От IGA Ответить на сообщение
К Yuriy
Дата 26.02.2003 20:54:55 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Манипуляция; Культура; Версия для печати

ГИБ

Yuriy wrote:

> "Гостья из будущего" sic! Тоже, кстати, может быть рассмотрено а) как сатанинское -- инопланетянe помагают землянам; с точки зрения Православной церкви -- это ересь, инопланетяне -- нечистая сила. б) как антисоветское -- хорошие "чужаки" помогают слабым советским людям бороться против сильных плохих "чужаков".

Вы напрочь забыли сюжет, насмотревшись голливудских поделий.

ГИБ не был "еретическим" фильмом, ибо лежал вне религиозной (православной) канвы, у него была своя "область определения" - научная фантастика.

Отрицательные герои - пираты - инопланетяне. Причем с намеком на "доисторическое" (капиталистическое) происхождение; прибыли они откуда-то из далекого, "до-коммунистического" уголка Вселенной, куда еще не дошел прогресс. Им плоды этого прогресса нравятся лишь избирательно - миелофон, МВ, кефир, наконец.
Живут они в советском несовершенном обществе припеваючи. И внешне почти не отличаются, благо умеют принимать любое обличье.
Только дети в достаточной мере проявили бдительность - начиная со слежки за "подозрительным домом" (источник будущего в настоящем). Да и то, Коля смог распознать пиратов лишь благодаря путешествию в будущее. Взрослые же (обыватели в хорошем смысле слова) - даже XXI века - обычно в пиратов не верят.
Помогают слабым советским людям не чужаки, а такой же советский по сути человек (неужели "полет над Кремлем" не помните?). Алиса является неофициальным представителем будущего в настоящем и олицетворяет присущие будущему положительные черты. Впрочем, помогать у нее получается плохо - пираты уходят. Решает все в конце появление _вооруженного_ "представителя будущего в настоящем", который и парализует (но не убивает - из гуманности) пиратов.
Если искать аналоги в политическом устройстве, то это КПСС и КГБ соответственно (точнее один из их образов, ибо в реальности разложение дошло и туда).
Миелофон же представляется неким психо-идеологическим инструментом: a) Зная мысли людей, ими легко манипулировать. b) Мысли людей в кап.обществе технически предсказуемы (а со времен Г.Маркузе - и "преформированы"). c) Миелофон как и СМИ и разного рода "рекламные/социологические агентства" - информационная по сути машина. Пираты, вооруженные им, по-настоящему опасны.
Возможны и иные интерпретации: миелофон - многогранное (что подчеркивает форма кристалла) явление. Важно, что у него может быть и общеполезное применение, которое и является в будущем основным. В советском же обществе миелофона не было, а он был бы иногда кстати (что несколько раз демонстрируют школьники).
МВ (в концептуальном, а не сюжетном плане) являет собой некий гипотетический, сугубо научный инструмент мета-моделирования исторических процессов, но не более (здесь нет "эффекта бабочки" Бредбери и проч. "чудес"). Ибо еще важнее обычная "нить времени", историческая связь. То есть преемственность идеалов, ответственность поколений в советском обществе: "А сегодня что для завтра сделал я?"

Строить более строгую картину интерпретаций не буду, ибо фильм все-таки подростковый, таковы и мерки.