От Игорь
К Владимир К.
Дата 19.01.2006 18:56:13
Рубрики Россия-СССР; Семинар;

Конкуренция - это такой двигатель, который только увеличивает общую энтропию (-)


От Miguel
К Игорь (19.01.2006 18:56:13)
Дата 21.01.2006 15:38:05

Хмык. :) А бывают ли двигатели, не увеличивающие общую энтропию? (-)


От Игорь
К Miguel (21.01.2006 15:38:05)
Дата 23.01.2006 15:19:01

Не бывает. Поэтому и не надо уподоблять человека мертвой материи, пусть и заводн

ой. Ну не уподобляется он никаким механическим двигателям.

От Miguel
К Игорь (23.01.2006 15:19:01)
Дата 23.01.2006 23:50:57

Хмык :) А что, живой человек уменьшает общую энтропию? (-)


От Павел
К Miguel (23.01.2006 23:50:57)
Дата 24.01.2006 14:49:28

Разумеется. (-)


От Игорь
К Miguel (23.01.2006 23:50:57)
Дата 24.01.2006 12:25:53

А живой человек уменьшает, если умеет бескорыстно дарить (-)


От Баювар
К Игорь (24.01.2006 12:25:53)
Дата 24.01.2006 13:20:26

субботники связаны с неквалифицированным трудом

>А живой человек уменьшает, если умеет бескорыстно дарить

К слову о дарении -- Вы, Игорь, не обратили ли внимания, что все толоки-субботники связаны с неквалифицированным трудом?

Дареному коню в зубы не смотрят, так? А современный мир требует точнейшей координации усилий мильонов незнакомых людей.

Понятия, которыми вы оперируете, не указывают ни на что, кроме самих себя

От Pokrovsky~stanislav
К Баювар (24.01.2006 13:20:26)
Дата 24.01.2006 20:04:44

Re: субботники связаны...

>>А живой человек уменьшает, если умеет бескорыстно дарить

>К слову о дарении -- Вы, Игорь, не обратили ли внимания, что все толоки-субботники связаны с неквалифицированным трудом?

>Дареному коню в зубы не смотрят, так? А современный мир требует точнейшей координации усилий мильонов незнакомых людей.

Грубое искажение фактов.

На производстве в дни субботников работали вполне обычные высококвалифицированные смены. С самыми всамделишными тракторами, сходящими с конвейера, с диспетчерами, хрипнущими у микрофонов громкоговорящей связи, с матюками типа "Где ключ 14 на 17?"- "где..где...- в ..." у ремонтников над сломанным оборудованием. Я самолично, будучи на выезде в командировке на заводе, участвовал в субботнике в качестве нормального слесаря, участвующего вместе с местными в монтаже автоматического устройства".
Под субботники шла серьезная подготовка комплектующих и материалов. Иной раз заводы лихорадило из-за недопоставок, две недели народ груши околачивал, не имея возможности выполнять плановые задания, а потом в авральном темпе догоняя эти задания после поставки материалов. Субботники же были делом политическим, необходима была отчетность о наилучших показателях производительности. Как правило, к заданию на субботник старательно подготавливали материалы и комплектующие - с запасом. В итоге нормальной, без срывов из-за снабжения(или невыхода на работу слесаря, токаря, электрика...) работы с полным мат. обеспечением на субботниках производства стабильно показывали производительность труда, много выше средней по обычным рабочим дням.

Продукция, полученная в субботники, была нужна и направлялась по назначению.

На тех же производствах уборкой территории и покраской бордюров занимались службы типа бухгалтерии, библиотеки, научной организации труда, техники безопасности... - и отдыхающие смены(если таковые были).

А вот сейчас, когда практика субботников возобновилась, простая работа на склад никому не нужна, а нужда в уборке осталась. Вот только теперь субботники в полной мере и стали связаны с неквалифицированным трудом. Адекватно отражая реальную потребность общества в дворниках и менеджерах(которых ныне как собак нерезанных)


От Дионис
К Баювар (24.01.2006 13:20:26)
Дата 24.01.2006 16:32:37

А посуду дома мыть под таким предлогом перестать, слабо? (-)


От Товарищ Рю
К Дионис (24.01.2006 16:32:37)
Дата 24.01.2006 19:11:45

Правильно. Именно подобные соображения...

... и лежат в основе решений о приобретении посудомоечных, стиральных и кухонных машин, пылесосов, газонокосилок и другой подобной техники.

От Баювар
К Дионис (24.01.2006 16:32:37)
Дата 24.01.2006 17:03:10

Можно дорассуждать

>А посуду дома мыть под таким предлогом перестать, слабо?

Мысль Вашу не понял. Совсем. Мой тезис состоит в том, что согласование и взаимодействие на "дарах" не построишь. А яму всем вместе дружно копать -- это пожалуйста.

Можно дорассуждать, однако. Предположим вдруг, что мытье посуды я должен согласовать с другим членом семьи, вытирающим. И если с моей стороны мытье будет эдаким Бескорыстным Даром, то для вытирающего вот его привлечение именно в этот момент может оказаться страшной обузой.

Понятия, которыми вы оперируете, не указывают ни на что, кроме самих себя

От Дионис
К Баювар (24.01.2006 17:03:10)
Дата 24.01.2006 17:55:21

Не нравится посуда, можно продолжить

>>А посуду дома мыть под таким предлогом перестать, слабо?
>
>Мысль Вашу не понял. Совсем. Мой тезис состоит в том, что согласование и взаимодействие на "дарах" не построишь. А яму всем вместе дружно копать -- это пожалуйста.

