От Durga
К Дмитрий Кропотов
Дата 28.10.2010 15:54:27
Рубрики Прочее; Россия-СССР; История; Война и мир;

Re: Человек на...

Сегодня показали замечательный документальный фильм о спецэффектах в советском кино

http://www.rutv.ru/video.html?d=0&vid=37380

в фильме остановились на спецэффектах Павла Клушанцева, которыми интересовались Кубрик и Лукас. В частности Клушанцев нашел способы создать иллюзию невесомости на экране.
===============
Рассказывают, что когда в Россию приехал создатель «Звездных войн» Джордж Лукас, он заявил, что мечтает познакомиться с маэстро Клушанцевым. Чиновники от кино лишь недоуменно пожали плечами: «А кто это? Не знаем такого».

В 1980-е, когда Клушанцев ушел из кино, о нем как-то сразу забыли. Знаменитый во всем мире режиссер и оператор, признанный мастер кинофантастических спецэффектов почти полностью ослеп и до конца жизни (до 1999 года) ютился с женой в тесной петербургской коммунальной квартире. На Западе о нем немало написано, имя Клушанцева известно любому режиссеру-фантасту.
Ученики Клушанцева с «Леннаучфильма» вспомнили о нем к его 90-летию. Был выпущен фильм-посвящение «Павел Клушанцев - к звездам» (реж. А. Ткаля). Позже о нем стали писать (Харитонов Е.В., Щербак-Жуков А.В. На экране - Чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002): Материалы к популярной энциклопедии / НИИ Киноискусства; журнал «Если». Москва: В. Секачев, 2003).
Все биографы Павла Клушанцева отмечают, что он - один из немногих (если не единственный) отечественных режиссеров, за которым на Западе закрепилась репутация именно режиссера-фантаста.
Фильм, выпущенный о Клушанцеве, можно купить через Интернет. Вот как его продвигают на английском и французском языках:
«Павел Клушанцев вырос в годы революции. Как юноша, обладающий особыми талантами, он смог развить свое творчество, став художником своего времени и мастером спецэффектов в кинематографе. Он никогда не разделял идей коммунизма. Но в отличие от многих других, он сумел избежать репрессий. Его талант был его лучшей защитой. В одном из редких интервью, зафиксированных на пленке, он говорит: «Они десятки раз хотели выкинуть меня с киностудии и посадить в тюрьму. Но я спасся, потому что я знал, как делать вещи, которые никто другой делать не мог. Это всегда меня спасало».
Коротенькую официальную справку о Павле Клушанцеве можно найти на страничке Федерального государственного унитарного предприятия «Творческо-производственное объединение «Леннаучфильм»:
«Павел Владимирович Клушанцев (1910-1999) - предтеча мировой космической кинофантастики. Режиссер, оператор, сценарист, мастер комбинированных съемок. Свои знаменитые фильмы о космосе он начал снимать задолго до запуска первого искусственного спутника Земли (1957): «Метеориты», «Вселенная», «Тайна вещества», «Дорога к звездам», «Планета бурь», «Луна», «Марс». Признанный мастер комбинированных съемок американец Роберт Спотак писал о нем: "...Появлением на экране масштабных сцен в космосе мир обязан не космическим войнам Лукаса и Кубрика, а русскому режиссеру Павлу Клушанцеву"».

