От Мак Ответить на сообщение
К Мак Ответить по почте
Дата 24.04.2003 20:13:09 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Цикл статей в "НГ-Наука" о проблеме переброски рек (*)


О "ПЕРЕБРОСКЕ" БЕЗ ЭМОЦИЙ

Редакция "НГ-науки"

Уже примерно год прошел с того момента, как мэр Москвы Юрий Лужков обратился к президенту России Владимиру Путину с письмом, в котором обосновывал свои соображения по поводу возобновления (а вернее - реанимации) проекта переброски части стока сибирских рек в районы Средней Азии.

Справедливо отмечая, что в последние десятилетия в отдельных регионах СНГ, включая Россию, наблюдается крайне напряженное положение с обеспеченностью водными ресурсами, московский градоначальник подчеркивает: "Для нынешнего столетия будет характерна продажа пресной воды на мировом рынке в объемах, сравнимых с объемами продажи нефти. При этом цена продаваемой воды, как показывает уже существующий небольшой опыт, будет неуклонно возрастать, а все затраты на обустройство инфраструктуры торговли водой будут более эффективными, чем на инфраструктуру торговли, например, нефтью, так как вода является возобновляемым ресурсом, а нефть - нет.

Вполне приемлемые научные и технические решения водообеспечения были найдены уже в последние десятилетия существования СССР. В 70-80-х годах была начата проработка идеи так называемого "поворота рек" или "переброски" части вод некоторых западносибирских рек в южные республики СССР.

В организационно-техническом плане эта идея была проработана достаточно основательно. (К 1986 году было завершено ТЭО.) Однако в 1986 году этот проект был закрыт решением Политбюро ЦК КПСС".

Техническая сторона предложений Лужкова сводится к следующему. "Использовать 6-7% общего дебета реки Обь (весь сброс Оби 316 куб. километров в год, по проекту отбирается 27 куб.км) в качестве ресурса, продаваемого сельскохозяйственным и промышленным производителям России, Казахстана, Узбекистана и, возможно, Туркменистана, без ущерба для экологии всей гидросети Тобол-Иртыш-Обь.

Место водозабора в канал - створ "Белогорье" на реке Оби близ города Ханты-Мансийска. (Возможен иной, более современный технический вариант водовода.) Объем водозабора (брутто) - 27,2 куб. км в год, или 6-7% всего стока...

Протяженность трассы - 2550 км. Пропускная способность канала - 1150 кубометров воды в секунду (открытый канал, ширина - 200 м, глубина - 16 м).

На Тургайский водораздел воду должны поднимать последовательно пять насосных станций на общую высоту 110 метров. Далее по трассе канала предусматривается строительство еще трех насосных станций (одна - перед рекой Сырдарьей и две - перед рекой Амударьей). Установленная мощность насосных станций - 2,7 миллиона киловатт, годовое потребление электроэнергии - 10,2 миллиарда киловатт-часов...

В России намеченный канал проходит по территории Ханты-Мансийского автономного округа, Тюменской и Курганской областей. Водопользователями становятся Челябинская и Курганская области...".

Не забыта и финансово-организационная сторона проекта.

"Юридической формой реализации такого проекта может стать создание Международного евразийского консорциума с долевым участием сторон...

Представляется наиболее целесообразным для подготовки первоначальных предложений сформировать рабочую группу из представителей Министерства природных ресурсов Российской Федерации и представителей правительства Москвы. Участие Министерства природных ресурсов естественно и по статусу, и по сосредоточенной в его учреждениях информации. Важно также, что это Министерство должно быть прежде всего озабочено стратегическими интересами государства в целом...".

И хотя о какой-либо реакции российской исполнительной власти на инициативу Юрия Лужкова неизвестно до сих пор, обсуждение этого проекта (кулуарное и в СМИ) продолжается довольно интенсивно. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мнение наших экспертов по этому вопросу.
материалы: Независимая Газета c 1999-2003
Опубликовано в Независимой газете от 23.04.2003
Оригинал: http://ng.ru/science/2003-04-23/13_water.html

* * *


РОССИЯ СОБИРАЕТСЯ ЗАТОПИТЬ СРЕДНЮЮ АЗИЮ

Прежде чем создавать планы переброски рек, надо кардинально улучшить систему водопользования

Александр Победимский

Об авторе: Александр Арсеньевич Победимский - инженер-гидротехник

В конце минувшего года вдруг подала признаки "жизни" давнишняя идея, вернее, ее труп - переброска части стока сибирских рек в Среднюю Азию. Нам объяснили, что не весь сток перебросить надо, а только часть его.