>Можно дорассуждать, однако. Предположим вдруг, что мытье посуды я должен согласовать с другим членом семьи, вытирающим. И если с моей стороны мытье будет эдаким Бескорыстным Даром, то для вытирающего вот его привлечение именно в этот момент может оказаться страшной обузой.

Ну а как вам будет другой пример, если вместо моющих посуду членов семьи взять фронт и тыл, тот что "у мартеновских печей"?

>Понятия, которыми вы оперируете, не указывают ни на что, кроме самих себя

От Дионис
К Дионис (24.01.2006 17:55:21)
Дата 24.01.2006 22:28:30

Еще пример (-)


От Дионис
К Дионис (24.01.2006 17:55:21)
Дата 24.01.2006 22:07:45

Re: Не нравится... (-)


От Игорь
К Баювар (24.01.2006 17:03:10)
Дата 24.01.2006 17:41:38

Кстати семья - хороший пример согласования на дарах.

А там, где речь заходит об эквивалентном обмене, там семья рушится

От Товарищ Рю
К Игорь (24.01.2006 17:41:38)
Дата 24.01.2006 19:06:28

Совершенно верно

>А там, где речь заходит об эквивалентном обмене, там семья рушится

Отсюда и вывод - семья как известная категория изжила себя. Как мы и видим на практике.
Учишь вас, учишь...

От Игорь
К Товарищ Рю (24.01.2006 19:06:28)
Дата 25.01.2006 13:25:31

А человечество не изжило себя?

>>А там, где речь заходит об эквивалентном обмене, там семья рушится
>
>Отсюда и вывод - семья как известная категория изжила себя. Как мы и видим на практике.
>Учишь вас, учишь...

Так мы солидаристы, а не мертвецы, пока что. Мы не считаем, что история автоматически движется по закономерностям мертвой материи. И человека умертвлять ( т.е. уподоблять мертвой материи) не собираемся. В истории ничего предопределенного, автоматического, не зависящего от воли людей нет. Если кто-то считает, что семья изжила себя - пусть так считает, если его это устраивает. Нас это не устравивает. Более того мы считаем, что подобная тенденция вообще ведет к гибели человечества, а значит с ней надо бороться.

От Durga
К Игорь (25.01.2006 13:25:31)
Дата 25.01.2006 20:33:47

Re: А человечество...

Почему же интересно уходв прошлое китчен-кирхе-киндера ведет к гибели человечества?

От Игорь
К Durga (25.01.2006 20:33:47)
Дата 25.01.2006 20:55:46

Re: А человечество...

>Почему же интересно уходв прошлое китчен-кирхе-киндера ведет к гибели человечества?

А потому, что живое человечество, это не арифметическая сумма человеков, лишенных способности любить, дарить, сострадать, морально впечатляться.

Утеря этих способностей приведет к остыванию в людях жизненной энергии и конечной гибели и человека и человечество.

От Durga
К Игорь (25.01.2006 20:55:46)
Дата 26.01.2006 01:57:54

Re: А человечество...

Привет
>>Почему же интересно уходв прошлое китчен-кирхе-киндера ведет к гибели человечества?
>
>А потому, что живое человечество, это не арифметическая сумма человеков, лишенных способности любить, дарить, сострадать, морально впечатляться.


И что без семьи всё это станет невозможно?

>Утеря этих способностей приведет к остыванию в людях жизненной энергии и конечной гибели и человека и человечество.

От Iva
К Durga (26.01.2006 01:57:54)
Дата 26.01.2006 19:56:15

Re: А человечество...

Привет

>>А потому, что живое человечество, это не арифметическая сумма человеков, лишенных способности любить, дарить, сострадать, морально впечатляться.
>

>И что без семьи всё это станет невозможно?

Как показывает историческая практика - то, да. Общества, где семья рушиться, через некоторое время погибают сами.

>>Утеря этих способностей приведет к остыванию в людях жизненной энергии и конечной гибели и человека и человечество.

Ну не всего человечества, а его "цивилизованной" части.

Владимир

От Durga
К Iva (26.01.2006 19:56:15)
Дата 27.01.2006 02:44:16

Re: А человечество...

Привет
>Привет

>>>А потому, что живое человечество, это не арифметическая сумма человеков, лишенных способности любить, дарить, сострадать, морально впечатляться.
>>
>
>>И что без семьи всё это станет невозможно?
>
>Как показывает историческая практика - то, да. Общества, где семья рушиться, через некоторое время погибают сами.

Не ознакомите с исторической практикой? Ккие общества вам известны, в которых сначала исчез институт семьи а потом исчезли они?


>>>Утеря этих способностей приведет к остыванию в людях жизненной энергии и конечной гибели и человека и человечество.
>
>Ну не всего человечества, а его "цивилизованной" части.

>Владимир

От Iva
К Durga (27.01.2006 02:44:16)
Дата 30.01.2006 11:17:34

Re: А человечество...

Привет

>>Как показывает историческая практика - то, да. Общества, где семья рушиться, через некоторое время погибают сами.
>
>Не ознакомите с исторической практикой? Ккие общества вам известны, в которых сначала исчез институт семьи а потом исчезли они?

Лидия ( Сократ, увидев, что лидийцы носят с собой собачек и кошек спросил - а что ваши женщины не рожают?, Рим, да много таких. Уровень разрушения семьи - приблизительно такой же как сейчас в Европе. Этого уже достаточно.

