От Almar
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 17.12.2002 11:43:14
Рубрики Образы будущего; Семинар;

Согласен, с научным сообществом дела обстоят не лучшим

Согласен, с наукой (могу сказать только за гуманитарную) дела обстоят не лучшим образом. Меня в свое время удивил тот факт, что ученые, получившие сегодня возможность полной свободы дискуссий и плюрализма, не особо этим пользуются, варятся в основном в собственном соку, углубляя и развивая собственные ошибки, довольствуясь положение «голого короля». Статистических данных у меня нет, но, похоже, что в подцензурные советские времена горячих дискуссий было больше, чем сегодня.

Определенную надежду я возлагаю на интернет, как новое средство коммуникации, однако в нем очень легко потонуть в информационном шуме. В этом смысле на форуме лежит достаточно важная миссия, реально ее выполнить или нет – не знаю, но попытаться стоит.

От Ольга
К Almar (17.12.2002 11:43:14)
Дата 18.12.2002 01:18:00

Исчезновение интеллигенции?

Привет.

>Согласен, с наукой (могу сказать только за гуманитарную) дела обстоят не лучшим образом. Меня в свое время удивил тот факт, что ученые, получившие сегодня возможность полной свободы дискуссий и плюрализма, не особо этим пользуются, варятся в основном в собственном соку, углубляя и развивая собственные ошибки, довольствуясь положение «голого короля». Статистических данных у меня нет, но, похоже, что в подцензурные советские времена горячих дискуссий было больше, чем сегодня.

У меня присутствует ощущение, что это как-то связано с процессом размывания такого квазисословия (сообщества), как интеллигенция. В советские времена безошибочно распознавали родственных по духу "своих" и "не совсем своих", т.к. сообщество обладало известной устойчивостью. Вспомним хотя бы тяжбу между "физиками" и "лириками". Самоопределение интеллигенции строилось по целому комплексу оснований: социальным (особая "просклойка", род деятельности), субкультурным (культивирование особого стиля жизни, поведенческих моделей), наконец, по способности к рефлексирующей деятельности относительно социальных и особенно идеологических явлений.
Современная реальность разрушает этот комплекс, преимущественно вторую и третью его составляющую. Происходит отслоение от интеллигенции интеллектуалов (в сугубо западном смысле), которые утрачивают присущую интеллигентам субкультурную идентичность в том смысле, что по стилю жизни, как правило, стремятся подражать преуспевающей категории населения (признаки этого стиля - евроремонт, собственный дом, престижный отдых, модные тусовки и т.п.). Малоимущие слои интеллигенции (представители массовых профессий) оказались отрезанными от традиционных форм поддержания субкультурной идентичности: нет серьезного кино и вообще серьезного искусства, серьезных СМИ, которые обеспечивали единое субкультурное пространство для столичной и провинциальной интеллигенции. Интеллигенты, пытающиеся сохранить субкультурную традицию, оказываются маргиналами, лишенными возможности оказать сколько-нибудь серьезное влияние на духовные процессы в обществе. Способность к рефлексии, разумеется, сохранилась, но учитывая растущую диффузность сообщества, она уже не выглядит как более-менее согласованная идейная (гражданская) позиция. Так что вместо шунтирующего механизма налицо распад прежней формы квазигражданского сообщества.
То же самое происходит, мне кажется, и с научными сообществами.

>Определенную надежду я возлагаю на интернет, как новое средство коммуникации, однако в нем очень легко потонуть в информационном шуме. В этом смысле на форуме лежит достаточно важная миссия, реально ее выполнить или нет – не знаю, но попытаться стоит.

Да, И-нет задает некое объединяющее пространство, однако этот канал взаимодействия остается недоступным для бОльшей части представителей массовых интеллигентских профессий.

