Здесь на форуме обсуждение проблем ЖКХ приняло некоторый технический уклон, а это малопродуктивно, так как технические проблемы вторичны, да и пути их разрешения меняются вместе с развитием технологий. Предлагаю начать «от сохи».
Проблема ЖКХ это квинтэссенция всех перестроечных проблем в России. Начнем с того, что это политическая проблема. Россия – страна северная (отсылаю сомневающихся к Паршеву и сводкам о размороженных городах). У нас обеспечение населения теплым жильем это обеспечение жизнедеятельности населения, обеспечение его выживания. По Конституции обеспечение безопасности населения важнейшая функция государства. Главная же (не афишируемая) цель так называемой реформы ЖКХ снять эту обязанность с государства и переложить на муниципальные власти и население. Вопрос даже не в тарифах, ибо с учетом российского климата, неравномерности размещения энергоресурсов, транспортных проблем, урбанизации форм проживания большей части населения – решить вопрос энергетических балансов не под силу на уровне местного самоуправления. За примерами далеко ходить не надо, они были и на форуме. Приведу два:
Город Партизанск стоит на углях. Когда решениями правительства Гайдара на займы МВФ и других «Доброжелателей» оптимизировалась (читай – ликвидировалась) угольная промышленность России, шахты закрыли, весь город оказался без средств к существованию, платить за коммунальные услуги нечем, в бюджете города денег нет, котельные перевели на мазут (при том, что город стоит на угле), а его вовремя не завезли. В довершение Чубайс отключил электричество за долги муниципального бюджета, остановились насосы в котельных и были разморожены теплотрассы, а затем и дома. Затем лучший из всех ельцинских министров Шойгу самолетами возил радиаторы и героически восстанавливал жизнедеятельность города и спасал население в чрезвычайной ситуации. Правительство и Чубайс не при чем, Шойгу – герой России. Судили же мэра…
Газпром официально предупредил РАО ЕС о предстоящем резком сокращении поставки газа на внутренний рынок и необходимости перевода электростанций на уголь. Под разными предлогами сокращаются работы по газификации села и малых населенных пунктов. А значит, отменяются даже перспективы локальной теплоэнергетики. Этот вопрос разрешим местной властью? Подавляющая часть территорий страны живет на привозном топливе.
А замороженная атомная энергетика, а прекращение федерального финансирования по программам альтернативных источников энергии? А разрушение отечественного коммунального машиностроения?
Таким образом, даже на уровне целей, реформа ЖКХ - это план разрушения под видом реформирования самой среды обитания населения России. И первое, что надо сделать – это принять конституционный Закон о Севере. Закон, определяющий функцию обеспечения энергобезопасности населения важнейшей обязанностью государства. И все последующие законы по реформе ЖКХ и РАО ЕС необходимо обсуждать только после принятия этого базового Закона. А разрушение единого организма ЖКХ под видом реформы необходимо остановить. Кстати, если законодательно определить, что в условиях Севера обеспечение электричеством и теплом это обеспечение жизнедеятельности, то и нарушение тепло и энергоснабжения должно расцениваться как посягательство на жизнь и здоровье граждан. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
Хотя все дискуссии в прессе связаны только с тарифами, это только верхушка айсберга. Да и с тарифами все не просто, тарифы на электричество и газ утверждаются региональными (государственными) комиссиями, а оплачивают эти поставки местные бюджеты, которые к тому же зависят от дотаций регионов. Льготы по ЖКХ устанавливает федеральная власть, а компенсации и субсидии должны идти из местных бюджетов. И подобные несуразицы это не исключение, а система.
Начнем с того, что до сих пор законодательно не определено, что такое ЖКХ. Потому, что проблемы технического содержания домов, их инженерного оборудования и благоустройства, и энергообеспечение населения должны быть разделены. Первое это местный уровень, здесь возможны 100% тарифы, рыночные механизмы, частные управляющие компании, второе – государственное регулирование тарифов, региональные энергетические балансы и программы, государственные субвенции территориям с учетом климатической зоны и транспортных издержек.