Собственно вся жизнь Павла Клушанцева есть доказательство отсутствия пророков в нашем отечетве. По данным его биографа Евгения Харитонова, даже в НИИ киноискусства было весьма проблематичным найти хотя бы мало-мальски подробные биографические сведения о Клушанцеве, а потому восстановить историю его жизни оказалось очень непросто.
Окончив в 1930 году операторский факультет Ленинградского фототехникума, Павел Клушанцев попал по распределению на киностудию «Белгоскино», на которой почти четыре года работал оператором, но в 1934 году перешел на «Ленфильм». Здесь он освоил еще одну профессию - режиссера-постановщика, а позже организовал цех комбинированных съемок (позже он перекочевал на «Леннаучфильм»).
В этом цехе с небольшой командой единомышленников и началось изобретение и освоение «фирменных клушанцевских» кинотрюков. Многим идеям помешала реализоваться война. Клушанцеву пришлось снимать военно-учебные фильмы на киностудии «Сибтехфильм».
По окончании войны Клушанцев не вернулся на «Ленфильм», а устроился оператором и режиссером-постановщиком на скромную Ленинградскую киностудию научно-популярных фильмов. Техническая база «Леннаучфильма» была одной из беднейших в Союзе, но именно здесь по-настоящему раскрылся талант Клушанцева - кудесника камеры и монтажа.
После войны Павел Клушанцев поставил более ста научно-популярных фильмов и сюжетов.
Первые фильмы Клушанцева не выходили за рамки своего жанра. Но уже в 1951 году в фильме «Вселенная» учебно-познавательный рассказ о строении Солнечной системы, особенностях ее структуры, о космических телах и их взаимодей-
ствии превратился в увлекательное повествование с чудесным изобразительным рядом о прошлом, настоящем и будущем Вселенной.
«Вселенная» имела успех и принесла авторам премию VII МКФ в Карловых Варах (1952) и диплом IV МКФ в Париже.
А в 1957 году Клушанцев стал автором научно-популярного и фантастического фильма «Дорога к звездам». Фильм был высоко оценен и получил премии I ВКФ (Москва) и I МКФ научных и технических фильмов в Белграде (1958). «Дорога к звездам» имела большой успех не только в СССР, но и на Западе, ее закупили в США, где она была показана по CBS в рамках сериала «20-й век». Увидел эту картину и Стенли Кубрик. Восхищенный мастерством русского режиссера, в «Космической одиссее 2001 года» он применил именно клушанцевский «эффект невесомости». Много позже в одном из интервью Кубрик заявил, что без «Дороги к звездам» не было бы и «Космической одиссеи», Клушанцев «подсказал» многие технические находки «Одиссеи».
Тогда же у Клушанцева родилась идея поставить исключительно игровую фантастическую ленту об экспедиции на Луну. В 1959 году Клушанцев подал заявку, и проект был утвержден и поставлен в план «Леннаучфильма». В результате работы над лентой в основу фильма была положена повесть А. Казанцева «Планета бурь», а герои картины вместо Луны отправились осваивать Венеру - впервые в истории кинофантастики.
Выход картины на экран был задержан. На генеральном просмотре министр культуры Екатерина Фурцева потребовала вырезать из фильма фрагмент, в котором героиня, оставшись одна на орбите и думая, что разведэкспедиция погибла, плачет. Мотивировка министра была такой: советская женщина-космонавт не может плакать!
Фильм «Планета бурь» вышел на большой экран в 1961 году. Появление картины удачно совпало с полетом Гагарина. Картину критиковали. Прежде всего - за лишенных какой бы то ни было психологической индивидуальности героев, которые изъясняются с киношным комсомольским пафосом. Хотя в фильме были задействованы неплохие актеры, например Георгий Жженов, для которого «Планета бурь» стала дебютом в кино после возвращения из лагерей.
Но, как отмечает Евгений Харитонов, люди, их характеры и взаимоотношения не интересовали Клушанцева-режиссера. «Планета бурь» создавалась в большей степени с целью популяризации космонавтики. И это Клушанцеву удалось. «Планета бурь» стала хитом сезона. Зритель визжал от восторга.