От Almar
К Ольга (18.12.2002 01:18:00)
Дата 18.12.2002 10:55:09

добавлю: происходит сжимание ученых-интеллигентов в узкие групки

происходит сжимание ученых-интеллигентов в узкие групки (крайний случай групка из одного человека)
Те люди, которых я наблюдал и о которых я писал, все же распознают своих но в узком смысле и общаются только со своей групкой, где им наиболее комфортно. Например, такая групка может состоять из ученых-гуманитариев, равивающих опредлеленное направление. Вернее "не развивающих", потому что развить что-либо замкнувшись в себе и варясь в собственном соку - невозможно. К представителям групок других направлений они относятся вежливо но не вступают с ними в контакты и дискуссии, даже чтобы защитить сове направление.


П.С. Я говорю только об ученых, причем о гуманитариях. В какой мере это верно вообще для человеческих сообществ - не знаю. Однако есть разные личные наблюдения, вот недавно один человек (женского пола, хотя в данном случае это не имеет большого значения) отказался от общения со мной на том основании, что "общаться нужно с теми, кто тебя понимает и принимает", в смысле "а не с теми, кто с тобой спорит". Конечно, такое общение более комфортно, но какой в нем смысл то, вернее, какой смысл в том, чтобы замыкаться только на таком общении. Что эти люди, которые "тебя понимают и принимают" могут дать тебе нового?

От Pokrovsky~stanislav
К Ольга (18.12.2002 01:18:00)
Дата 18.12.2002 03:08:11

Re: Исчезновение интеллигенции?

Так что вместо шунтирующего механизма налицо распад прежней формы квазигражданского сообщества.

Вы знаете, после некоторых размышлений и обобщений я вынужден признать, что прежние формы общественной самоорганизации просто заканчивают свой распад.
И фактически мы входим в этап новых типов самоорганизации, отвечающих современным требованиям жизни.
В хозяйственной жизни это уже происходит очень активно. Обращаю внимание на уникальное явление - вертикальные холдинги, соединяющие сельхозпроизводителя в виде колхоза по имени АОЗТ, перерабатывающие заводы и сбытовые сети. Нашли свои формы развития малые и средние предприятия. Специалисты перестали искать работу, приобрели достоинство людей, нашедших более-менее достойный способ зарабатывать на жизнь. Теперь подошла очередь политической и профессиональной самоорганизации. Но опять-таки, по аналогии с природой. Поначалу зародыши капель рождаются и вновь испаряются в массовом количестве. И только по достижении критического размера начинается интенсивный рост. Мы сейчас в стадии рождения-смерти зародышей тех элементов общества, которые будут определять политическую и интеллектуальную атмосферу ближайших десятилетий. То, что возникнет в 2003-2005 году - это надолго. А почему только сейчас? - Да потому, что прежняя жизнь разваливалась долго и неохотно. Сейчас от нее остались фундаментальные элементы культуры, которые должны органично слиться с новыми формами самоорганизации. Как? - Я не пророк. Увидим. Что-то в этом смысле вяло и неохотно образуется вокруг данного форума. Я думаю, что вяло и неохотно - по причине того, что мы в хвосте процесса. Слишком много ностальгических ноток. Слишком мало деятельного начала. Я думаю, это связано с тем, что данный форум стал окном на родину для большого количества участников, пишущих из-за границы, не имеющих никакой другой возможности проявления политической и др. активности в России, кроме дискуссий, теоретизирования. Находящиеся же в России участники форума относятся к своему участию в нем как к опаному виду деятельности, боятся друг друга. И это опасно для будущего нашего сообщества. Мы рискуем стать маргиналами. В реальной жизни все исключительно интересно. Явно антикапиталистические книги Кара-Мурзы и Паршева почему-то и издаются, и продаются, и даже становятся бестселлерами. На форуме откровенно капиталистического журнала "Эксперт" участники, исповедующие право-либеральные или право-консервативные взгляды, стонут от того, что на форуме засилье левых. А момент уникальный. Видите, мэр Москвы Лужков только за самое последнее время и по поводу восстановления памятника Дзержинскому высказался, и по поводу переброски части стока Оби в Среднюю Азию. Идет процесс выработки стратегии национального возрождения. Так надо нырять в эти процессы, участвовать в них, влиять на них. А не прятаться в скорлупки ников-инкогнито.
Видите ли. Русская интеллигенция проходила в своем развити много этапов. Обличение, террор, хождение в народ, кухонное интеллектуализирование. Сегодня на повестку дня становится ДЕЯТЕЛЬНОЕ УЧАСТИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПОЛИТИКИ СТРАНЫ. Олигархи прожрали будущее своих богатств. Их сейчас начнут теснить те, кто потом и кровью наращивал свой производственный потенциал. И государство, опирающееся на претендующие на место под солнцем новые общественные слои. Вместе с олигархами рухнет и околоолигархический и околоинформационный бомонд, демонополизируется культурная жизнь. Ввиду творческой импотенции современных держателей акций культуры и СМИ.
Но занимать эти позиции должны МЫ, мы с Вами. Но для этого организационная очная деятельность должна опережать теоретическую, тянуть ее за собой в путаницу парадоксов и новостей. И та часть интеллигенции, которая это сделает, задаст тон всей интеллектуальной жизни. Либо "ЖИЛА БЫ СТРАНА РОДНАЯ", - либо "БЫЛИ И МЫ РЫСАКАМИ".





