комплексах Тополь-М. Тополь ездит на модифицированном КАМАЗ-е. А вот шасси у него - с МАЗ-а!!!! Вот вам эффект! Более современное производство КАМАЗ-а, на 1\4 основанное на новейших буржуйских технологиях, проигрывает чуть более "старому" ,полностью отечественному МАЗ-у!!!!

В целом же, насколько я могу судить, КАМАЗ получился примерно одного уровня с МАЗом.

Как я вижу, везде, где применялась метода пересадки буржуйской технологии (ПУЧКА технологий, на самом деле) c ОДНОВРЕМЕННЫМ дублированием полностью нашей разработкой, был впечатляющий успех.

И наоборот, где обрубали отечественную ветку, полностью перейдя на буржуйскую, был провал. Пример: ветку ЭВМ "Эльбрус" (КБ Бабаяна) обрубили и полностью перешли на купленную IBM.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Культура советской промышленности и науки была УНИКАЛЬНА. СССР мог обучиться ЛЮБОЙ новой импортной технологии. А "они" -- нет.

В начале 80-х шли переговоры о покупке амерканцами нашей технологии бортовых ядерных реакторов для орбитальных станций. Американцев устроила назначенная нашими цена, но.. в итоге они отказались от покупки.

Они поняли, что НЕ В СОСТОЯНИИ перенять технолгию: их культуры НЕДОСТАТОЧНО, чтобы просечь ее.

---------------------------------------------------------------------------
2. МАЗ как двойник КАМАЗ-а поучителен еще вот в каком смысле.

Кропотов нашел пример ИСУЗУ, обсуждение которого на форуме Пересленина вылилось в мою 2ю статью про КАМАЗ "В чем именно феномен КАМАЗ-а? Расследование продолжается" ( http://kamaz2000.narod.ru).

Послушайте, а зачем далеко ходить? Берем МАЗ :))) Машина примерно такого же класса как КАМАЗ создана без кредитов и иностранного оборудования, безо всякого проекта (за который Леонид Ильич получил еще одного героя и названный своим именем город), "штатно"!!

Как это так вышло?

Мой ответ -- до обиды простой и тот же, что и с ИСУЗУ. Концентрация капитала. Если в японском автопроме был в 1970-м году сконцентрирован капитал в 5 раз больший, чем у СССР, то Белоруссия была в СССР "сборочным цехом". Это объясняет ВСЕ.

Я не знаю цифр концентарции мощностей, специалистов в БССР в сравнении с РСФСР, но пример МАЗ -- КАМАЗ говорит сам за себя. При концентрации капитала быстро решаются задачи, для которых в других условиях нужен амбициозный и нетривиальный НАЦИОНАЛЬНЫЙ проект типа КАМАЗ-а.

Отсюда кстати видно, что Ильчич совсем не зря получал свои ордена. КАМАЗ -- это не просто новая машина. Это комплексный проект развития ГЛУБИНКИ России, ее географического центра.

Степень отставания Центра от промышленной БССР очевидна просто из сравнения истории 2-х машин, и она впечатляет.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Теперь -- при рынке бедные беднеют, а богатые богатеют. Россия огромная страна, и в ней при рынке идут те же процессы, что и в мире, свой аналог "глобализации".
При рынке Кама была бы зоной нищеты.

И только плановая система СССР могла развивать центр страны.