От Pout Ответить на сообщение
К Добрыня Ответить по почте
Дата 15.04.2003 21:32:30 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; Версия для печати

Божий суд . Судебные поединки в Древней Руси (с форума Средневековый город)



>
> Общество втягивается в политическую дискуссию, активно или хотя бы
путём выбора выраженной позиции - по сути, как лоха втягивают в
карточную игру. Результат - в действие вступает священный принцип игры:
раз ты играл, то ты автоматически признаёшь результаты игры, какими бы
они для тебя ни были.

Игра судьбы как священный принцип была заложена в принцип
русского"Божьего суда". Правда, тогда бог был. Это ветка из дискуссии
на форуме с участием проф.историка Яны Берестовой. Мое помечено -
Сергей. Саша привел меня на форум для обсуждения доклада по теме, сам
доклад тут не воспроизводится, но обсуждение ихмо интересное.
Начало темы в
http://212.188.13.195:2009/nvz/forum/0/co/91847.htm

--------

с форума Средневековый город

Обсуждение доклада о судебных поединках на Руси

-------

Гипотеза о происхождении"божьего суда". На суд сообщества

По предъявленному в докладе материалу есть
достаточно
квалифицированный (но к сож.краткий) анализ Костомарова"Севернорусские
народоправства", или - в последнем издании 199н года - "Русские
республики" . Раздел (главка) "Суд". Там он комментирует Псковскую
судебную грамоту и привлекает новгородскую практику. Могу отметить что


(цитата из доклада)
...поединок, в том случае, когда тяжущиеся не могли представить
свидетелей или иных судебных доказательств правоты своего дела...

- это, по Костомарову не совсем так. Именно в разнообразных случаях
коллизий ответчика -с показаниями свидетелей (послухов), а также в
других, ведущих к тупику, при котором ответчик отказывался признать
доказанность обвинения, что следует из анализа Костомарова,
достаточно
распространенной была дилемма - "поле"или"рота", поединок или клятва.
Детали не берусь воспроизвести, но если интересно - эт можно.
Условия
поединка оговаривались подробно(см. у докладчика в псковской грамоте
тож
часть правил) . Целью было не нанесение повреждений, достаточно было
сбить наземь.(Конечно, возможны варианты - это видно уже по различиям
псковских и новгородских порядков). Костомаров привлекает также
сведения об аналогичных порядках у западных и южных славян (но кажется
только в том, что касается "роты"или"поротья").


Теперь моя гипотеза о происхождении и смысле "божьего суда".

Вне контекста обсуждения перехода от (языческих
догосударственных)форм
самопомощи и самосуда - к (государственному христианизованному) суду,
а также преемственности институтов военной демократии
она будет выглядеть обрывком. Тем не менее.

М.И.Стеблин-Каменский ("Мир саги" , 2еизд Л.1984) дает такое
видение
"божьей помощи"при поединке, который позволяет оценить новгородский
"божий суд"как остаточный вид самопомощи и самозащиты. Там у него
на материале исландских саг, коих он был лучший знаток, в главке "Что
-добро и что-зло" развернута полемика вокруг различия менталитетов и
морали догосударственного и "государственного"человека. Саги (не
королевские) чем хороши - это ведь почти беспристрастная хроника жизни
общества, причем
полная,объемная. На примерах из "Саги о Ньяле","Саги о названных
братьях" и других доказывается, что религия тут была
второстепенна- -христианский ли бог, культ ли Одина,-
приспосабливались идущими на бой для укрепления своего духа, внутренней
уверенности в правоте и неизбежности выполнения долга и тсказать
ороговения перед решающим поединком. В "Сагах об
исландцах"неоднократно говорится о том, как тот, кто идет совершать
убийство
из мести (один из движущих моторов в обществе самопомощи), обращался к
христианскому богу и получал от него искомую помощь. Прославляется
христианский бог за то, что помог 15летнему Торгейру осуществить месть
за отца.
"Всем, кто слышал эту новость, казалось удивительным, что юнец
убил такого вомнственного хёвдинга и такого доблестного воина, как
Ёдур. Однако это не было удивительно, ибо творец мира создал и вложил
в грудь Торгейра такое бесстрашное и твердое сердце, что он ничего не
боялся, и был так же бесстрашен в своих испытаниях, как лев. И
поскольку все хорошее создано богом, то и бесстрашие создано им и
вложено в грудь храбрецам вместе со свободой делать что они хотят,
добро или зло. Ибо Христос создал христиан своими сыновьями, а не
рабами, и он награждает всех по заслугам"(!класс). Далее идет
замечательный анализ того,_что_ есть убийство, и было ли
у них христианское "не убий"чем-то иным, кроме как "не убивай своего
врага,
но убивай врага короля и бога". Уступка части своих прав и
обязанностей
гос-ву было ограничением независимости и самостоятельности
человека.