Можно было бы не обращать внимания на эти заявления, не появись на страницах "Литературной газеты" (# 17, 2002 г.) высказывание советника министра природных ресурсов Н. Михеев: "Она (вода) не наша, течет к нам оттуда (из Казахстана)".То есть 36 кубокилометров воды в год приходит в Россию из Казахстана по Иртышу и его притокам - Тоболу и Ишиму, а Россия отдает обратно только 8 по реке Урал. А посему - лучше отдать 5-6%, а то имеют право забрать свои кровные 50%.

Так ли это? Основное русло Оби, из которой предполагалось забрать воду для переброски, полностью формируется в России. В устье ее расход равен примерно 400 кубокилометрам. В 1950-е годы Иртыш вливался в Обь с расходом 35 куб. км и если что-то за это время изменилось, то только в меньшую сторону. На полпути Иртыша, Тобола и Ишима, на границе с Казахстаном, никак не могут быть 36 куб. км, тем более что мощная подпитка их идет из российских болот. Сравните 400 куб. км и цифру, куда меньшую чем 35 на выходе из Казахстана и решите: наша все-таки вода или не наша?

Допустим, что действительно 36 куб. км в год приходят извне. Станут ли Казахстан с Узбекистаном забирать половину? Для этого нужны на Иртыше, Тоболе и Ишиме крупные водохранилища и между ними - канал длиной примерно 800 км. Далее - повести его в Узбекистан с расходом 18 куб. км и сечением в 18 раз больше, чем у великой сталинской стройки - канала им. Москвы (1 куб. км.). Станут ли Казахстан с Узбекистаном этим заниматься? Даже с помощью "мирового сообщества"?

А еще мы узнали от г-на Михеева, что "в Центральной Азии очень обострилось положение с водными ресурсами. В Узбекистане произошел рост населения" (Вот это новость! - А.П.) В конце добавил: "Решать проблему роста населения в Центральной Азии нужно".

Выходит, что российское ведомство, как-то связанное с географией, собирается решать проблему роста населения именно в Центральной Азии, т.е. в Китае и Монголии. Но при чем здесь тогда Узбекистан в Средней Азии?

Ну и, наконец, альтернатива в Узбекистане: "Или сокращение населения (надо полагать - прироста населения. - А.П.), или дополнительное развитие производства на фоне убывающих водных ресурсов".

Альтернатива более чем странная. В Средней Азии, наверное, уже:

- приведены в порядок оросительные системы, где 60-70% воды не доходило до хлопкового куста?

- соблюдаются нормы полива и на капельное орошение перешли?

- промышленность переведена на замкнутое водоснабжение или даже безводную технологию;

- максимально используются подземные воды и местные стоки.

Наверное, все это там уже есть, но без переброски не обойтись?

И еще. В 1970-е годы на переброску работали десятки НИИ. Тогда же журнал "За рубежом" сообщил о том, что одна из чилийских лабораторий добилась того, что потребность культурных растений в воде уменьшилась на 40-90% за счет уменьшения испарений с листьев. Если бы в то время хоть один институт занялся этой проблемой, разговоры о необходимости переброски отпали бы навсегда.

Теперь целование давно уж мертвой царевны неожиданно взял на себя мэр Москвы Юрий Лужков после "конфиденциальных обсуждений" с главами среднеазиатских государств. Хочет водой торговать. Как нефтью. И не подпускать к проекту "лиц, видящих здесь прежде всего источник личного обогащения". Только теперь непонятно - должна ли Россия отдавать 5-6%, как считает Минприроды, или продавать почему-то те же 5-6%?

А если южные соседи, вооружившись расчетами Минприроды, решат, что вправе продавать нам 28 куб. км воды в год (36 из Иртыша, Тобола и Ишима минус 8 из Урала)?

Мэр московский предвкушает профит от орошения и освоения новых земель. Когда проектировались водохранилища волжских ГЭС, предполагалось то же самое. В результате потеряли ценнейшие земли волжской поймы, стада ценных проходных рыб. Орошаемые сельхозугодья остались практически в архивах Гидропроекта.

Где наш мэр собирается осваивать и орошать новые земли? На болотах все той же Западной Сибири или на просторах Северного Казахстана? Это при вымерших российских деревнях и березовых рощах там, где были поля!