Владимир

От Игорь
К Durga (26.01.2006 01:57:54)
Дата 26.01.2006 12:30:47

Re: А человечество...

>Привет
>>>Почему же интересно уходв прошлое китчен-кирхе-киндера ведет к гибели человечества?
>>
>>А потому, что живое человечество, это не арифметическая сумма человеков, лишенных способности любить, дарить, сострадать, морально впечатляться.
>

>И что без семьи всё это станет невозможно?

Ну если бы человек был однополым, то может быть и было бы возможно, а так нет.

>>Утеря этих способностей приведет к остыванию в людях жизненной энергии и конечной гибели и человека и человечество.

От Durga
К Игорь (26.01.2006 12:30:47)
Дата 27.01.2006 02:45:51

Re: А человечество...

Привет
>>Привет
>>>>Почему же интересно уходв прошлое китчен-кирхе-киндера ведет к гибели человечества?
>>>
>>>А потому, что живое человечество, это не арифметическая сумма человеков, лишенных способности любить, дарить, сострадать, морально впечатляться.
>>
>
>>И что без семьи всё это станет невозможно?
>
>Ну если бы человек был однополым, то может быть и было бы возможно, а так нет.

Причем здесь однополость, пестики и тычинки? Вот первобытное общество - разве можно сказать, что оно "арифметическая сумма человеков, лишенных способности любить, дарить, сострадать, морально впечатляться."


>>>Утеря этих способностей приведет к остыванию в людях жизненной энергии и конечной гибели и человека и человечество.

От Игорь
К Durga (27.01.2006 02:45:51)
Дата 27.01.2006 15:21:50

Re: А человечество...

>Привет
>>>Привет
>>>>>Почему же интересно уходв прошлое китчен-кирхе-киндера ведет к гибели человечества?
>>>>
>>>>А потому, что живое человечество, это не арифметическая сумма человеков, лишенных способности любить, дарить, сострадать, морально впечатляться.
>>>
>>
>>>И что без семьи всё это станет невозможно?
>>
>>Ну если бы человек был однополым, то может быть и было бы возможно, а так нет.
>
>Причем здесь однополость, пестики и тычинки? Вот первобытное общество - разве можно сказать, что оно "арифметическая сумма человеков, лишенных способности любить, дарить, сострадать, морально впечатляться."

А в первобытном обществе разве не было рода, родовой общины?

>>>>Утеря этих способностей приведет к остыванию в людях жизненной энергии и конечной гибели и человека и человечество.

От Георгий
К Durga (26.01.2006 01:57:54)
Дата 26.01.2006 10:43:35

Думаю, что да.

Нет, "и это бывает". В богемной среде, например.
Только МЕРЗКО все это.

От Durga
К Георгий (26.01.2006 10:43:35)
Дата 27.01.2006 02:46:19

Re: Думаю, что...

Привет
>Нет, "и это бывает". В богемной среде, например.
>Только МЕРЗКО все это.

А первобытное общество вы находите тоже мерзким?

От Игорь
К Баювар (24.01.2006 17:03:10)
Дата 24.01.2006 17:40:19

Re: Можно дорассуждать

>>А посуду дома мыть под таким предлогом перестать, слабо?
>
>Мысль Вашу не понял. Совсем. Мой тезис состоит в том, что согласование и взаимодействие на "дарах" не построишь. А яму всем вместе дружно копать -- это пожалуйста.

>Можно дорассуждать, однако. Предположим вдруг, что мытье посуды я должен согласовать с другим членом семьи, вытирающим. И если с моей стороны мытье будет эдаким Бескорыстным Даром, то для вытирающего вот его привлечение именно в этот момент может оказаться страшной обузой.

А может и не оказаться, так что Ваш тезис про "не построишь" в общем случае не верен.

>Понятия, которыми вы оперируете, не указывают ни на что, кроме самих себя

От Игорь
К Баювар (24.01.2006 13:20:26)
Дата 24.01.2006 13:47:33

И что с того?

Субботники - это выражение убеждения, что малоувлекательный труд надо делить на всех поровну.

От Miguel
К Игорь (24.01.2006 13:47:33)
Дата 24.01.2006 13:56:17

Да здравствует Пол Пот?

>Субботники - это выражение убеждения, что малоувлекательный труд надо делить на всех поровну.

Убеждение нереализуемо. Надо кого-то ставить в надсмотрщики.

От Игорь
К Miguel (24.01.2006 13:56:17)
Дата 24.01.2006 14:48:18

Re: Да здравствует...

>>Субботники - это выражение убеждения, что малоувлекательный труд надо делить на всех поровну.
>
>Убеждение нереализуемо. Надо кого-то ставить в надсмотрщики.

Но ведь не ставили же. И сейчас не ставят.

От Miguel
К Игорь (24.01.2006 12:25:53)
Дата 24.01.2006 12:30:46

А Вы, видать, открыли новый вид энтропии? :) (-)


От Игорь
К Miguel (24.01.2006 12:30:46)
Дата 24.01.2006 13:49:59

Так это не я открыл, а Иисус Христос

Он спасение даром дает, и не только душе, но и телу и человечесву и всему миру. И человек уподобляется Богу, раскрывает свою божественную природу, тогда когда поступает так же.