В условиях острого конфликта, когда человек считал себя правым
и
брался отстоять свою правоту несмотря на отсутствие у него иных
аргументов, моментом истины для него становился"божий суд". Брал в
руки оружие, укреплялся в сердце своем как тот 15летний пацан (может и
без других причиндалов вроде молитв и перекрещения себя)и - вперед.
Это пришло из древних прав и обычаев самопомощи, и проявлялось
в новгородцах с их вечевой демократией
- как ранее у скандинавов с их тингами.


Сергей
----------
Яна

Судебный поединок в Древней Руси

Всем радости!

Надо же было случиться такому совпадению, что буквально вчера попалась
мне на глаза статья Ирины Михайловой "Тягался Павлушей с Андрюшей. Как
судили в Древней Руси" (Родина, 1999, ?9, 34-37).

Поэтому - несколько соображений, что называется, по поводу... ;-)

1. Соловьев в 1-ой главе 3-го тома своей "Истории России..." пишет,
оценивая состояние древнерусского общества при сыновьях и внуках
Ярослава Мудрого: Как новость, сравнительно с предыдущим временем,
встречаем известие о поединке в значении судебного доказательства.
Т.о. он относит появление поля к XI-XII вв.


2. Поле (полевой поединок) - это один из видов т.н. Божьего суда
(ордалии), который назначался для решения дела при отсутствиии
свидетелей или недостаточности доказательств.


3. Поле зафиксировано в Судебнике 1497 года, который предусматривал
три возможных исхода поля: - А досудятся до поля, а у поля, не стояв,
помирятся. - А у поля стояв помирятся.; - А побиются на поле.

4. Как именно происходило поле, подробно описывает английский моряк
Ричард Ченселор, побывавший на Руси в 1553-1554 гг.


5. Полевой поединок в начале XVI века решил исход тяжбы между
Ферапонтовым и Кирилло-Белозерским монастырями в пользу последнего...


Удачи
Яна

P.S. Кстати, Михайлова пишет, что "поле" - не исключительно русская
ордалия. В 1455 году такой вид Божьего суда применялся в Бургундии.


Sat Dec 4 13:38:12 1999

Ответить на сообщение

Ответы и комментарии:
----------------
Bjarni hevding re: Судебный поединок в Древней Руси (Dec, 6) [new!]

Означает ли это, что судебный поединок не практиковался славянами в
дофеодальное время вообще? Может ли быть такая форма поединка
заимствованием у германских народов, в частности у скандинавов ( ату
меня, славянофилы!:) )?


------------
Примеры "Божьего суда"


Еще несколько примеров широкого применения"Божьего суда"

1.У Ключевского -о практике выяснения
отношений между князьями и их дружинами. Съезжались на меже и после
ритуальных формул типа"пусть Бог нас рассудит"рубились.Считалось, что
победителя поддерживает и его право защищает Господь

2.В сказках Афанасьева(сказки порой сохраняют образное осмысление
обрадов в превращенном виде). Иван оставляети заряженный каленой
стрелой лук,а сам с изменщицей-матерью становится кдереву. Лук сам
стреляет, стрела попадает прямо в сердце матери. Бог правду видит.

3.Еще не так давно применявшийся в русских деревнях обряд"целования
ружья".Считалось,что ружье выстрелит, когда его в дуло поцелует тать.
Средство было действенным, тать часто не ожидая своей очереди
раскалывался- боялся проявления божьей воли.


Сергей


--------
Яна:
Процедура поля
Всем радости!

Еще пару соображений по процедуре проведения поля.

1. Ричард Ченселор пишет в середине XVI века: Как только одна сторона
одержит победу, она требует уплаты долга, ответчика же отправляют в
тюрьму, где подвергают его самому позорному обращению, пока он не
примет своих мер.

2. Соловьев в своей "Истории России..." (том IV, глвав 3) пишет на
основании свидетельств Двинской уставной и Псковских судных грамот
(конец XIV - начало XV века): Судебные доказательства: свидетельство
или послушничество, клятва и поле, или судебный поединок;

в случае, если одно из тяжущихся лиц будет женщина, ребенок, старик
больной, увечный или монах, то ему дозволялось нанимать вместо себя
бойца для поля, и тогда соперник его мог или сам выходить против
наемника, или также выставить своего наемника; но если будут тягаться
две женщины, то они должны сами выходить на поединок, а не могут
выставить наймитов.

Удачи
Яна

------------

Саша

Ре Процедура поля

Насколько мне известно в Древнем Риме поединки тоже не были
распространены, и не было ничего зазорного в том, чтобы на вызов
высокомерно ответить: "Способ умереть я себе выберу как-нибудь сам".

-------