От Igor Ignatov
К Ольга (18.12.2002 01:18:00)
Дата 18.12.2002 01:50:20

Ре: Исчезновение интеллекта

>Современная реальность разрушает этот комплекс, преимущественно вторую и третью его составляющую. Происходит отслоение от интеллигенции интеллектуалов (в сугубо западном смысле), которые утрачивают присущую интеллигентам субкультурную идентичность в том смысле, что по стилю жизни, как правило, стремятся подражать преуспевающей категории населения (признаки этого стиля - евроремонт, собственный дом, престижный отдых, модные тусовки и т.п.). Малоимущие слои интеллигенции (представители массовых профессий) оказались отрезанными от традиционных форм поддержания субкультурной идентичности: нет серьезного кино и вообще серьезного искусства, серьезных СМИ, которые обеспечивали единое субкультурное пространство для столичной и провинциальной интеллигенции. Интеллигенты, пытающиеся сохранить субкультурную традицию, оказываются маргиналами, лишенными возможности оказать сколько-нибудь серьезное влияние на духовные процессы в обществе. Способность к рефлексии, разумеется, сохранилась, но учитывая растущую диффузность сообщества, она уже не выглядит как более-менее согласованная идейная (гражданская) позиция. Так что вместо шунтирующего механизма налицо распад прежней формы квазигражданского сообщества.

Вы путаете, на мой взгляд, между интеллигенцией и интеллектуалами. Страсть к модным тусовкам и прочая нелегкая - ето специализация интеллигенции. Неинтеллектуальное ето занятие по определению, для не обезображенныx интеллектом людей. Я бы сказал так: в советской интеллигенции была определенная дуxовная и интеллектуальная компонента, которая в результате реализации ее мечты оказалось утраченной в течении жизни одного поколения. В результате, мы просто лицезреем ту же интеллигенцию, просто она более не обезображена зачатками интеллекта и свободна от дуxовныx изысков. Произошло освобождение интеллигенции от теx цепей, которые в советское время мешали ей слиться с обывателем.

>>Определенную надежду я возлагаю на интернет, как новое средство коммуникации, однако в нем очень легко потонуть в информационном шуме. В этом смысле на форуме лежит достаточно важная миссия, реально ее выполнить или нет – не знаю, но попытаться стоит.
>
>Да, И-нет задает некое объединяющее пространство, однако этот канал взаимодействия остается недоступным для бОльшей части представителей массовых интеллигентских профессий.

На мой взгляд, ето скорее xороше, чем плоxо. "Предтавители" затопили бы нас своим мозговым дерьмом. Кристаллизация должна начинаться с малыx блоков.

От self
К Igor Ignatov (18.12.2002 01:50:20)
Дата 18.12.2002 15:03:23

может наоборот?


Igor Ignatov пишет в сообщении:80625@kmf...
> Произошло освобождение интеллигенции от теx цепей, которые в советское
время мешали ей слиться с обывателем.

по-маоему как раз наоборот. Цепи мешали отделиться от обывателя, отсюда и
тусовки, внешние признаки. Энгельгарду не нужны были тусовки-балы.