Возможно, что среднеазиатские участники консорциума, подсчитав свою долю участия в нем (надеюсь, что "халявы" для них не будет) и взвесив возможность осуществления, решат, что им выгоднее привести в порядок свое водопользование. Но это, к сожалению, маловероятно. Кто-то потирает руки, ожидая денежных вливаний, не сравнимых ни с войнами в Чечне, ни с подозрительными попытками ее восстановления.

Есть еще мнение, что, забрав воду из Оби, мы предотвратим наводнения. Не сказано только, что будет затоплено водохранилищами и изъято из оборота под строительство канала и дамб огромное количество пойменных и прочих земель. Конечно, там, где земля не имеет стоимости, с этим не считаются. С водой происходит огромная беда. У нее нет хозяина. Ликвидация Минводхоза - роковая ошибка. Вот только он должен быть без мелиорации - одного из водопользователей.

Минводхоз призван заниматься водохозяйственной политикой, стратегией. Его составляющими должны быть Управления бассейнов рек, т.е. рек со всеми их притоками и водосборными площадями, вне зависимости от административных и по возможности государственных границ.

Бассейновые управления должны, опираясь на обновленное и ужесточенное водное законодательство:

- с помощью современного мониторинга контролировать комплексное оптимальное и рациональное использование водных ресурсов основными водопотребителями;

- следить за техническим состоянием водохранилищ и гидросооружений. Для предотвращения наводнений и уменьшения их последствий - расчищать русла рек, наращивать или строить новые дамбы и строить обводные каналы.

- осуществлять водоохранные функции;

Что касается переброски, то в нищей, разворованной стране не стоит топить поймы и тратить безумные средства, даже с помощью и участием "мирового сообщества". Тем более что, как пишет Н.Михеев, "серьезного снижения водопотребления в этих регионах (Средняя Азия. - А.П.) не будет. Отборы воды должны быть достаточно высокими". То есть никто не собирается даже палец о палец ударить для улучшения у себя водохозяйственной обстановки.

В таком случае уж лучше - из Ганга.

материалы: Независимая Газета c 1999-2003
Опубликовано в Независимой газете от 23.04.2003
Оригинал: http://ng.ru/science/2003-04-23/13_rivers.html
---------------------
ПЯТЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ СОВЕТОВ

Вне контекста решения водных проблем Оби и ее бассейна проектировать изъятие из нее воды недопустимо

Алексей Беляков

Об авторе: Алексей Алексеевич Беляков - доктор географических наук, профессор Московской государственной академии водного транспорта.

Отклики на письмо московского мэра президенту РФ о "переброске" обской воды уже, надо надеяться, отзвучали. С одной сентенцией письма невозможно не согласиться, но с моим добавлением: "Точных расчетов у защитников проекта в прежних условиях и быть не могло, а эмоции всегда работают на пользу деструктивных сил". Пора высказаться и профессионалам - реалистично и без эмоций.

Речные воды и нефть
Нет ничего плохого в передаче воды оттуда, где ее избыточно много, туда, где ее не хватает. В Китае, например, из сооружаемого на р. Янцзы водохранилища "Три ущелья" намечена переброска воды в бассейн р. Хуанхэ в объеме 80 куб. км в год. А в обжитой, тесной и, добавим, скудной водными ресурсами Западной Европе новая гидротехническая система Рейн-Майн-Дунай (сквозное судоходство открыто в 1992 году) имеет в своем составе помимо 57 гидроэлектростанций еще 4 насосные станции, которые перебрасывают в средний по водности год 150 млн. куб. м воды из Дуная в Регниц и Майн.

Плохо другое. В письме Лужкова, как и ранее в технико-экономическом обосновании (ТЭО) "переброски" (1986 г.), речь идет лишь об объемах воды. (В письме предлагается перебрасывать из Оби в Казахстан и Центральную Азию 27,2 куб. км воды в год или, с учетом роста потребления воды бассейна Амударьи в Афганистане, 37 куб. км в год).

Но эти объемы не лежат неподвижно, подобно лежащей в недрах земли нефти. Обские воды собираются с колоссального водосбора (2 414 444 кв. км) и движутся в реках, которые и сами полны жизнью и дают жизнь окружающей среде, людям и хозяйству. Собственно, именно это и послужило причиной определенной неприязни к ТЭО 1986 года в профессиональной среде гидрологов, гидротехников, мелиораторов.

Проблема водохранилища
В письме верно замечено, что "Россия обладает значительными ресурсами пресной воды". Но, протекая в реках, они распределены во времени чрезвычайно неравномерно. За высоким паводком обычно приходит маловодная межень. (Надо ли напоминать, что катастрофические наводнения летом 2002 года происходили в вододефицитном регионе?) В этом главная проблема водных ресурсов России вообще и бассейна Оби в частности.