От Miguel
К Игорь (24.01.2006 13:49:59)
Дата 24.01.2006 14:25:54

Так Иисус, оказывается, и по физике был специалист :) (-)


От Игорь
К Miguel (24.01.2006 14:25:54)
Дата 24.01.2006 14:49:31

Ну если создателя физических законов можно назвать специалистом - то да (-)


От Miguel
К Игорь (24.01.2006 14:49:31)
Дата 24.01.2006 15:02:26

А он не создавал, а пользовался ими - по воде там ходил, хлебы ксероклонировал.. (-)


От Игорь
К Miguel (24.01.2006 15:02:26)
Дата 24.01.2006 15:17:57

А что Вам мешает так же пользоваться? (-)


От Miguel
К Игорь (24.01.2006 15:17:57)
Дата 24.01.2006 15:43:38

Происхождение. (-)


От Владимир К.
К Игорь (19.01.2006 18:56:13)
Дата 21.01.2006 00:33:07

Действительно. Вот интересный пример.

Я недавно наткнулся на сравнительно старую статью, которая меня, как
"пальмовода", заинтересовала:

+++
КПК: что внутри

Уверен, большинству владельцев КПК крайне любопытно было бы взглянуть на
"начинку" своих карманных помощников. Однако, по ряду причин - будь то
нежелание нарушить гарантийные пломбы или просто боязни что-нибудь сломать -
далеко не все на это отваживаются. Поэтому мы сделаем эту часть работы за
них. В нашем распоряжении Casio E-11 Pocket-size PC, Palm III, Palm V и
Psion Series 5mx. Это уже не самые современные модели КПК, но, пожалуй, одни
из самых распространенных.
...
Источники и материалы:
"Мобильные компьютеры"
Автор или перевод: Владислав Воронин
Оригинал статьи находится на сайте HPC.ru
http://www.hpc.ru
+++

Но не это главное. Читая статью, пробегаю глазами строки:

"В центре платы - самое интересное: съемная мини-плата с ПЗУ. Наличие этой
съемной платы позволяет предположить, что Casio планировала выпуск ПЗУ с
новой версией системы для модернизации КПК, однако, насколько нам известно,
этого сделано не было."

... и задумываюсь: ведь на разработку и выпуск этой платы, которая так и не
понадобилась, функциональность которой так и не была реализована в
соответствии с замыслом, были потрачены ресурсы (как прямо - в виде
материалов, так и опосредованно, в виде затрат на оплату труда разработчиков
и рабочих). И сколько "по мелочам" на такие платы и платочки и всякие
прибамбасы, выкинутые в конечном счёте "в корзину", ушло ресурсов в маштабах
экономики - страшно
представить. Разумеется, по западным меркам всё это имело огромный смысл (в
соответствующей _иерархии_ ценностей!). А по нашим?

А можно взглянуть ещё с одной стороны.
Здесь в качестве более-менее положительного примера приводились результаты
конкуренции
при разработке бытовых и учебных ПК в СССР.
https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/169771.htm
+++
...
Замечу, что когда СССР очень нужно что-то из области, неизвестной никому -
отбросив всякий марксизм-ленинизм, внедряли конкуренцию. Когда в 1984 году
Ершов объяснил-таки военным необходимость внедрения информатики в школах,
одинаковое техническое задание на разработку учебного компьютера получили
два министерства СССР (радиопромышленности и электронной промышленности).
План состоял в том, что бы лучший из 2 образцов пошел в большую серию, а
результат годовой деятельности другого министерства - в в помойку (в
результате его все же производили, но в меньших количествах). И министерства
конкурировали сильнее, чем многие фирмы сегодня, ибо победитель получал кучу
и материальных, и нематериальных благ. Правда, выбор "лучшего" образца (а
также соответствие образцов ТЗ) было отдано не потребителю, а госкомиссии,
поэтому усилия было выгодно направлять не только на совершенствование
компьютера, но и на борьбу за состав комиссии (каковой изменили после
вынесения первым составом "неправильного" решения).
...
+++
Так вот, как бывший _школьный_ преподаватель "информатики" я, как и все
коллеги, на своей шкуре испытал специфические последствия этого, хоть и
"недо-" конкурентного разнообразия.

Во первых, если внимательно просмотреть, какой компьютер, на языке нынешних
понятий, "пиарился" в прессе (такой как "Наука и Жизнь" или "Информатика и
образование") и продвигался по всем каналам - это будет широко известный
БК-0010, который и в розничных магазинах бывал (в Москве) - и, что ещё
важнее, которыми комплектовались массовые школьные классы информатики
(КУВТ-86).

Между тем, это была далеко не единственная разработка. И образцов было даже
не два. И вот, если посмотреть на технические характеристики (не забыв и про
стоимость), то окажется, что в своём классе зеленоградский (читай
московский) БК-0010 был далеко не лучшим (можно сравнить хотя бы с
компьютером Вектор-06ц разработки кишинёвских приборостроителей).

Почему так получилось? Конкуренция шла не столько по техническим параметрам
и т.п. (хотя и это играло важную роль), сколько по тому, чей клан, чья
группа сильнее (а что является силой - определялось спецификой общественного
устройства) - можно сказать, универсальным законом конкуренции. Но тот, кто
считает, что в западных странах дело обстоит лучше - могут задать себе
вопрос: неужели завоевавшая рынок платформа "Wintel" (как техническое
решение) самая лучшая? Позволю себе утверждать, что "там" тоже для данного
случая действует тот-же закон: "кто сильнее - тот и прав". Причём "силой"
выступает отнюдь не обязательно преимущество в техническоем совершенстве
продукта, удобстве и дешевизне его для потребителя (вспомним объём рекламной
индустрии). Т.к. вышеперечисленное - всего лишь способ, а не цель
конкуренции, и если эффективны другие способы - в действие вступают и они.
Суммарный технический результат конкуренции (в сравнимых условиях) для той и
для другой _нормально работающей_ в соответствующей культуре системы
общественных производственных отношений, как видим, может оказаться мало
отличающимся (кардинальное различие создаётся только "промыванием мозгов":
дизайном и рекламой, институционально существующим в "той" системе).