Второе, подчинять ЖКХ строителям (Госстрою) это все равно, что подчинять заказчика (покупателя) продавцу. ЖКХ находится в этом ведомстве на третьих ролях и по объемам «освоения» бюджетных средств и по приоритетам целей. Сама нынешняя экономика вынуждает строителей экономить и в проектах и в качестве работ, что приводит к чудовищным перерасходам при эксплуатации. В СССР было Министерство коммунального хозяйства и бытового обслуживания, как ведомство по жизнеобеспечению населения и была четкая вертикаль власти и ответственности, которая сейчас разрушена. К чему это приводит, показывает пример продвинутой в реформах Карелии, наиболее пострадавшей от морозов в эту зиму. Там на уровне республики (региона) просто ликвидировали вертикаль обеспечения жизнедеятельности населения – пришлось запускать вертикаль МЧС.
Далее постараюсь в телеграфном стиле, если будет интерес – разовью.
Итак, проблемы ЖКХ это:
1. проблемы государственного устройства и административно-правовой реформы (см. выше)
2.проблемы законодательства. Что такое услуга ЖКХ? Когда она оказана, а когда нет? Если вода в трубе нужной температуры, а в квартире холодно, то оказана услуга или нет? Когда можно не платить за техобслуживание? Почему надо платить деньги напрямую гортеплу (горгазу, водоканалу и др.) с которым у гражданина нет договора, и за что мы им платим? Как гражданин, заказчик услуг ЖКХ вообще может влиять на качество и объем услуг при отсутствии договора и правового обеспечения. До сих пор не определено что приватизировали миллионы наших граждан в своих квартирах, право проживания, внутренний объем квартиры? Даже инженерное оборудование квартиры не может быть независимым от других. А права и обязанности по содержанию внутридомовых сетей, мест общего пользования, подвалов и чердаков? До сих пор идут споры и правовой разнобой по нежилым помещениям в жилом доме. А гражданская ответственность совладельцев? По закону ответственность за безопасную эксплуатацию газового оборудования несет собственник (балансодержатель), кто должен отвечать за взрыв бытового газа, если собственник (?) квартиры один, балансодержатель дома другой, а эксклюзивное право обслуживания газовых сетей т оборудования имеет третий? И т.д.
3.Сегодня ЖКХ огромная черная дыра в экономике и самая криминализированная отрасль. Основным источником доходов чиновников и руководителей ЖКХ стало «разруливание» финансовых потоков, «откаты» стали нормой. Вся структура системы заинтересована в сохранении нынешнего развала. Все человеческие системы стремятся к самоорганизации и стабилизации. Длительный и устойчивый бардак это наиболее сложнорегулируемая система с мощными внутренними интересами. Без перестройки экономики ЖКХ любые вливания в него утекут в криминальные дыры. Сегодня в ЖКХ нет системы сбалансированных экономических механизмов, сочетания контроля, сдержек и противовесов. Разрушив административно-экономическую систему управления естественным монополистом, реформаторы не построили ничего взамен. Сегодня рыночная экономика работает прямо против улучшения ситуации в ЖКХ. Я в свое время достаточно глубоко окунулся в проблемы ЖКХ и могу чуть ли не в хронометрическом порядке показать, как с реформированием (отключением) административных механизмов управления в ЖКХ ухудшалась ситуация в отрасли. Например: раньше все плановые затраты в смете ЖЭКа были строго расписаны по статьям и даже экономию по одним статьям нельзя было «перебросить» на другие. И объемы работ по статьям и объемы потребления ресурсов строго контролировались. Это, конечно, сдерживало местную «инициативу», но при грамотном нормировании обеспечивало некоторый гарантированный уровень услуг. Когда планирование и нормирование, соответственно и контроль, отменили как тоталитарные методы, и все деньги стали поступать на единый счет, и все оплаты, включая зарплату стали производиться с этого счета – начала формироваться нынешняя криминальная экономика ЖКХ. Сначала стали экономить на дворниках, якобы нет желающих работать (экономия зарплаты поступала на поощрение руководства), потом перестали регулярно вывозить мусор…
4. Кто сегодня заинтересован в экономии воды в ЖК сфере? Водоканал? Нет, ему чем больше потребляют (утечет) – тем лучше. Не хватит мощностей, можно получить капитальные вложения на новое строительство, еще круче. Жилищные организации? Нет, они даже не перепродавцы, живущие с разницы между оптовыми и розничными ценами. Они некие посредники, которые ни за что не отвечают и ни в чем не заинтересованы (кроме, повторюсь, откатов и ругулирования финансовых потоков). Население – тоже нет. Оно получает воду по неким абстрактным нормативам и в экономии не заинтересовано. Более того, как правило и экономить не может. Конструкции инженерных сетей большинства проектов домов такую возможность не предполагают.