Решение ее - в создании на реках водохранилищ. Но водохранилищ в России не хватает. Это выявляет не столько статистика водохранилищ (в стране имеется несколько крупнейших), сколько статистика плотин: больших плотин (высотою более 15 м) в 2000 году в Китае насчитывалось 24 119 (и более 300 были в постройке), в США 6389, в Индии 2601, в Японии 2467, в Испании 871, в Канаде 820 и т.д., тогда как в России - всего 62.

В проекте "переброски" водохранилища намечены лишь в конце трассы - услуга покупателям, чтобы им было куда принимать и чем распределять доставленную из Оби воду. А в начале - ничего, бесплотинный водозабор в Белогорском створе.

Между тем в бассейне Оби значительных водохранилищ - 4, два десятка маленьких (а некоторые из них служат еще с XVIII в.) на режим бассейна не влияют. Из этих четырех 3 - на Иртыше, на территории Казахстана, а в России лишь одно, Новосибирское, на самой Оби, но его регулирующее воздействие распространяется не более чем на 300 км вниз по реке и ниже устья р. Томи уже отсутствует.

Обь и ее притоки протекают через различные природные зоны. Различны и проблемы, которые можно было бы решить с помощью водохранилищ. Так, плодородные, но засушливые степи юга Западной Сибири надо орошать. Для этого нужны водохранилища на верхней Оби и ее притоках Бии, Катуни, Томи, причем водохранилища на Катуни и Бии характеризовались бы минимальными затоплениями и подтоплениями и позволили бы подавать воду для орошения самотеком.

А на нижней Оби на фоне растянутого весенне-летнего половодья систематически бывают наводнения. Для защиты от них эффективны и регулирование верхней Оби, и каскад на Иртыше, и, кроме того, водохранилища на Чулыме, Кети, Васюгане, Тыме, Вахе и других притоках.

А еще территории бассейна Оби скудны путями сообщения. Создание каскадов водохранилищ превратило бы реки бассейна в систему глубоководных путей, дало бы, между прочим, водный выход по Томи кузнецкому углю, а по Чулыму - канско-ачинскому. Но о том, что по воде могут плавать суда и даже возить грузы и пассажиров, авторам подписанного Лужковым письма, вероятно, попросту не известно. Поэтому, сообщая о размерах не предназначаемого ими для судоходства канала "переброски" (глубина 16 м, ширина 200 м), они "не замечают", что даже у мирового межокеанского Панамского канала размеры скромнее: глубина 12,5 м, ширина до 1970 года была 91,5 м, теперь 150 м...

А еще если воду из водохранилищ выпускать не просто так, а через специальные машины, то она сможет вырабатывать электроэнергию. Но это - особый разговор.

Кто должен качать воду?
Для переброски расчетных 27,2 куб. км обской воды в год насосным станциям ежегодно потребуется 10,2 млрд. кВт-ч электроэнергии. Для этого надо сжигать по 3,4 млн. т условного топлива в год - примерно 3,5 млн. т кузнецкого угля, 7 млн. т канско-ачинского.

Конечно, никакого экологического вреда от "переброски" не будет. Но от выработки электроэнергии для нее (не говоря об уничтожении изъятого из недр земли угля) атмосфера будет терять более 7 млн. т в год кислорода и получать взамен более 10 млн. т двуокиси углерода, 150 тыс. т окислов серы и азота. А еще, учитывая, что средняя дальность перевозок угля по железным дорогам РФ составляет без малого тысячу километров, можно подсчитать затраты труда наших соотечественников на добычу, перевозку, сжигание топлива для энергетического обеспечения "переброски". А по данным академика И.П. Дружинина, 1 млрд. кВт-ч электроэнергии, выработанной на угле, вызывает от 100 до 226 преждевременных смертей населения. Значит, "переброска" будет умерщвлять ежегодно от 1020 до 2360 человек.

А между тем реки бассейна Оби обладают немалым гидроэнергетическим потенциалом, его технически доступная часть - не менее 170-180 млрд. кВт-ч в год. Действующие гидроэлектростанции используют 8,8 млрд. кВт-ч/год, из них в России Новосибирская ГЭС и несколько малых ГЭС (которые то ли работают, то ли нет) используют лишь 1,76 млрд. кВт-ч/год.