Но это всё призказка.
Теперь о главном.

Даже при том, что в систему образования было бы поставлено не самое лучшее
техническое решение их сущесьвующих, это не породило бы таких проблем, с
какими она в реальности столкнулась, если бы это решение (модель бытового и
базового школьного компьютера) была _единственной_! На деле, в школу пошли
поставки КУВТ на основе чуть ли не десятка разных моделей.

Это вполне ожидаемо породило массу препятствий для обмена опытом,
программами, методическими наработками, помощи и взаимопомощи с
обслуживанием и ремонтом! Это у преподавателей. Но можно представить и
проблемы учеников при переводе в другие школы. Вся школьная профессиональная
пресса в те годы полна сообщениями о том, как учителя в меру своих
способностей и возможностей (очень разных) пытаются с разным успехом решать
массу всех этих проблем. Изобретая, раз за разом, "велосипеды" (зачастую,
понятно, кривые и косые).

Это один из примеров и того, как конкуренция, помимо "прямых" эффектов, типа
повышения затрат, создаёт ещё и соответствующую институциональную среду в
обществе (которую называю "мусорной"), затрудняющую его, обещства,
существование и воспроизводство как целого (если у общества есть избыточные
ресурсы (в широком смысле: начиная от материальных и заканчивая
соответствующими культурными особенностями), способные компенсировать это, -
оно существует, если нет - быстро или медленно разрушается). Апологеты
конкуренции склонны не замечать ни её прямых издержек - ни подобных
косвенных. Но это, понятно, вопрос иерархии ценностей, опирающейся, в свою
очередь, на картину мира и представления о человеке (простите за постоянное
напоминание).



От Владимир К.
К Владимир К. (21.01.2006 00:33:07)
Дата 03.02.2006 18:49:15

Александр Шень - Информатика: Былое и думы (*+) Статья точно в тему!

http://offline.computerra.ru/print/offline/2001/411/12509/

Информатика: былое и думы
Автор: Александр Шень
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №34 от 10 сентября 2001 года

1984

Именно в 1984 году (и Дж. Оруэлл тут ни при чем) академик Андрей Петрович Ершов убедил Политбюро, что надо ввести в школах новый предмет - информатику. (По слухам, главным аргументом была необходимость владения современными технологиями для управления зенитными ракетами или еще чем-то в этом роде. Похоже на правду.) Раз Политбюро решило, надо предмет внедрять - значит, нужны учебники, учебные программы и т. п. В срочном порядке была создана группа авторов под руководством Ершова и Монахова (в основном из сотрудников НИИСИМО - Научно-исследовательского института содержания и методов обучения Академии педагогических наук). Соавторы Ершова писали фрагменты учебника, он их редактировал - и в какой-то момент осознал, что печатать такое нельзя. Тогда он попросил группу математиков (А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев, А. Л. Семенов) помочь в редактировании - что свелось к полному переписыванию материала. К этому делу был привлечен и я. Разумеется, весь авторский состав был утвержден заранее и потому изменен быть не мог, так что сотрудники НИИСИМО оказались в незавидном положении: под их фамилиями выходил текст, на который они и повлиять-то особо не могли. Пользуясь случаем, приношу им свои извинения как невольный участник той истории.

Поскольку все сроки давно прошли, а напечатать к новому учебному году надо было чуть ли не 4 миллиона экземпляров, работа шла в авральном режиме. Написанные ночью фрагменты текста за день набирались на фотонаборных машинах, и куски пленки с помощью ножниц и клея героическими усилиями редакторов издательства «Просвещение» собирались во что-то связное. (До сих пор, видя знакомые фамилии редакторов в учебниках этого издательства, я вспоминаю их с благодарностью.)

В понимании Ершова (и нашем) предметом курса было изучение алгоритмических конструкций - то самое программирование, которое вторая грамотность. Эти конструкции записывались на «алгоритмическом языке», как называл его Ершов. Язык имел русские ключевые слова («если-то-иначе-все» для выбора, «пока-нц-кц» для цикла и т. д.). Некоторые из этих слов уже использовались в русском переводе описания Алгола-68 (под редакцией Ершова), но конструкцию цикла пришлось заменить: в переводе она читалась как «пока-цк-кц» (while-do-od); не знаю, как цензура пропустила, но уж в школьном учебнике комбинация «пока-цк» была абсолютно немыслима 1.

Ершов, правда, не вполне четко формулировал, как он представляет этот алгоритмический язык: то ли как конкретный язык, на котором можно писать программы (пусть не реализованный, но с четкими правилами), то ли скорее как абстрактный псевдокод, на месте которого знатоки легко вообразят соответствующие конструкции известных им языков. Так что объяснения формальных правил языка сочетались в книге с «примерами из жизни» («если кофе_холодный то подогреть; выпить иначе выпить все»). Мой друг, узнав об этом, сразу же предложил пример: «если нога_поднята то опустить_ногу иначе упадешь все».