В фильме было все, что нужно. И героико-исследовательская романтика, и динамичность действия. И погибшая экспедиция, и загадка древней венерианской цивилизации, и плотоядный цветок, едва не сожравший одного из участников экспедиции, и сражение с ящероподобными аборигенами, и свихнувшийся робот «Железный Джон» - объект зависти голливудских кинематографистов. Наконец, есть весьма впечатляюще и натурально изображенные динозавр и гигантский птеродактиль (Спилберг еще не думал о «Парке юрского периода»), на удивление достоверно снята сцена извержения венерианского вулкана.
В истории нашего кино лента осталась недооцененной. Совсем по-другому к ней отнеслись за рубежом. Фильм был закуплен 28 странами, огромный успех «Планета бурь» имела в США. Много позже, в 1968 году, Питер Богданович поставил фильм «Путешествие на планету доисторических женщин». Его фильм оказался перемонтированной «Планетой бурь», а говоря проще - плагиатом. В 1996 году журнал «Американский кинооператор» заметил: «К сожалению, из многих фильмов Клушанцева в США показывались лишь перемонтированные отрывки, включенные в посредственные американские фантастические фильмы многих режиссеров, включая раннего Фрэнсиса Копполу».
О том, что в США до сих пор помнят фильм советского режиссера, свидетельствует и недавняя лента «Миссия на Марс». Критики отметили ее сюжетное сходство с «Планетой бурь», вплоть до прямых заимствований.
О «Планете бурь» регулярно пишут и вспоминают в Голливуде. На родине же после шквального огня критики Павел Клушанцев зарекся снимать сугубо игровые фильмы и вернулся к научно-популярному кино.
Спустя несколько лет Клушанцев поставил блистатель­ные популярно-фантастичес­кие фильмы «Луна» (1965) и «Марс» (1968), завершив «планетарную трилогию». Мне самому приходилось слышать такую шутку: если бы Клушанцеву в свое время дали хотя бы десятую долю денег Кубрика, то советские космонавты сели бы на Луну раньше американских. А заодно и на Венеру с Марсом.
«Луна» в 1966 году получила Золотую печать города Триеста на IV МКФ фантастических фильмов. Постановочная грандиозность картины космического будущего, реальность образов поражают и сегодня. По этой же схеме выстроен и сюжет «Марса».
В 1970 году Клушанцеву присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Потом он прожил еще 29 лет.
Вот один из примеров отношения Клушанцева к жизни и к будущему. Однажды Клушанцева спросили:
- Павел Владимирович, а если сделать фильм о вас, о вашей жизни?
- Слушайте, ну кому это интересно? Я принадлежу к тем людям, которые принесли пользу и умерли, а потом о них говорят: «Ах, это изобрел и применил Иван Иванович!», - а Иван Иванович вчера уже умер.
Биограф Клушанцева утверждает, что американский специалист в области экранных трюков и кинокритик, лауреат премии «Оскар» Роберт Спотак приезжал в Россию специально, чтобы расспросить Клушанцева о секретах его уникальных съемок. «За 40 лет американские специалисты так и не смогли разгадать их», - сетовал журнал «Американский кинооператор», в 1996 году посвятивший 85-летию русского режиссера два выпуска подряд.
Клушанцев удивлял не только иностранцев. Удивлялись и соотечественники еще при его жизни. В одной из сцен его фильма появляется ракета, макет которой был разработан Клушанцевым лично. Когда режиссера спросили: «Откуда вы взяли форму ракеты?», он ответил: «Сам придумал».
Ракета оказалась точной копией проекта Королева, который вскоре посмотрел готовый фильм Клушанцева, слушая его комментарии. В своих фильмах 1950-х и начала
1960-х годов Клушанцев предвосхитил все то, что десять, двадцать и тридцать лет спустя осуществила русская и зарубежная космонавтика: выход в космос, стыковку станций, высадку на небесных телах и другое.
Клушанцев не только снимал фильмы. Он еще и писал. Ему принадлежит около десятка детских научно-популярных книг. Самые известные из них - «Станция Луна» и «К другим планетам». Почти все они посвящены загадкам космоса и перспективам освоения космического пространства и планет человеком. Многие выросли на этих книгах. Один мой знакомый, профессиональный астроном, как-то признался: «Одно из самых ярких впечатлений детства. Мне семь лет. В нашей сельской библиотеке натыкаюсь на красивую, огромную и таинственную книгу «О чем рассказал телескоп». Это было как чудо. Я ее подхватил и понес, и, честно, иду, несу и говорю чуть ли не вслух: какое сокровище! Никому тебя не отдам, съем, а не отдам! Читал взахлеб и в результате заполучил «звездную болезнь» - увлекся астрономией. Навсегда».

