От Pout Ответить на сообщение
К И.Л.П. Ответить по почте
Дата 28.02.2003 10:12:09 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Манипуляция; Культура; Версия для печати

"Миф о рыцаре без страха и упрека Булгакове" и божки безгеройного времени

которые работали в общественном подсознании в70-80е

И.Л.П. сообщил в новостях
следующее:87956@kmf...
> головой при падении. Булгаков и представить не мог, как он был прав!
Он писал сатиру, аллегорию, "фэнтази", а сегодня все это пытаются
реализовать буквально.
>
> Я уж не говорю о примусе на Патриарших и прочей психопатии ради
"памяти Булгакова" (хотя, вроде бы, странно отождествлять писателя с его
героями и конкретным произведением. Никто ведь не ставит рядом с
памятником Толстому паровоз, под который бросилась Анна Каренина, или
пушки 1812 года).
>
> Есть еще и Иешуа. Ему тоже планируется памятник. Наша интеллигенция
принимает его за Христа - многие "Мастера и Маргариту" помнят лучше
Библии. Но в чьи уста автор вложил историю Иешуа? В уста Воланда -
дьявола. Это - Евангелие от Антихриста! Это - один из "фокусов" Воланда,
превращающий христианские ценности в их противоположность, а Христа - в
слабовольного Иешуа, бессильного противостоять злу.
>
Это не "психопатия", а просто культ, квази-религия,причем
полномасштабная, с долгой уже историей. В 70е годы постепенно сама
сложилась разветвленная и перешедшая в настоящий культ мифология вокруг
МиМ, его автора и его героев. То, что Вы отметили - результат, видимые
культовые проявления(идолы , культовые места), воплощение уже не
собственно героев, а перерботанного общественным мнением в мифологию их
нового обличья.
Первым культовым местсом стала знаменитая "нехорошая квартира" номер 50
в известном доме на Садовой,где стали собираться фаны и рисовать на
стенах героев. Теперь там музей.


> Вот вам и памятник. Нашему собственному маразму
>

Пожалуй,так. Мало теперь чем отличается от культа Виктора Цоя. Тоже
эрзац-"Христос"
http://212.188.13.195:2009/nvz/forum/0/co/87294.htm
-------
...
Место, где работал Цой, воспринимается как святое. Его посещение
рассматривается как "приход в гости" к кумиру: "...Мы приезжали к тебе и
будем ездить всегда!" Фаны совершают своего рода паломничество к
котельной со всего бывшего Союза.
...
Кульминационными в этом потоке "обожествляющих" надписей
можно считать тексты, где Цой предстает в качестве "сына Божия":
....
Фаны не только декларируют сходство Цоя с Богом, пророком, Христом, но и
объявляют музыканта создателем нового учения и соответственно нового
человека, который уверовал в него
....
Огромный корпус текстов представляют собой признания в неземной любви:
"Я тебя очень, очень люблю!!! Ты мой кумир!!! Я тебя никогда не забуду!
Ты останешься в моем сердце навсегда!".
...
фанство распространяется и на молодое поколение
...
Перед нами сложнейший
комплекс религиозно-мифологических, ритуально-магических представлений.
Христианство и язычество переплетаются тут самым затейливым образом.
...

Вопрос о взаимосвязи Бога и Цоя, как далеко не
христианского кумира, проглядывает во многих надписях: "Дай Бог
кому-либо хотя бы немного приблизиться и подняться до таких вершин!" Вот
запись, содержащая в себе весь клубок противоречий, связанных с самой
ситуацией двоеверия: "Цой ты хороший, но ты не кумир! Бог, он есть самое
святое".

Некоторые надписи фанов Цоя содержат элементы магических представлений

Корпус граффити, связанных с религиозно-магическими представлениями, в
современном городе гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд

------

> С. Кара-Мурза нашел блестящий пример, только, возможно, не объяснил
его как следует - нельзя объять необъятное. Но надо не "наезжать" сходу,
а разбираться самим - не одному же Сергею Георгиевичу тащить этот воз.


"Булгаковский миф" возник на закате 60х в тогдашней атмосфере,
по-разному распростаранялся в элитарных и более массовых кругах, пережил
катакомбную стадию и стал общепризнанным полномасштабным культом многих
интелей благодаря деятельности многих людей и сил . В том числе
делавшим на этом свою карьеру, вроде Мариэттты Чудаковой,"валькирии
демшизы",главного булгаковеда 70-80х. Ее долголетняя работа над
созданием и выращиванием культа"рыцаря" была большим проектом.

Белкина пишет
"Последняя треть века стала нескончаемым триумфом писателя, восторженно
именуемого Мастером по отождествлению с персонажем. Официальная
иконография представляет нам автора "Мастера и Маргариты" благородным
обломком империи, рыцарем без страха и упрека, трагической жертвой
послеоктябрьского режима, безупречным джентльменом, задыхавшимся в
"душных стенах" совдепии. "
Однако

"Времена меняются, и наш Булгаков
меняется вместе с ними. Новый Булгаков - это сначала морфинист, потом
неврастеник, жлоб, страдающий фобиями и манией величия, мизантроп,
эротоман, доходяга... Нет, это не попытка развенчания кумира и даже не
попытка исправления той неполной и зачастую искаженной картины,
которая сопровождала булгаковский бум со времен первой публикации
"Мастера и Маргариты" и по сей день. Но именно таким вынужден
предстать Булгаков, чтоб стать героем не прошедшим и изжитым, но
современником нашим, героем нашего времени."

Белкина диагностирует тихий и малозаметный широким кругам поворот у
элитарной богемы вокруг личности Булгакова,"отмашку в минус",
десакарализацию. "Не рыцарь и романтик, а такой же пройдоха и
приспособленец, как мы" Среди нынешней негодяйской богемы такой поворот
вполне понятен. Один из ее вождей ,звезда экрана порнограф Ерофеев
снисходительно резвился,имея в виду булгаковский культ у толп
"сумасшедших поклонников" уже десять лет назад -
<Булгакова создала советская власть... - резвился большой любитель
парадоксов Виктор Ерофеев, 1991. - Чтобы спасти Булгакова, нужно снова
его запретить>.) Но мода прошла, а Булгаков остался...



http://zuzusoft.com/tpuh/yanovsk6.htm