А вот мысль Поута сверху:
=====
Анштосс - необходимое адекватное условие при формировании сознания.
Должно быть сопротивление! иначе не возникает и развертки пары
"воля-сознание".
=====

и сдесь тот же механизм, сдаётся мне.
не именно тот же, но аналогичный.
К сожалению, я не Поут, не социолог и пр.

Раскисли, растеклись, остались на уровне иходного материала, семян. Их
замочили, они вместо роста загнили. Чтобы явить силу нужна противосила (или
ограничение).



От Pout
К self (18.12.2002 15:03:23)
Дата 19.12.2002 10:13:34

это не мое,это Фихте



self сообщил в новостях следующее:80720@kmf...
>
> Igor Ignatov пишет в сообщении:80625@kmf...
> > Произошло освобождение интеллигенции от теx цепей, которые в
советское
> время мешали ей слиться с обывателем.
>
> по-маоему как раз наоборот. Цепи мешали отделиться от обывателя,
отсюда и
> тусовки, внешние признаки. Энгельгарду не нужны были тусовки-балы.
>
> А вот мысль Поута сверху:
> =====
> Анштосс - необходимое адекватное условие при формировании сознания.
> Должно быть сопротивление! иначе не возникает и развертки пары
> "воля-сознание".
> =====
>
на языке Фихте точное выражение звучит так -"анштосс" предполагает
"практическое Я"(волю) как условие "Я теоретического"(сознания)

Ильенков считал что прообраз "анштосса", этого "обратного толчка" -
в психофизиологии, считал это встроенным моторчиком,который
продуцирует,а понаачлу и НЕОБХОДИМО порождает "первое"(о)сознание,
закладывает контур человеческого развития вообще. Самый примитивный
рисуночек был - шар и пружиной и т..п. Лучше(яснее как кристалл) всего
это опять же(вполне экспериментально) выглядело у слепоглухих,
точнее,выращивание из них людей было уникальной "экспериментальной
философией".Очень много трепотни,понимаете. Слишком много
словес,потонули в них.. Очень много внешне умных словесных теорий , что
есть человек или там сознание и как его углУбить и т.п. Результат
предъявите, ПЛИЗ. ОТ ВЕЛИКОМУДРЫХ своих ФИЛОСОФСКИХ ПОСТРОЕНИЙ, КОТОРЫЕ
ЕСЛИ ИХ ЕСТЬ - ПОМОГАЮТдаже в суровых малобюджетных условиях в краю
родныхз осин массово
ВЫРАСТИТЬ из обычных интернатских козявок настоящих людей,
причем - членов сообщества, коллективистов, ЕСЛИ ИХ НЕТ - даже с
супер-компьютерами ничего НЕ ВЫХОДИТ, кроме куцых "частичных индивидов".
Честно говоря, мне не по себе от того,что это высокое достижение
советской психологии на фоне всяких железных бомборакет и ударных строек
остается полностью в тени. Сплошь вспоминают советские ракеты,а про
такие вещи никто кроме спецов не поминает и не не хотят признать
достижением ранга повыше"мирового уровня". То же к механизму выращивания
соборных личностей. Ильенков,повторяю - ортодоксальный "тоталитарист",
апологет"деспотизма всеобщего", за что был бит либеральными
коллегами -индивидуалистами.

Одно коротенькое описание мало что говорит, у Фихте и его
противоположности Спинозы ведь целая система жизненного мира
человека,этика. От - и до.
"Фихте и свобода воли"это исследование называется. Надо
сказать,мэтр и после успеха загорска додумывал , как дальше
применить"экспериментальную философию", например на нашем семинаре в
1976 дискуссия шла по принципу диалога противоположных (других -друг
другу) полных систем. Ты - это был не-я - "играешь" за Фихте. Я - по
контуру взаимопротивоположной и контрарной ситемы, "за Спинозу".
(Фихтеанец как и положено пламенному пассионарию меня забивал,гад)
.Цимес был еще в том, что это не было научным токованием двух мудрых
тетеревов-профи, а шло взаимообучение и "приращение"смыслов и сознания,
и у коллектива тоже. Уже потом задним числом стало видно,что "до того"
мы были мало чем отличны от тех слепоглухих....Творческий спор тут слабо
сказано. Мудро инициированный диалог, затем поли-лог, точно
запрограммированный сшибкой противоположностей на синтез.