А экономия тепла? Тепловые характеристики жилья определяются множеством факторов от параметров конструкции дома, характеристик остекления, вентиляции, состояния теплоизоляции и содержания подъездов, конструкции и состояния тепловых приборов, состояния внутридомовых сетей и т.д. И лишь одним из факторов является температура и состояние теплоносителя. Крайне важна также химподготовка воды, обеспечивающая умягчение воды и уменьшение зашлаковывания теплотрас и внутридомовых сетей. За что же платит клиент ЖКХ по статье отопление?
5. Проблема централизованных или локальных тепловых сетей и проще и сложнее чем это обсуждалось на форуме. Выгодность и эффективность того или иного решения меняется с развитием отдельных технологий. Многое зависит также от соотношения цены и доступности видов топлива. Например, эффективное использование угля возможно только на крупных станция, где можно создать сложные системы углеподготовки и очистки выбросов. При газофикации сельского и пригородного частного сектора магистральным природным газом может оказаться дешевле иметь локальные системы отопления в жилом секторе. В крупных городах видимо нет альтернатив крупным ТЭЦ, возможно с новыми газогенераторными установками с КПД до 60%. Но и здесь возможны варианты, детские сады и школы, больницы небходимо оснащать автономными газовыми или электротепловыми установками. А то доходит до маразма, в Москве в период отключения горячей воды отключают и больницы (например 57 городская) и даже посуду в столовой нечем мыть. Здесь есть некоторая аналогия с компьютерными сетями, где спор между майфреймами, серверами и персональными компьютерами с переменным успехом идет уже 30 лет. Меняется соотношение цены на компьютеры и каналы связи и стоимость сервиса (владения) и меняется популярность тех или иных решений. Но на критических применениях стояли, стоят, и стоять будут мощные «цифровые фабрики», обеспечивающие максимальную производительность и безопасность бизнеса и за счет экономии на обслуживании, минимальную стоимость владения на единицу работы.
6. Вариантов решения проблемы энергообеспечения может быть много, есть перспективные технологии: ветроэнергетика, малые ГЭС, биогорючее и биогазы и др. Но, для этого в стране должны быть соответствующие технологии и производства, у нас не хватит валюты для закупок всего необходимого за рубежом.
Прервусь. Проблема многогранная и мы зацепили только краюшек. Но хотелось бы подчеркнуть, что в нашей Северной Стране, энергобезопасность, теплое жилье возможно даже важнее продовольственной безопасности, продовольствие в конце концов можно закупить за рубежом, можно получить в виде гуманитарной помощи при климатической катастрофе. Тепло зимой из за границы не завезешь и все население из Зимы не вывезешь. Уже сейчас даже в Москве от морозов гибнет людей больше, чем от пожаров и голода (да и последние часто следствие холодов). Нынешняя зима, вообще-то рядовая для России, возможно, последний звонок, крик жареного петуха…