От brief
К Durga (28.10.2010 15:54:27)
Дата 22.11.2010 19:27:19

Еще про спецэффекты.

>Сегодня показали замечательный документальный фильм о спецэффектах в советском кино
>
http://www.rutv.ru/video.html?d=0&vid=37380
>в фильме остановились на спецэффектах Павла Клушанцева, которыми интересовались Кубрик и Лукас.

Еще про спецэффекты.

В области спецэффектов заслуживают упоминания усилия специалистов НАСА по подготовке трехмерных моделей лунной поверхности. По фотографиям с космических аппаратов или Аполлонов редыдущих версий создавалась модель рельефа, относительно нее двигалась телекамера и, в результате, получалось вполне приличное телевизионное изображение.

"Поездка по Луне"

[52K]


(фрагменты кадров ролика http://www.youtube.com/watch?v=uJN9mGLsfFg)

один из кадров виден на фото ниже


[39K]


см. также http://www.knology.net/~skeetv/SimHist3.html

Рельеф на этом симуляторе выполнен в масштабе 1:150 ( http://easynowsmoonblog.blogspot.com/ )

А "прилунение" ниже на модели в масштабе 1:2000 (см http://history.nasa.gov/alsj/NASATND7112.pdf)


[83K]



(изображение составлено из развернутых фрагментов
http://www.hq.nasa.gov/alsj/a15/5000ft.jpg,3000ft.jpg,1000ft.jpg,0500ft.jpg. см http://www.hq.nasa.gov/alsj/a15/a15SiteModel.html)

Красота:

[80K]



Модель должна была включать в себя все объекты угловым размером >=0.5 градуса с погрешностью +-0.5 градуса
"The visual acuity requirement was to identify objects subtending approximately
0.5 degree at the pilot's eye. ... The positional accuracy of the information in the
window was specified as 0.5" measured at the eye"
( http://history.nasa.gov/alsj/NASATND7112.pdf)

Точность исполнения деталей доходила до ~0.5 мм, что, при масштабе 1:2000, соответствует минимальным деталям ~1м на лунной поверхности.

[67K]


( http://www.hq.nasa.gov/alsj/a15/108-KSC-71P-297.tif .)


Мелкие камни и кратеры неразличимые на орбитальных фотографиям добавлялись на глаз. "The surface should be enhanced with rocks and small craters. The size, number,
and distribution of these rocks and small craters are based upon statistical lunar surface
data."


Такие модели составлялись для всех миссий. Вот еще ( в скверном качестве) модель рельефа A12.

[192K]


( http://articles.adsabs.harvard.edu/cgi-bin/nph-iarticle_query?bibcode=1971NASSP.287......&db_key=AST&page_ind=35 )

[105K]


( http://articles.adsabs.harvard.edu/cgi-bin/nph-iarticle_query?bibcode=1971NASSP.287......&db_key=AST&page_ind=33 )

К сожалению, как указывает http://www.hq.nasa.gov/alsj/a15/a15SiteModel.html после полетов все сдавалось в утиль и сейчас известно местоположение лишь одной из моделей (A15 выше) "Landing Site Models were built for all the missions - with the Fra Mauro model used for both Apollos 13 and 14. After the Apollo Project ended, NASA planned to discard all the models but, fortunately, at least part of the Apollo 15 model found a home at Brevard (County) Community College."

А интересно было бы посмотреть, к примеру, на горы в районе посадки A17 выполненные по подобным картам

[101K]


( http://www.hq.nasa.gov/alsj/a17/a17.bellf5.jpg)

Сайт http://apolloreality2.bravehost.com/ утверждает, что гора на левом изображении:

[235K]


как раз и есть подобная модель. Однако не приводит никаких подтверждений. Врет, может быть.




От Karev1
К Durga (28.10.2010 15:54:27)
Дата 28.10.2010 22:16:08

Re: Человек на...

>О «Планете бурь» регулярно пишут и вспоминают в Голливуде.

>Клушанцев не только снимал фильмы. Он еще и писал. Ему принадлежит около десятка детских научно-популярных книг. Самые известные из них - «Станция Луна» ...
Надо же! "Станция Луна" моя первая книжка про космонавтику. Из нее я впервые узнал про программу Аполлон! И фильм "Планета Бурь" я помню смотрел примерно в 61-62 г. И еще какой-то фантастический фильм примерно в 59-м, его почти совсем не помню, помню только, что он произвел на меня большое впечаление, я в детском саду лепил из пластилина звездолеты из этого фильма (может это тоже фильм Клушанцева"? Эти книги и эти фильмы и привели меня в космонавтику (вкупе с испорченным обильным чтением зрением, закрывшем мне путь в летное училище :-( ). Как интересно, в детстве совсем не интересуешься авторами книг и фильмов, произведшех на тебя большое впечатление.