> и сдесь тот же механизм, сдаётся мне.
> не именно тот же, но аналогичный.
> К сожалению, я не Поут, не социолог и пр.
>
> Раскисли, растеклись, остались на уровне иходного материала, семян. Их
> замочили, они вместо роста загнили. Чтобы явить силу нужна противосила
(или
> ограничение).
>
потом еще этот механизм, вспомнил,у Выготского подробно рассмотрен
на примере удивительного развития ущемленных детей. Причем в самых
разных формах. Гиперкомпенсация. Очень часто талант разивается и даже
гении вырастают поэтому из тех,кому мучениями, усилиями воли и упорной
перестройкой функций достается то,что обычным преподносится на
тарелочке. ЭТО ПРАВИЛО,а не отклонение.
Но это все сфера педагогической психологии, хотя и для разных
когорт, а вы вели речь несколько о другом.Может, к нему тоже
применимо,но надо смотреть точно как. К пед.психологии - точно
применимо, не метафорически."Философия Фихте -это драматическая
психология"(Гегель)


>





От self
К Pout (19.12.2002 10:13:34)
Дата 19.12.2002 13:18:10

спасибо за пояснения

где ещё можно получить такой подробный и глубокий разбор.
Большое спасибо.

Pout пишет в сообщении:80796@kmf...

> потом еще этот механизм, вспомнил,у Выготского подробно рассмотрен
> на примере удивительного развития ущемленных детей. Причем в самых
> разных формах. Гиперкомпенсация. Очень часто талант разивается и даже
> гении вырастают поэтому из тех,кому мучениями, усилиями воли и упорной
> перестройкой функций достается то,что обычным преподносится на
> тарелочке. ЭТО ПРАВИЛО,а не отклонение.

да, именно. Правило. и я об этом.

> Но это все сфера педагогической психологии, хотя и для разных
> когорт, а вы вели речь несколько о другом.Может, к нему тоже
> применимо,но надо смотреть точно как. К пед.психологии - точно
> применимо, не метафорически."Философия Фихте -это драматическая
> психология"(Гегель)

да, вот я и интересовался какой вид преобретает этот закон или механизм в
сфере социологии. У меня, за неимением знаний и опыта в этой области могут
быть только аналогии. Но даже границы и степень их (аналогий) применимости я
не могу определить.



От Pout
К self (19.12.2002 13:18:10)
Дата 20.12.2002 10:21:48

Алгоритм адаптации и развития организма. Аршавский по следам Фихте(*)


self сообщил в новостях следующее:80810@kmf...

> Pout пишет в сообщении:80796@kmf...
>
> > потом еще этот механизм, вспомнил,у Выготского подробно
рассмотрен
> > на примере удивительного развития ущемленных детей. Причем в самых
> > разных формах. Гиперкомпенсация. Очень часто талант разивается и
даже
> > гении вырастают поэтому из тех,кому мучениями, усилиями воли и
упорной
> > перестройкой функций достается то,что обычным преподносится на
> > тарелочке. ЭТО ПРАВИЛО,а не отклонение.
>
> да, именно. Правило. и я об этом.
>
> > Но это все сфера педагогической психологии, хотя и для разных
> > когорт, а вы вели речь несколько о другом.Может, к нему тоже
> > применимо,но надо смотреть точно как. К пед.психологии - точно
> > применимо, не метафорически."Философия Фихте -это драматическая
> > психология"(Гегель)
>
> да, вот я и интересовался какой вид преобретает этот закон или
механизм в
> сфере социологии. У меня, за неимением знаний и опыта в этой области
могут
> быть только аналогии. Но даже границы и степень их (аналогий)
применимости я
> не могу определить.
>

В физиологии и теории развития организма применимо. Универсальный
механизм адаптации и развития младенца, не больше не меньше.Это
исследовал проф. И.Аршавский. На форуме был короткий разговор.
Аршавский рассматривает механизмы физиологического стресса и
адаптации. Коротко тут ниже по ссылкам.

