в фильме остановились на спецэффектах Павла Клушанцева, которыми интересовались Кубрик и Лукас. В частности Клушанцев нашел способы создать иллюзию невесомости на экране.
===============
Рассказывают, что когда в Россию приехал создатель «Звездных войн» Джордж Лукас, он заявил, что мечтает познакомиться с маэстро Клушанцевым. Чиновники от кино лишь недоуменно пожали плечами: «А кто это? Не знаем такого».
В 1980-е, когда Клушанцев ушел из кино, о нем как-то сразу забыли. Знаменитый во всем мире режиссер и оператор, признанный мастер кинофантастических спецэффектов почти полностью ослеп и до конца жизни (до 1999 года) ютился с женой в тесной петербургской коммунальной квартире. На Западе о нем немало написано, имя Клушанцева известно любому режиссеру-фантасту.
Ученики Клушанцева с «Леннаучфильма» вспомнили о нем к его 90-летию. Был выпущен фильм-посвящение «Павел Клушанцев - к звездам» (реж. А. Ткаля). Позже о нем стали писать (Харитонов Е.В., Щербак-Жуков А.В. На экране - Чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002): Материалы к популярной энциклопедии / НИИ Киноискусства; журнал «Если». Москва: В. Секачев, 2003).
Все биографы Павла Клушанцева отмечают, что он - один из немногих (если не единственный) отечественных режиссеров, за которым на Западе закрепилась репутация именно режиссера-фантаста.
Фильм, выпущенный о Клушанцеве, можно купить через Интернет. Вот как его продвигают на английском и французском языках:
«Павел Клушанцев вырос в годы революции. Как юноша, обладающий особыми талантами, он смог развить свое творчество, став художником своего времени и мастером спецэффектов в кинематографе. Он никогда не разделял идей коммунизма. Но в отличие от многих других, он сумел избежать репрессий. Его талант был его лучшей защитой. В одном из редких интервью, зафиксированных на пленке, он говорит: «Они десятки раз хотели выкинуть меня с киностудии и посадить в тюрьму. Но я спасся, потому что я знал, как делать вещи, которые никто другой делать не мог. Это всегда меня спасало».
Коротенькую официальную справку о Павле Клушанцеве можно найти на страничке Федерального государственного унитарного предприятия «Творческо-производственное объединение «Леннаучфильм»:
«Павел Владимирович Клушанцев (1910-1999) - предтеча мировой космической кинофантастики. Режиссер, оператор, сценарист, мастер комбинированных съемок. Свои знаменитые фильмы о космосе он начал снимать задолго до запуска первого искусственного спутника Земли (1957): «Метеориты», «Вселенная», «Тайна вещества», «Дорога к звездам», «Планета бурь», «Луна», «Марс». Признанный мастер комбинированных съемок американец Роберт Спотак писал о нем: "...Появлением на экране масштабных сцен в космосе мир обязан не космическим войнам Лукаса и Кубрика, а русскому режиссеру Павлу Клушанцеву"».
Собственно вся жизнь Павла Клушанцева есть доказательство отсутствия пророков в нашем отечетве. По данным его биографа Евгения Харитонова, даже в НИИ киноискусства было весьма проблематичным найти хотя бы мало-мальски подробные биографические сведения о Клушанцеве, а потому восстановить историю его жизни оказалось очень непросто.
Окончив в 1930 году операторский факультет Ленинградского фототехникума, Павел Клушанцев попал по распределению на киностудию «Белгоскино», на которой почти четыре года работал оператором, но в 1934 году перешел на «Ленфильм». Здесь он освоил еще одну профессию - режиссера-постановщика, а позже организовал цех комбинированных съемок (позже он перекочевал на «Леннаучфильм»).
В этом цехе с небольшой командой единомышленников и началось изобретение и освоение «фирменных клушанцевских» кинотрюков. Многим идеям помешала реализоваться война. Клушанцеву пришлось снимать военно-учебные фильмы на киностудии «Сибтехфильм».
