От Привалов Ответить на сообщение
К Привалов Ответить по почте
Дата 28.04.2003 18:12:19 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Продолжение

А разве прямых данных по потерям военной техники с обоих сторон нет? На ВИФе спрашивать не пробовали, чем такие косвенные данные приводить? Может быть они знают и соотношение потерь личного состава по отдельным родам войск. Я только знаю что общее соотношение потерь на поле боя у Советской и немецкой армии во время ВОВ примерно 1,5:1 ( или 1,6:1), но понятно, что основные потери приходились на пехоту, так что немногочисленные по отношению к ней танкисты и лётчики, в общем-то могли нести большие потери.

Но в любом случае, огульно обвинять Советское командование в том, что они бросали в бой неподготовленные экипажи танков и самолётов без серьёзных причин, нельзя. Более серьёзных, чем желание отрапортовать и т.д. Поставьте себя на место командования в следующей ситуации: фронт подходит к крупному городу, в котором находятся важные предприятия, и куда сходятся крупные ж.д. линии и т.д.
Лётчиков готовых нет, имеющийся лётный состав по хорошему, надо учить ещё хотя бы полгода. Но вражеская авиация столько ждать не будет - разбомбит транспортные пути, все важдые для защиты города объекты и нанесёт огромные потери наземным войскам. И командывание бросает в бой зелёных курсантов, надеясь, что хоть и придётся разменивать их на немецких как 5 к 1 или даже больше, но каждый сбитый немецкий самолет - это спасённый эшелон с пехотой, то есть во много раз больше жизней пехотинцев и других наземных войск.

И такими соображениями при нехватке квалифицированного личного состава руководствовалось не только наше командывание. Как известно, к 44 году, когда война постепенно перемещалась к Германии, и господство в воздухе переходило к нашим, германское командывание не только сократило сроки обучения личного состава для авиачастей, но и начало посылать в действующую армию инструкторов лётных школ. А почему оно так делало? Потому, что перед ним встала та же проблема, которую нашим приходилось решать в первые годы войны - прикрывать войска надо сейчас, а классные пилоты уже все перебиты. Кстати, знаменитые немецкие асы, сбивавшие намного больше самолётов, чем самые лучшие наши, на самом деле, не настолько превосходили их в классе. На начальном этапе войны, когда немцы не испытывали кадрового голода, эти асы были освобождены от рутинных задач прикрытия наземных войск, и занимались только охотой. В групповых воздушных боях, на которые приходится большая часть потерь, они, как правило, не участвовали. Потом, когда немцев прижали, им пришлось и своих асов заставить "тянуть лямку". Так например, их самый большой ас (не помню, как зовут, помню только прозвище - "детка"), как только стал летать с обычными лётчиками на прикрытие наземных войск - был сбит, кажется, на шестом вылете. Так что один самолёт Покрышкина или Кожедуба, сбитый в условиях групповой "мясорубки" стоит, может быть, дороже, чем пяток сбитых каким нибудь немецким асом.

И с танками, каквы понимаете, такая же картина.

А что касается того, хватало или не хватало военных заводов - главным показателем здесь, на мой взгляд, является то, что перевооружение Красной армии не было закончено к 41 году, хотя шло полным ходом. И винтовки на автоматы не успели заменить, и бензиновые танки на Т-34 и КВ, и И-16 на Ла-5. Именно это играло черезвычайно большую роль. Известно же, как одинокий КВ в начале войны выбивал за бой до десятка немецких танков, и оставался живым. Вот только был он один на всю дивизию.