Так что правильная философия - великая вещь. Эвристическая. "Это все
придумал Фихте еще в ...надцатом году"! Я нисколько не преувеличиваю.
Именно в отрывке о младенце, переведенном Ильенковым,Фихте(на своем
языке)описывает особенности новорожденного с точки зрения адаптации,
причем делает это ярко и художественно. Читать - одно удовольствие.
Спустя 200 лет ученые развивают идеи философа

постинг тут
https://vif2ne.org/nvz/forum/archive/14/14126

========
отрывки

=======================
Учение о стрессе И.А.Аршавского Кроме стрессовых реакций, изучены
реакции организма на более слабые раздражители. Оказывается, что
если раздражитель не сильный, не стрессовый, то при постоянном
воздейсткии и постепенном увеличении его силы иммунитет возрастает
и совершенствуются все системы, обусловливающие хорошую
устойчивость организма к вредным факторам. Такую реакцию
ученый-физиолог И.А.Аршавский определяет как "физиологический
стресс" в отличие от повреждающего "патологического стресса".
Исходя из исследований лаборатории И.А.Аршавского, организм в
момент рождения хорошо справляется с перепадом температур. На
протяжении внутриутробного периода ребенок развивается при
температуре человеческого тела (около 37 градусов), а в момент
рождения он попадает в среду, где температура вряд ли превышает 20-
22 градуса. По мнению И.А. Аршавского [2], жизнью организма, его
ростом и развитием управляет двигательная активность.

...

=====================
Книга
АРШАВСКИЙ И.А. Физиологические механизмы и закономерности
индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - 270 с.

еще АРШАВСКИЙ И.А. Некоторые методологические и теоретические аспекты
анализа закономерностей индивидуального развития организмов
file://Вопросы философии. - 1986. - ? 11. - С. 95-104.
=======================

определение ключевого понятия адаптации из книги(стр.81) "адаптация
есть реакция физико-морфологического преобразования организма и его
частей, в результате которой повышаются его
структурно-энергетические потенциалы, т.е. свободная энергия и
рабочие возможности, а тоакже общая неспецифическая
резистентность. Реакция эта осуществляется на такие стрессовые
раздражители среды, которые могут быть названы физиологическими,
хотя они и требуют напряжения и обязательных энергетических трат.
Эти стрессовые раздражения называем физиологическими потому, что
вызываемые ими энергетические затраты окупаются
приобретениями...осуществляется переход развивающегося организма на
новый болеен высокий пуровень потенциальных рабочих
возможностей...реакция, в результате которой
повышаются"негэнтропийные возможности"организма...

Если же происходит обратный процесс(ди-стресса, патологического
стресса),то организм в результате процесса адаптации теряет
свою"свобожную энергию" и приближается к состоянию равновесия, а не
удаляется от него

==================================

краткий пересказ положений книги
...
http://www.ctmed.ru/medicine/asmu/patophis/need/need3.html

============


http://www.bibl.ru/rezervi_zdorov-10.htm



КОВАРСТВО КОМФОРТА

Интервью с профессором И.А.Аршавским
Известный российский физиолог Илья Аршавский впервые в мире создал
лабораторию физиологии развития. Он обнаружил, что с середины 60-х
годов резким образом стал расти слой "пограничных", или
физиологически незрелых, детей. Физиологическую незрелость нельзя
сводить к недоношенности - это некая сумма объективно регистрируемых
биологических показателей. Сейчас в Москве более 95% детей рождаются
физиологически незрелыми! А это значит, что они несут в себе
потенциал некоторых будущих болезней, но при этом существует
возможность перевести их в "норму". Эта проблема сейчас остро встает
не только в России, но и во всем мире:
...

========



От Ольга
К Igor Ignatov (18.12.2002 01:50:20)
Дата 18.12.2002 02:35:04

Ре: Исчезновение интеллекта

>
>Вы путаете, на мой взгляд, между интеллигенцией и интеллектуалами.

