От Никола Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 31.12.2004 14:03:51 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Катастрофа; Версия для печати

О стоимости, Аристотеле и рабах - просто и понятно, обыденным языком


Из-за множества веток и подветок, не знаю куда этот постинг вставить. С вашего позволения размещу его здесь.

Прежде всего – несколько определяющих понятий.
Маркс (и мы вслед за ним, если хотим его понимать) оставался в рамках трудовой теории. В соответствии с этой теорией стоимость представляет собой воплощённый в товаре и овеществленный в нём общественный труд товаропроизводителей. Или, как писАл Маркс, стоимость товаров есть «выражение того, что в их производстве затрачена человеческая рабочая сила, накоплен человеческий труд» (Капитал, отдел 1, гл.1; изд. 1978г. – стр.46).
Иными словами стоимость - это количественное выражение человеческих общественно необходимых трудозатрат.

Стоимость, по Марксу, - это общественное отношение, отражающее учет трудозатрат товаропроизводителей и торговцев товарами. Точнее даже так: общественное свойство вещи (товара), отражающее количество трудозатрат товаропроизводителей. Свойство не само по себе принадлежащее вещам-товарам, не их качественная или материальная характеристика, а их общественная характеристика, применимая для целей эквивалентного обмена между людьми.

Для простоты понимания меновая стоимость будет далее именоваться ценой товара.

Теперь посмотрим, как определяет продажную цену своих товаров (произведенных рабами) рабовладелец. Он учитывает:
1. Стоимость приобретения рабов (уплаченную на невольничьем рынке цену покупки рабов).
2. Стоимость сырья – цену, уплаченную им за сырье.
3. Стоимость износа орудий труда (амортизация) – цена покупки новых орудий труда (средств производства) в замен изношенных.
4. Стоимость содержания рабов, т.е. цену, уплаченную рабовладельцем за продукты питания для рабов (если эти продукты приобретались на рынке, а не производились же самими рабами), стоимость (цену), уплаченную надсмотрщикам, и т.п. ценовые (денежные) расходы.
5. Рабовладелец также закладывает в цену и какие-то дополнительные денежные (ценовые) расходы, которые он понес в связи с производством в своем хозяйстве (возможно, это какие-то налоги или другие денежные затраты).
6. И наконец рабовладелец закладывает в цену товаров и свою накрутку (маржу) - прибыль, доход, который он получит от продажи товаров.
Все эти факторы влияют на ценообразование при продаже рабовладельцем товаров, влияют на цену всех продаваемых им товаров и на цену каждой единицы этих товаров.
Но рабовладельцу АБСОЛЮТНО ПО БАРАБАНУ СКОЛЬКО СВОИХ ТРУДОЗАТРАТ (какое количество труда) ПОТРАТИЛИ ЕГО РАБЫ НА ПРОИЗВОДСТВО ЭТИХ ТОВАРОВ.
Рабовладелец не оплачивает их труд, не оценивает их трудозатраты. Их труд и его результаты предстают для него как естественная данность, как воздух, которые не оцениваются в денежном эквиваленте. Рабовладелец не тратится непосредственно на трудозатраты рабов, соответственно не несет и не оценивает таких расходов, не закладывает их в продажную цену. Таким образом, между рабовладельцем и рабами не возникает общественных отношений по учету производственных трудозатрат рабов, т.е. не возникает отношений стоимости.
Поэтому и говорят, что раб не производит стоимости, т.е. не производит общественных отношений по учету своих трудозатрат.

Вот еще что характерно: все расходы, которые понесены рабовладельцем и которые влияют на продажную цену продаваемых им товаров, отражают расходы на свободном рынке таких же рабовладельцев или свободных граждан (ремесленников, крестьян). Т.е. для возникновения общественных отношений стоимости (учета взаимных трудозатрат) необходимо хозяйственное и рыночное равноправие торгующих субъектов. В рабовладельческом хозяйстве, в отношениях господин – раб, такого равноправия нету. Равноправие всех людей в отношениях по учету взаимных трудозатрат возникает только с появлением свободного рынка труда, т.е. когда труд становится товаром, а все трудящиеся равными между собой людьми. Только в обществе социально РАВНОПРАВНЫХ людей становится общественно необходимым учет трудозатрат всех без исключения производителей-работников. Складывающиеся на этой основе общественные отношения по учету всех трудозатрат и именуются стоимостью. Таким образом, стоимость, как общественное отношение, - есть категория социальная и историческая, возникающая на определенном уровне общественного развития.
Кроме того, стоимость, как общественное отношение, и наличиствует только в ходе обмена товарами, т.к. это отношение (стоимость) – есть отношение определяющее цену товаров и более ни для чего собственно и не нужное.

В рабовладельческом, а также в феодальном хозяйстве, еще раз повторюсь, отношений по учету трудозатрат рабов и зависимых крестьян не существовало. При определении цены на продаваемые им товары, полученные от рабовладельческих или феодальных хозяйств, продавец-рабовладелец учитывал только трудозатраты, которые были ему предоставлены свободными гражданами и оплачены им.
А так как среди этих трудозатрат отсутствовали трудозатраты рабов, то и Аристотель встал в тупик: труд вроде бы есть и там (в мире свободных эллинов), и там (в мире рабов), но один влияет на цены товаров, а другой не влияет. Значит, - решил Аристотель, - дело не в труде, а в чем-то другом. Вот он и посчитал, что в основу рыночного ценообразования положено некое искусственная выдумка, искусственный прием для удобства граждан. Понятие стоимости, как общественного отношения по учету трудозатрат ВСЕХ людей-труженников, было ему неизвестно.

Возможно, из приведенных мною рассуждений у кого-то возникнут сомнения в том, что рабовладельцу были безразличны трудозатраты его рабов. Чтобы развеять такие сомнения, предлагаю провести небольшой ролевой эксперимент и поставить себя на место рабовладельца.
Предположим, я АБСОЛЮТНО БЕЗВОЗМЕЗДНО (только за минимальную пайку хлеба) буду для Вас изготавливать какие-то изделия. Вы будете их продавать на рынке. Как Вы установите цену? Вы учтете все свои понесенные денежные расходы (покупка сырья, покупка мне пайки хлеба и др.) и прибавите свою наценку. Но выйдя с таким товаром на рынок, совершенно очевидно, что Вы будете демпинговать. Демпинговать (снижать цену по сравнению с сложившимися рыночными ценами), потому что Вам абсолютно безразлично, в какую цену лично я оцениваю свой труд. Мой труд достается Вам бесплатно и не влияет на расчет цены, в то время как все другие продавцы аналогичных товаров учитывают в цене и оплату труда, которую с них требуют их работники. Так вот, в отношениях между этими другими участниками рынка и их работниками отношения стоимости есть, а между Вами и мной нету. Дармовая рабочая сила отношений стоимости не создает.

Фууу.. Спасибо за внимание.