Так или иначе, в учебнике разбирались разные алгоритмы, записанные на этом языке (в том числе и весьма непростые; например, мы пытались объяснить, как можно численно решать дифференциальные уравнения из курса физики).

Учебник информатики вышел в двух частях - для 9-го и 10-го класса. Он был переведен на языки народов СССР, и знакомые как-то привезли мне в качестве сувенира книжку, в которой можно было узнать учебник лишь по цвету обложки да по формулам в программах.

Естественно, к моменту начала занятий в школах не было ни машин, ни учителей, которые были бы готовы вести урок по такой странной книге. Ершов, правда, отстаивал осмысленность «безмашинного варианта» преподавания информатики, говоря, что понятие алгоритма является фундаментальным и может изучаться наравне с фундаментальными понятиями математики, а машины нужны только в качестве иллюстраций. (Недоброжелатели в ответ говорили о бассейне в сумасшедшем доме, куда, может быть, нальют воду, когда обитатели научатся плавать.) Думаю, что у Ершова была и задняя мысль: если не «пробить» введение курса информатики в безмашинном варианте, то компьютеры в школах так никогда и не появятся.

Прав ли он был? С одной стороны, да. Безусловно, можно изучать теорию алгоритмов и без компьютеров. Но будет ли интересно школьникам? И смогут ли это делать преподаватели, если и они никогда не видели машин и реально программировать не умеют, а в лучшем случае прослушали некие курсы переподготовки в столь же безмашинном варианте? Видимо, отрицательные ответы очевидны. Впрочем, можно возразить, что и с математикой не лучше: многие учителя (боюсь, большинство) не имеют опыта решения математических задач, и что они могут объяснить школьникам? И если в школах десятилетиями преподаются загадочные тригонометрические уравнения с их мистическими ОДЗ, то чем хуже циклы и операторы? С другой стороны, и в том и в другом случае есть преподаватели, которые все это понимают и (при удачном стечении обстоятельств) могут объяснить ученикам.

Вероятно, ближе к жизни был бы учебник, объясняющий основы программирования на бейсике, который все-таки хоть где-то можно было посмотреть живьем. (Но в то время я, как и другие авторы учебника, не понимал, что само по себе знакомство с идеей автоматического выполнения программы, пусть даже и на убогом языке, является ценнейшим интеллектуальным опытом для школьников. Впрочем, все равно стратегическое решение оставалось за Ершовым.) Такие учебники и пособия потом стали появляться - видимо, под давлением жизни.

Преподавание началось (что было неизбежно - раз партия сказала «надо»); одновременно пришлось готовить учителей. В частности, обязанность читать курсы для них была возложена на МГУ, и возник вопрос, что же на них преподавать. В экстренном порядке два сотрудника университета (Д. В. Варсанофьев и А. Г. Дымченко) написали интерпретатор алгоритмического языка, который работал на машине PDP-11/40 (ее цельнотянутая копия называлась СМ-4) в многотерминальном режиме. Точнее, даже не интерпретатор, а «редактор-компилятор»: на экране можно было редактировать программу, а справа сразу же появлялись сообщения о синтаксических ошибках; программу можно было запустить, и по ходу ее выполнения рядом с текстом показывались значения переменных и т. д. До сих пор не могу поверить, что такая вещь обслуживала восемь (или шестнадцать, не помню точно) терминалов на машине с 256K памяти без видимых задержек при редактировании, и написана она была за неделю или около того. Эта система получила название «E-практикум». (Конечно, в ней было полно ошибок и недоделок, но в основном все работало.)

Наряду с учебниками в программу информатизации школы входили разработка и изготовление компьютеров. Дело поручили двум министерствам - радиопромышленности и электронной промышленности, которые тем самым выступали как конкуренты. Было составлено техническое задание на школьные компьютеры (насколько я помню, 64Kбайт фигурировали как желательный, хотя и необязательный объем оперативной памяти). Параллельно в Японии закупили (у фирмы Yamaha) довольно большую партию машин стандарта MSX: процессор Z80, килобайт 20 доступной оперативной памяти, еще несколько килобайт можно было выкроить из видеопамяти; операционная система называлась MSXDOS и представляла собой версию CP/M. К этим машинам потом нашли (чтобы не сказать - украли) компилятор урезанного языка C и одну из первых версий Turbo Pascal. В школу обычно поставлялась одна машина с дисководом (на 720K) и еще десяток машин без дисковода.

Через некоторое время министерства-конкуренты представили свои разработки. Радиопромышленность подготовила к производству спроектированную на физфаке МГУ машину «Корвет» на основе процессора 8080 (советская копия которого к тому времени выходила под названием К580). На ней можно было запускать CP/M и работавшие под CP/M программы. Но мне больше знакома разработка Министерства электронной промышленности, поскольку по странному стечению обстоятельств я был включен в состав госкомиссии по приемке которая должна была эту машину одобрить.