В 19 веке и в советское время интеллектуалы и были интеллигенцией. Теперь это разные породы. Причем вторая потихоньку выживает первую (уже выжила?) на периферию культуры.

Страсть к модным тусовкам и прочая нелегкая - ето специализация интеллигенции. Неинтеллектуальное ето занятие по определению, для не обезображенныx интеллектом людей.

Да нет, одно другому не мешает. Особливо по молодости. "Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей"(С Пушкин)... что-то в этом роде.

>Произошло освобождение интеллигенции от теx цепей, которые в советское время мешали ей слиться с обывателем.

Ну да, только те цепи интеллигенция носила как украшение.

>На мой взгляд, ето скорее xороше, чем плоxо. "Предтавители" затопили бы нас своим мозговым дерьмом. Кристаллизация должна начинаться с малыx блоков.

Вообще-то я и сама представитель "массовой профессии"...

От константин
К Ольга (18.12.2002 02:35:04)
Дата 18.12.2002 14:12:53

А чем плохо такое объяснение?

ИМХО корень всеже не в культуре, а в грубой экономической реальности. Советская интеллигенция была порождена особой экономической системой - в ней доминировала линия на независимое от Запада технологическое развитие. Это породило потребность в большом числе образованных людей, с другой сторны мобилизационный характер экономии требовал самоограничения, замены материального потребления духовным. (естественно все не так линейно, но для краткости)

Сейчас идет совершенно иной процесс, втягивание страны в мировую экономику на правах сырьевого придатка или помойной ямы. Большое количество образованных людей здесь не нужно. Ненужность результатов твоего труда является сильным деморализуюшщим фактором.

Если и удаеться выбить грант , то он носит именно характер подачки , милостни, а не покупки интеллектуального товара. Единой Российской науки практически нет, нет ощущения общего дела.
На этом фоне как-то бодрее выглядят те кто смог включиться в западную науку, они все же участники какогото процесса. Но ИМХО тут более преуспевают люди изначально космополитично настроенные.




От Ольга
К константин (18.12.2002 14:12:53)
Дата 18.12.2002 21:32:28

Соглашусь почти со всем

Привет.

>ИМХО корень всеже не в культуре, а в грубой экономической реальности. Советская интеллигенция была порождена особой экономической системой - в ней доминировала линия на независимое от Запада технологическое развитие. Это породило потребность в большом числе образованных людей, с другой сторны мобилизационный характер экономии требовал самоограничения, замены материального потребления духовным. (естественно все не так линейно, но для краткости)

Чтобы нечто культивировать в своих рядах, должен наличествовать тот, кто это осуществляет, т.е. сам субъект. Интеллигенция как особая междуклассовая группа со своими специфическими интересами формируется в особых экономических условиях, безусловно.

>Сейчас идет совершенно иной процесс, втягивание страны в мировую экономику на правах сырьевого придатка или помойной ямы. Большое количество образованных людей здесь не нужно. Ненужность результатов твоего труда является сильным деморализуюшщим фактором.

Так точно.

>На этом фоне как-то бодрее выглядят те кто смог включиться в западную науку, они все же участники какогото процесса. Но ИМХО тут более преуспевают люди изначально космополитично настроенные.

А как же наши, форумные? Не похожи они на космополитов. Тут мотивация носит сильно опосредованный характер.


От константин
К Ольга (18.12.2002 21:32:28)
Дата 19.12.2002 13:43:33

Уточню

>>На этом фоне как-то бодрее выглядят те кто смог включиться в западную науку, они все же участники какогото процесса. Но ИМХО тут более преуспевают люди изначально космополитично настроенные.
>
>А как же наши, форумные? Не похожи они на космополитов. Тут мотивация носит сильно опосредованный характер.


Наши форумные - это меньшинство, уехали то десятки тысяч.
Но я писал не о тех , кто уехал, а тех кто здесь . У нас есть группы ученых довольно плотно въехавшие в их науку. Но может это наша цеховая (физиков) особенность. Я не настаиваю на последнем утверждении.