По окончании войны Клушанцев не вернулся на «Ленфильм», а устроился оператором и режиссером-постановщиком на скромную Ленинградскую киностудию научно-популярных фильмов. Техническая база «Леннаучфильма» была одной из беднейших в Союзе, но именно здесь по-настоящему раскрылся талант Клушанцева - кудесника камеры и монтажа.
После войны Павел Клушанцев поставил более ста научно-популярных фильмов и сюжетов.
Первые фильмы Клушанцева не выходили за рамки своего жанра. Но уже в 1951 году в фильме «Вселенная» учебно-познавательный рассказ о строении Солнечной системы, особенностях ее структуры, о космических телах и их взаимодей-
ствии превратился в увлекательное повествование с чудесным изобразительным рядом о прошлом, настоящем и будущем Вселенной.
«Вселенная» имела успех и принесла авторам премию VII МКФ в Карловых Варах (1952) и диплом IV МКФ в Париже.
А в 1957 году Клушанцев стал автором научно-популярного и фантастического фильма «Дорога к звездам». Фильм был высоко оценен и получил премии I ВКФ (Москва) и I МКФ научных и технических фильмов в Белграде (1958). «Дорога к звездам» имела большой успех не только в СССР, но и на Западе, ее закупили в США, где она была показана по CBS в рамках сериала «20-й век». Увидел эту картину и Стенли Кубрик. Восхищенный мастерством русского режиссера, в «Космической одиссее 2001 года» он применил именно клушанцевский «эффект невесомости». Много позже в одном из интервью Кубрик заявил, что без «Дороги к звездам» не было бы и «Космической одиссеи», Клушанцев «подсказал» многие технические находки «Одиссеи».
Тогда же у Клушанцева родилась идея поставить исключительно игровую фантастическую ленту об экспедиции на Луну. В 1959 году Клушанцев подал заявку, и проект был утвержден и поставлен в план «Леннаучфильма». В результате работы над лентой в основу фильма была положена повесть А. Казанцева «Планета бурь», а герои картины вместо Луны отправились осваивать Венеру - впервые в истории кинофантастики.
Выход картины на экран был задержан. На генеральном просмотре министр культуры Екатерина Фурцева потребовала вырезать из фильма фрагмент, в котором героиня, оставшись одна на орбите и думая, что разведэкспедиция погибла, плачет. Мотивировка министра была такой: советская женщина-космонавт не может плакать!
Фильм «Планета бурь» вышел на большой экран в 1961 году. Появление картины удачно совпало с полетом Гагарина. Картину критиковали. Прежде всего - за лишенных какой бы то ни было психологической индивидуальности героев, которые изъясняются с киношным комсомольским пафосом. Хотя в фильме были задействованы неплохие актеры, например Георгий Жженов, для которого «Планета бурь» стала дебютом в кино после возвращения из лагерей.
Но, как отмечает Евгений Харитонов, люди, их характеры и взаимоотношения не интересовали Клушанцева-режиссера. «Планета бурь» создавалась в большей степени с целью популяризации космонавтики. И это Клушанцеву удалось. «Планета бурь» стала хитом сезона. Зритель визжал от восторга.
В фильме было все, что нужно. И героико-исследовательская романтика, и динамичность действия. И погибшая экспедиция, и загадка древней венерианской цивилизации, и плотоядный цветок, едва не сожравший одного из участников экспедиции, и сражение с ящероподобными аборигенами, и свихнувшийся робот «Железный Джон» - объект зависти голливудских кинематографистов. Наконец, есть весьма впечатляюще и натурально изображенные динозавр и гигантский птеродактиль (Спилберг еще не думал о «Парке юрского периода»), на удивление достоверно снята сцена извержения венерианского вулкана.