Предлагавшийся к сдаче компьютер был недопеределанным вариантом БК-0010, и те несколько экземпляров, которые успели сделать для демонстрации «компьютерного класса», были собраны «на живую нитку». По замыслу разработчиков буквы на экране изображались в матрице 5x7, но если присмотреться, было видно, что на некоторых экземплярах была матрица 3x7, и тем самым буква «Ш» изображалась сплошным прямоугольником. Комиссии стало ясно, что компьютер годен только на выброс. Но надо было формально обосновать свое решение, сославшись на невыполнение пунктов технического задания. Это было не так просто, тем более что агрессивно настроенные работники завода (ведь для них речь шла о срыве важнейшего задания партии) все отрицали, да и сами требования были сформулированы плохо. Вот еще эпизод: в задании было указано, что должна быть возможность изготовления «твердой копии» (hard copy), а принтера в составе класса не было. Но работники завода утверждали, что под твердой копией понимается запись на дискету, а если дискета недостаточно твердая, можно записать и на магнитофонную кассету… Еще помню, как-то заводское начальство отвело меня в сторонку и несколько угрожающе сказало: вам, дескать, компьютер не нравится, а академик такой-то его поддерживает. Я отвечал уклончиво, что бывают разные мнения и т.п. Тогда меня спросили, не хочу ли я поговорить с академиком. Видимо, мой ответ «почему бы и нет?» был неожиданным, так как на этом разговор прервался и академика я так и не увидел.

В итоге, найдя какие-то формальные несоответствия, несколько членов комиссии, в том числе и я, написали особое мнение о том, что принимать компьютер нельзя. Вскоре меня вызвали в комитет партийного, а потом и в комитет народного контроля, - видимо, начался внутриведомственный скандал. Так или иначе, через некоторое время другая комиссия (куда меня, естественно, уже не включили) приняла исправленный вариант устройства, известный под названием УКНЦ.

Когда «Ямахи», «Корветы» и УКНЦ появились в школах, ситуация стала еще более странной: раньше был просто безмашинный курс информатики, а теперь тот же безмашинный курс предлагалось преподавать в присутствии машин, на которых все иначе (никакого алгоритмического языка нет, а есть в основном бейсик). Пытаясь заполнить этот пробел, группа Кушниренко выпустила новый учебник (в 1988 году как пробный, а в 1990-м улучшенный вариант массовым тиражом, его авторы А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев и Р. А. Сворень) и версии «Е-практикума» для школьных машин. К сожалению, этим занималось всего несколько человек (прежде всего М. Эпиктетов), а работа была хлопотная (особенно учитывая крайнюю ограниченность ресурсов вышеупомянутых компьютеров), и по большому счету не была доведена до конца. Не было также и подробного описания языка. В общем, «ершол» не стал «русским бейсиком», хотя и продолжал использоваться в некоторых школах (потом появилась версия и для IBM PC). А жаль. Мне до сих пор кажется, что

опыт составления программ - самое ценное, что может получить школьник на уроках информатики (не с точки зрения будущей профессии, ведь мало кто будет программистом, а с точки зрения интеллектуального развития);

учебник, написанный группой Кушниренко, и программное обеспечение к нему остаются самой серьезной попыткой в этом направлении (по крайней мере, в России). Но это направление оказалось непопулярным и было вытеснено (как видно из более поздних вариантов программ и учебников) малосодержательными разговорами общего характера о «роли информации в обществе», а также курсами «пользователей Microsoft Windows»…

Чему можно учить в школе?

На «уроках информатики» могут происходить самые разные вещи. Ниже приводится не претендующий на полноту перечень с короткими комментариями.

Использование обучающих программ для преподавания других предметов (не связанных с программированием).

Говорили, что компьютер (или Интернет) приведет чуть ли не к революции в образовании, появятся обучающие программы и т. п. Действительность оказалась более чем скромной. Есть, конечно, и организационные трудности (согласование расписания, недостаток компьютеров), но главная причина в том, что это вообще не очень получается.

Даже тренажеры (скажем, клавиатурный), тестовые задания и другие средства «малой механизации» прижились плохо, не говоря о более интеллектуальных вещах. Я не видел ни одного школьника, который бы научился чему-то «некомпьютерному» благодаря компьютерной программе. Умеренно полезные программы бывают (скажем, для иностранных языков), но не более.

Использование ПО как рабочего инструмента при изучении других предметов и творческой деятельности школьников.

Имеется в виду, скажем, подготовка сочинений с помощью компьютера, использование энциклопедий и Интернета при поиске материала по той или иной теме, создание тематических сайтов, художественное творчество с применением компьютерной графики и т. д.

Это очень ценно, но только в тех случаях, когда и без компьютера было бы хорошо (учителя талантливые, школьникам интересно), а такое бывает редко. В противном случае использование компьютера вырождается в списывание рефератов из Сети, чаты, игры, просмотр фривольных картинок и т. п.

В следующих пунктах компьютер и программы являются самостоятельным предметом изучения, а не вспомогательным средством.

Начальный замысел Ершова - овладение «алгоритмической культурой», программирование как «вторая грамотность».

Дело непростое, но очень ценное. С моей точки зрения, это в наибольшей степени обогащает интеллектуальный опыт школьника. И не так важно, какой язык используется (все равно программистами будут немногие).

Основная проблема: нужен учитель, который умеет программировать (и администрация школы не должна этому препятствовать, ссылаясь на какие-то программные требования к умениям и навыкам по информатике).

Общее знакомство с окружающим компьютерным миром - как экономическая география или история. Раз вокруг много компьютеров и электроники, желательно, чтобы люди хотя бы в общих чертах представляли, как эта техника работает.

Проблема в том, что без умения программировать (и без знания основ физики) такие сведения неизбежно превратятся в описательную болтовню.

Прививка от компьютерофобии.

Как говорят злые языки, поскольку нет надежных программ, остается растить устойчивых к отказам пользователей. В этом есть резон, хотя не вполне очевидно, насколько иммунитет к одной программе предотвращает страх перед другими.

Наконец, простое соображение: раз на рынке труда есть спрос на «менеджеров (вариант: секретарш) со знанием Office», почему бы школьников не обучать этому пакету?