От self
К Ольга (18.12.2002 02:35:04)
Дата 18.12.2002 09:31:34

Re: Исчезновение интеллекта


Ольга пишет в сообщении:80631@kmf...
>> Я бы сказал так: в советской интеллигенции была определенная дуxовная и интеллектуальная
компонента, которая в результате реализации ее мечты оказалось утраченной в течении жизни одного
поколения.

Реализации какой мечты? Свободы?
И жизни какого поколения?

>> Страсть к модным тусовкам и прочая нелегкая - ето специализация интеллигенции. Неинтеллектуальное
ето занятие по определению, для не обезображенныx интеллектом людей.
>
> Да нет, одно другому не мешает. Особливо по молодости. "Быть можно дельным человеком и думать о
красе ногтей"(С Пушкин)... что-то в этом роде.

Скорее "по одёжке встречают, по уму провожают". Если "по молодости". Отсутствие настоящего
интеллекта оставляет индивидов на уровне тусовок навсегда, другая, "настоящая" часть, пообтеревшись,
движется дальше. Тусовки - форма. Некоторым нравиться носить саму форму, на другое за отсутствием
содержания, они не способны.



От Ольга
К self (18.12.2002 09:31:34)
Дата 18.12.2002 21:23:44

Re: Исчезновение интеллекта

Привет.

>Ольга пишет в сообщении:80631@kmf...
>>> Я бы сказал так: в советской интеллигенции была определенная дуxовная и интеллектуальная
>компонента, которая в результате реализации ее мечты оказалось утраченной в течении жизни одного
>поколения.

Это не мое, это Игоря Игнатова соображение (см.)

>Реализации какой мечты? Свободы?
>И жизни какого поколения?

Переадресуем эти вопросы ему.


От Ольга
К Ольга (18.12.2002 02:35:04)
Дата 18.12.2002 03:11:43

маленькая добавочка (из старого)

https://vif2ne.org/nvz/forum/archive/67/67350.htm

слой советской интеллигенции продолжал воспроизводить элементы сословной культуры. Да, интеллигенция еще в 19 в. сама стала продуктом распада сословного общества. Но в то же время интеллигенция осталась своеобразным, пусть не социальным, но культурным сословием с присущим только ему стилем поведения, культурными ценностями, ощущением своей "генетической" связи с дворянской и разночинной "аристократией духа".

Субкультурная специфика интеллигенции, имхо, налицо. На глубинном культурном уровне интеллигенция культивирует самоценность индивидуальной, а не соборной личности, неподконтрольность духа никакой внешней силе, абсолютизируя его (а значит, свою собственную) свободу. Любая субкультура желает самовоспроизводиться и отчетливо выделяться в структуре общества, культивирует свою специфику. Одно из средств ее (специфики) поддержания и воспроизводства - своеобразная "чистка рядов", отлучение от элитарной субкультуры "недостойных" (массовую интеллигенцию), которых клеймят как "образованцев". Может, в терминах идеологии это "социальный расизм". В терминах культурологии это, скорее, "субкультурный эгоизм или даже шовинизм". Впрочем, дело не в терминах.

Но почему интеллигенты ополчались на строй в целом, а не только на "образованцев" как таковых? Именно потому, что при ином строе был бы невозможен сам феномен "массовой интеллигенции" - не было бы армии врачей, учителей, инженеров, пополнение которой создавали дети рабочих и крестьян.

В этом желании культивировать свою "особость" объединились либералы и почвенники, первые - в силу апологетики социальной дифференциации, вторые - в силу "генетической" тяги к сословности. Выходцам же из народа ("из грязи в книязи") важно было зафиксировать состоявшийся переход в иное (более высокое по положению!) культурное сословие, порвать со своим "чернокостным" происхождением, продемонстрировав при этом чувство гордости и превосходства. Поэтому они (не все, конечно)с готовностью подпевали "белой кости", третируя "кухаркиных детей". Не думаю, что это комплекс неполноценности. Тут действует именно закон сохранения субкультурного целого.