От Pout Ответить на сообщение
К Pout Ответить по почте
Дата 16.04.2003 21:32:57 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; Версия для печати

Хейзинга."Homo Ludens". Судебные состязания как игра

Хейзинга о судебных поединках


> > Общество втягивается в политическую дискуссию, активно или хотя бы
> путём выбора выраженной позиции - по сути, как лоха втягивают в
> карточную игру. Результат - в действие вступает священный принцип
игры:
> раз ты играл, то ты автоматически признаёшь результаты игры, какими бы
> они для тебя ни были.
>
> Игра судьбы как священный принцип была заложена в принцип
> русского"Божьего суда". Правда, тогда бог был.


Выразился слишком неопределенно. Моя гипотеза состояла в
происхождении судебного поединка у северных славян с времен слабой
государственности и реальной "самопомощи", которая уже в период
государственности в виде судебного поединка стала агоном-состязанием,
ритуалом с игровой природой. Ведь многое в нем уже происходит напоказ,
"понарошку" (не всерьез же бились,там Яна дала характерные детали
ритуала ).
Историки вежливо выслушали,высказали свои соображения, скепсиса я не
заметил. Я тогда исландсикми сагами увлекался. Сама мысль о возможном
прошлом истоке северорусской ордалии может оказаться спорной. Но ,
разумется, много лучше об ордалиях написал Хейзинга. Который в своей
"Homo Ludens" достаточно много места отводит судебным поединкам .

Вне зависимости от содержания моей гипотзеы, явный элемент игры
присущ русскому судебному поединку. Отсюда тезис о "русской версии
демократии и игры".

Хейзинга об ордалиях и суд.поединках
(отрывки)
======
...
В фазе культуры, когда отправление правосудия, жребий, игра на удачу,
спор об заклад, вызов, единоборство и суд божий, как вещи священные,
располагались рядом друг с другом в одной сфере понятий....агон
неизменно сохраняет свой игровой характер

Понятие о приговоре божественных сил в отношении абстрактной истины и
справедливости, пожалуй, может быть связано лишь вторично с подобными
действиями; первичным же здесь является агональное решение как таковое,
то есть решение относительно серьезных вещей, принимаемое в игре и через
игру.

...в слове ordale [ордалия], oordeel, английском ordeal [приговор],
самом по себе некая особая связь с божеством нисколько не выражена, но
каждое в должных формах полученное решение -- это приговор божественных
сил. И лишь на следующем, втором уровне терминологическое понятие
божественного приговора связывается с определенными доказательствами
вмешательства чудодейственных сил. Чтобы лучше понять эту взаимосвязь,
нужно, собственно говоря, отвлечься от нашего разделения понятий на
юридические, религиозные и политические. То, что мы называем "правом", в
архаическом мышлении с таким же успехом может именоваться "волей богов"
или "проявлением высших сил". Жребий, борьба и попытка убедить словом в
равной мере служат "вещественными доказательствами" воли богов. Борьба в
равной мере является одной из форм судопроизводства, так же как и
гадание или тяжба перед судьей... в конечном счете священный смысл
приписывают любому решению.

Оба понятия -- "сражение" и "игра" -- и в самом деле по видимости
нередко сливаются. Всякая схватка, если она ограничена определенными
правилами, имеет -- уже в силу самого этого ограничения -- формальные
признаки игры, особо напряженной, решительной, но в то же время и
чрезвычайно наглядной. Подросшие щенки и мальчишки борются "для забавы",
по правилам, которые ограничивают применение силы. Но граница
разрешенного в подобной 'игре вовсе не обязательно должна проходить
перед кровопролитием и даже перед смертоубийством. Средневековый турнир
был и остался, вне всякого сомнения, сражением напоказ, то есть игрой,
но на самом раннем этапе он протекал совершенно "всерьез", вплоть до
гибели одного из участников,


.... такой поединок рассматривать в его подлинной сущности сакрального
агона, который в качестве такового не только служит правовым
доказательством, но и выявляет милость богов.
Судебное единоборство, даже если оно и приводит порой к горестному
исходу, изначально склонно к тому, чтобы выдвигать на первое место свои
формальные стороны и тем самым выделять свои игровые черты. Уже сама
возможность проводить такой поединок, прибегая к помощи наемных бойцов,
выдает его ритуальный характер, -- ведь именно сакральные действия
допускают, в общем, такую замену. Ограничения относительно разрешенных
видов оружия и особые затруднения, с помощью которых стараются
обеспечить равные шансы неравноценным противникам, -- как, например,
случай, когда мужчина становился в яму по пояс, дабы сразиться с
женщиной, -- все это обычные приемы в играх с оружием. Если судебный
поединок в позднем Средневековье, видимо, протекал, как правило, без
больших повреждений и превратился в своего рода спортивное выступление,
остается все же сомнительным, нужно ли видеть в этом его ослабление до
игровых форм -- или же игровой характер этого обычая, не исключающий,
впрочем, кровавой серьезности, скорее всего лежит в основе самой его
сущности.
Последний trial by battle [суд боем]\ по гражданскому иску в Court
of Common Pleas [Суде по гражданским делам] состоялся в 1571 г. на
прямоугольной площадке со стороною в 60 футов, выделенной на Тотхилл
филдз в Вестминстере. Схватка могла продолжаться от восхода солнца того
времени, когда станут видны на небе первые звезды, но должна была
закончиться тотчас же, едва одна из сторон, сражавшихся с помощью дубин
и щитов, признает свое поражение, - для чего следовало пооизнести, как
то предписывалось еще Каролингскими капитуляриями(11), "ужасное слово"
craven [сдаюсь]. Вся эта церемония, по описанию Блэкстоуна, имела "a
near resemblance to certain rural athletic diversions" ["близкое
сходство с некоторыми сельскими атлетическими забавами"].

...
(Хейзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс-Академия, 1992 глава 5
======