От brief
К Durga (28.10.2010 15:54:27)
Дата 28.10.2010 17:17:34

про лонжи

>Сегодня показали замечательный документальный фильм о спецэффектах в советском кино

>
http://www.rutv.ru/video.html?d=0&vid=37380

>в фильме остановились на спецэффектах Павла Клушанцева, которыми интересовались Кубрик и Лукас. В частности Клушанцев нашел способы создать иллюзию невесомости на экране.
>===============


Не только Клушанцев умел создавать иллюзию невесомости :)

Вот что пишут на странице фирмы по подготовке трюковых полетах на лонжах:
(перевод)
"Наша самая важна работа никогда не была показана!

В 1969 году в рамках подготовки к первой посадке на Луну, НАСА воспольщовалось услугами Петера Фоя чтобы обеспечить симуляцию высадки для средств массовой информации в том случае если телевизионная аппаратура в космосе выйдет из строя (как это случалось ранее в миссии Джемини). Конечно, здравомыслящие люди понимают, что то, что мы видели по телевизору было настоящей высадкой, но тем не менее, команда Фой/НАСА была наготове. Возможно, многие странные слухи берут свое начало с этого случая."

(оригинал)
http://www.flybyfoy.com/serv_film.htm

"Our Most influential work never broadcast!

In 1969, in preparation for the first manned moon landing, NASA engaged the services of Peter Foy to provide live simulations to the media in the event that the broadcast equipment in space failed (as was the case on an earlier Gemini mission). Of course sensible people realize that what we saw on TV was the actual landing, but nevertheless, the Foy/NASA team was at the ready. Perhaps the many strange rumors started from this experience."


а также
(перевод)
"Около 40 лет назад, 20 июля 1969 года, мир был прикован к экранам телевизоров в ожидании первой высадки человека на Луну ......

Фой был там!

В Grumman Aircraft собралась взволнованная группа конструкторов и инженеров. Они были ответственны за строительство лунного модуля, который никогда еще не был успешно проверен в условиях земной атмосферы.
Среди присутствующих был Петер Фой. Он тоже волновался. Не то чтобы он нес ответственность за успех миссии. Его единственная обязанность была в моделировании действий космонавтов в случае потери телевизионного сигнала.
Он был в одном из самолетных ангаров Grumman, которые были заполнены камнями для имитации лунной поверхности. В центре всего этого была полномасштабная модель лунного модуля, астронавт с прикрепленными лонжами, Петер Фой, помощник, и, конечно, камера.
Как мы теперь знаем, посадка прошла успешно, и потери сигнала не было. Это было удачей для Петера, так как их лунный пейзаж совсем не был похож на место, где в тот исторический день высадились астронавты."


(оригинал)
http://www.flybyfoy.com/nasa.htm

"Nearly 40 years ago, July 20th 1969, the world was glued to its TV sets in anticipation of Man's first landing on the moon......

FOY WAS THERE!

Amongst them was an apprehensive group of designers and engineers gathered at Grumman Aircraft. They were responsible for building the Lunar Module which had never been tested successfully in the Earth's atmosphere.
Among those present was Peter Foy. He too was apprehensive. Not that he was in any way responsible for the success of the mission. His only responsibility was simulating the actions of the Astronauts in the event the TV feed was lost.
He was in one of the Grumman Aircraft hangars which had been filled with rocks to simulate the lunar surface. In the middle of all of this was a full scale model of the LEM, an Astronaut (with wires attached), Mr. Foy, an assistant, and of course, a camera. As we now know, the landing was successful, and there was no break in the coverage. This was much to Peter's relief as their lunar landscape looked nothing like the place where they landed on that historic day."



P.S. пользуясь случаем передаю привет vld
>>Хорошо, оставлю фокусникам право на профессиональные секреты и обойдусь без теорий. Прыжки от этого убедительней не станут :)
>
>И ояпть возвращаемся к неопровержимости конспирологических теорий, можно построить огромный павильон с вакуумом, можно создать хитрую механическую систему, чтобы летать как в вакууме - все можно, "добро пожаловать в матрицу, Федор". https://www.vif2ne.org/nvz/forum/archive/228/228092.htm