В истории нашего кино лента осталась недооцененной. Совсем по-другому к ней отнеслись за рубежом. Фильм был закуплен 28 странами, огромный успех «Планета бурь» имела в США. Много позже, в 1968 году, Питер Богданович поставил фильм «Путешествие на планету доисторических женщин». Его фильм оказался перемонтированной «Планетой бурь», а говоря проще - плагиатом. В 1996 году журнал «Американский кинооператор» заметил: «К сожалению, из многих фильмов Клушанцева в США показывались лишь перемонтированные отрывки, включенные в посредственные американские фантастические фильмы многих режиссеров, включая раннего Фрэнсиса Копполу».
О том, что в США до сих пор помнят фильм советского режиссера, свидетельствует и недавняя лента «Миссия на Марс». Критики отметили ее сюжетное сходство с «Планетой бурь», вплоть до прямых заимствований.
О «Планете бурь» регулярно пишут и вспоминают в Голливуде. На родине же после шквального огня критики Павел Клушанцев зарекся снимать сугубо игровые фильмы и вернулся к научно-популярному кино.
Спустя несколько лет Клушанцев поставил блистательные популярно-фантастические фильмы «Луна» (1965) и «Марс» (1968), завершив «планетарную трилогию». Мне самому приходилось слышать такую шутку: если бы Клушанцеву в свое время дали хотя бы десятую долю денег Кубрика, то советские космонавты сели бы на Луну раньше американских. А заодно и на Венеру с Марсом.
«Луна» в 1966 году получила Золотую печать города Триеста на IV МКФ фантастических фильмов. Постановочная грандиозность картины космического будущего, реальность образов поражают и сегодня. По этой же схеме выстроен и сюжет «Марса».
В 1970 году Клушанцеву присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Потом он прожил еще 29 лет.
Вот один из примеров отношения Клушанцева к жизни и к будущему. Однажды Клушанцева спросили:
- Павел Владимирович, а если сделать фильм о вас, о вашей жизни?
- Слушайте, ну кому это интересно? Я принадлежу к тем людям, которые принесли пользу и умерли, а потом о них говорят: «Ах, это изобрел и применил Иван Иванович!», - а Иван Иванович вчера уже умер.
Биограф Клушанцева утверждает, что американский специалист в области экранных трюков и кинокритик, лауреат премии «Оскар» Роберт Спотак приезжал в Россию специально, чтобы расспросить Клушанцева о секретах его уникальных съемок. «За 40 лет американские специалисты так и не смогли разгадать их», - сетовал журнал «Американский кинооператор», в 1996 году посвятивший 85-летию русского режиссера два выпуска подряд.
Клушанцев удивлял не только иностранцев. Удивлялись и соотечественники еще при его жизни. В одной из сцен его фильма появляется ракета, макет которой был разработан Клушанцевым лично. Когда режиссера спросили: «Откуда вы взяли форму ракеты?», он ответил: «Сам придумал».
Ракета оказалась точной копией проекта Королева, который вскоре посмотрел готовый фильм Клушанцева, слушая его комментарии. В своих фильмах 1950-х и начала
1960-х годов Клушанцев предвосхитил все то, что десять, двадцать и тридцать лет спустя осуществила русская и зарубежная космонавтика: выход в космос, стыковку станций, высадку на небесных телах и другое.
Клушанцев не только снимал фильмы. Он еще и писал. Ему принадлежит около десятка детских научно-популярных книг. Самые известные из них - «Станция Луна» и «К другим планетам». Почти все они посвящены загадкам космоса и перспективам освоения космического пространства и планет человеком. Многие выросли на этих книгах. Один мой знакомый, профессиональный астроном, как-то признался: «Одно из самых ярких впечатлений детства. Мне семь лет. В нашей сельской библиотеке натыкаюсь на красивую, огромную и таинственную книгу «О чем рассказал телескоп». Это было как чудо. Я ее подхватил и понес, и, честно, иду, несу и говорю чуть ли не вслух: какое сокровище! Никому тебя не отдам, съем, а не отдам! Читал взахлеб и в результате заполучил «звездную болезнь» - увлекся астрономией. Навсегда».