Предки и современники
Раньше было иначе. Гидротехнические проекты 30-х годов были действительно комплексными, и содержащаяся в письме Лужкова ссылка на "московский уникальный практический опыт использования межбассейновой переброски вод (в первую очередь снабжение волжской водой Москвы-реки и водозаборных систем Москвы через канал имени Москвы)" конъюнктурно искажает реальность. Ведь этот канал - судоходный. И начинается он отнюдь не бесплотинным водозабором, а Иваньковским гидроузлом, образующим крупное водохранилище - Московское море. И воды, как протекающие через гидроузел вниз по Волге, так и переброшенные в Москву-реку, отдают свою энергию в систему Мосэнерго. И в водораздельный бьеф канала входят водохранилища, которые не только резервируют волжскую воду, но и улучшают ее качество и, между прочим, служат москвичам для отдыха и развлечений.

И в проектных разработках, предшествовавших ТЭО 1986-го года, "переброска" сибирских вод намечалась из водохранилищ по судоходным каналам: в 50-х годах из водохранилища, образованного 78-метровой плотиной на Оби ниже Ханты-Мансийска, позднее - из "хвоста" Нижнеобского водохранилища, образованного гидроузлом в районе Салехарда. И, разумеется, предполагалось использование энергии текущих вод - благо ее очень много.

Сегодня, по-видимому, можно считать доказанным, что создание на нижней Оби водохранилищ с большим подпором воды - неразумно. Но это не оправдывает отказа в начале трассы "переброски" от водохранилищ как таковых. Большой подпор и не понадобится, если нижняя Обь будет получать сток, зарегулированный водохранилищами на Иртыше, верхней Оби и их притоках. И если к этому добавить использование водной энергии и развитие системы глубоководных путей, такой подход к "переброске" будет соответствовать мудрости предков, а не умничанью современников.

Авторам письма "представляется наиболее целесообразным для подготовки первоначальных предложений сформировать рабочую группу из представителей Министерства природных ресурсов Российской Федерации и представителей правительства Москвы". Позволю себе кое-что посоветовать.

Совет первый. Проект (ТЭО) 1986 года устарел, и не надо его протаскивать. С тех пор наработано немало полезного, что могло бы стать основой государственной политики в деле регулирования, охраны, использования (не исключая и продажи) водных ресурсов. Эти наработки известны в ведомствах (Минтопэнерго, Минприроды, Минтранс), просачивались и в СМИ. Пора перестать "не замечать" их.

Совет второй. Решение водных проблем Сибири и Центральной Азии не входит в компетенцию Правительства Москвы, а у Москвы тоже есть водные проблемы. Не надо отвлекать московских чиновников от их должностных обязанностей.

Совет третий. Прежде чем выдвигать Минприроды и его институты в идейные лидеры крупного гидротехнического строительства, следовало бы поинтересоваться его успехами в этой области. "Строящийся" Крапивинский гидроузел на р. Томи - яркий пример "успехов".

Совет четвертый. Следовало бы создать межведомственную "рабочую группу" (не столько из чиновников, сколько из ученых), которая разработала бы концепцию, увязывающую регулирование поверхностных водных ресурсов, их охрану, улучшение и развитие системы глубоководных коммуникаций, расширение эксплуатации водной энергии рек. На такой основе можно разработать схему реконструкции бассейна Оби включая в нее и межбассейновые соединения - Камско-Иртышское, Обь-Енисейское, Обь-Аральское.

Совет пятый. Следовало бы образовать Министерство водных ресурсов, в состав которого вошли бы нынешние бассейновые структуры Минтранса и Минприроды, действующие ГЭС (их в судебном порядке вернуть государству), а также все остальные принадлежащие разным владельцам пруды и водохранилища на реках с их подпорными сооружениями. Часть прибыли, получаемой от сбыта электроэнергии ГЭС, можно будет перераспределять внутри водного ведомства и направлять на осуществление комплексных водных проектов. И если, например, на эти цели направлять 50% чистой прибыли наличных в стране ГЭС, то через 50-60 лет технический гидроэнергетический потенциал рек в размере 1670 млрд. кВт-ч/год был бы введен в эксплуатацию практически полностью, а поверхностные водные ресурсы РФ - зарегулированы. А в таком виде их можно и перераспределять по территориям - по судоходным каналам и при использовании электроэнергии, выработанной гидроэлектростанциями, то есть самой водой, всегда текущей сверху вниз.


материалы: Независимая Газета c 1999-2003
Опубликовано в Независимой газете от 23.04.2003
Оригинал: http://ng.ru/science/2003-04-23/13_councils.html