Конечно, при этом занятия вырождаются в изучение конкретных команд конкретных продуктов фирмы Microsoft. Вдобавок продукты этой фирмы так неустойчивы (в смысле - часто меняются и мутируют), что к тому времени, как выпускник школы начнет трудиться, версии (и проблемы) скорее всего будут другими.

Если бы директором был я…

то - подходя реалистически - при закупке компьютеров для школ ничего бы не придумывал, а исходил из цифры $350 на компьютер, $250 на монитор и попытался получить задешево ($30-70) лицензии на комплект (Windows+Office) старых продуктов фирмы Microsoft (что, видимо, не просто). К такому классу нужен сервер за $1000-1500. При этом экономить надо скорее на производительности, а не надежности или эргономике;

или - как идеалист-романтик - попытался найти подрядчиков, поставляющих классы с сопровождением (можно использовать и Linux, и Windows, но легальные копии). Компьютеры могут быть и second-hand, если заботу об их оперативной замене берет на себя подрядчик;

или - совсем отрываясь от действительности - попытался бы заказать учебно-методический комплект для курса программирования (программное обеспечение, учебники, пособия по языкам программирования, сборники заданий, системы тестирования и т. п. - все должно быть согласовано и предустановлено, так что в школе останется лишь включить компьютер). Базовой операционной средой можно взять DOS на машинах школьников плюс UNIX на файл-сервере (или UNIX везде). Что касается языка программирования, я бы заказал три конкурирующих проекта: на основе специальных сред типа «Лого-Роботландии» и т. п., на основе «E-практикума» (группы Кушниренко) и на основе Turbo Pascal.

От Miguel
К Владимир К. (21.01.2006 00:33:07)
Дата 21.01.2006 09:27:55

Поступление в советские вузы - куда уж интереснее. (-)


От Александр
К Miguel (21.01.2006 09:27:55)
Дата 21.01.2006 10:39:33

И чемпионат по футболу. (-)


От Александр
К Владимир К. (21.01.2006 00:33:07)
Дата 21.01.2006 01:25:39

Товарный фетишизм

>Даже при том, что в систему образования было бы поставлено не самое лучшее
>техническое решение их сущесьвующих, это не породило бы таких проблем, с
>какими она в реальности столкнулась, если бы это решение (модель бытового и
>базового школьного компьютера) была _единственной_! На деле, в школу пошли
>поставки КУВТ на основе чуть ли не десятка разных моделей.
>Это вполне ожидаемо породило массу препятствий для обмена опытом,
>программами, методическими наработками, помощи и взаимопомощи с
>обслуживанием и ремонтом! Это у преподавателей. Но можно представить и
>проблемы учеников при переводе в другие школы.

Горбачевщина. Из компа сделали фетиш. Надо было от школы плясать, а не от "производителей". Девайс то простой. Дома склепать можно было. Зачем играть в крутых "разработчиков"? Можно было пустить тем же порядком как и разработка учебников. И главное это вообще никак с частной инициативой не утрясешь - как не крути получишь кучу примерно одинаковых устройств сделанных на двух серийно выпускаемых процессорах. При чем чем более разумное задание тем более одинаковыми будут продукты "конкурентов". Непременно будут обиды и коррупция. Лучше уж сразу сделать государственную программу. Вояки умели обрубать лишние побеги чтобы потом голова не болела. У школы опыт тоже был - учебники то стандартные. Но похоже загипнотизировали "технологией". Вобщем вывод для данной "комбинаторной" области такой - конкуренция должна обрубать лишнее. Но план делает это гораздо эффективней и бескровней.

Комбинаторика должна применятся для решения комбинаторных проблем. Вон всякие молодежные субкультурки вроде панков с роккерами только и думают как бы выделиться с помощью необычной комбинации заклепок, цвета, материала, покроя, текстуры, отблеска и т.д. и т.п. - им комбинаторная библиотека решений от конкурирующих "частников" в самый раз.

От Владимир К.
К Владимир К. (21.01.2006 00:33:07)
Дата 21.01.2006 01:09:51

Важное исправление и дополнение.

...
Даже при том, что в систему образования было поставлено не самое лучшее
техническое решение из существующих (это не порождает и не породило каких-то
особых проблем, связанных собственно с _техническим уровнем_ компьютеров, за
исключением сугубо _эргономических_ характеристик мониторов и клавиатур - но
этим в те годы и западная техника никак в массе не могла похвастаться), не
было бы тех проблем, с какими она (система образования) в реальности
столкнулась, если бы это решение (модель бытового и базового школьного
компьютера) было _единственным_! На деле, в школу пошли поставки разных КУВТ
на основе чуть ли не десятка разных моделей компьютеров (чем дальше по
времени - тем разнообразнее).
...


Общий вывод (для тех, кто не понял суть примера) по данному случаю,
изложенному в предыдущем моём сообщении и дополненному в этом:

Применение конкуренции - с одной стороны не оправдало возлагавшихся на неё
надежд, но с другой стороны создало большие и долгосрочно действующие
общественные проблемы.



От Miguel
К Владимир К. (21.01.2006 00:33:07)
Дата 21.01.2006 00:40:42

Примеров можно привести сколько угодно в пользу обеих точек зрения (-)


От Владимир К.
К Miguel (21.01.2006 00:40:42)
Дата 21.01.2006 01:18:07

Но всё будет упираться в ту или иную систему ценностей.

По ним примеры и становяся сравнимыми.