|
От
|
Александр
|
|
К
|
Эконом
|
|
Дата
|
26.02.2006 02:44:49
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Ликбез о политиках и государственных деятелях.
>Когда властелин полумира сознательно уконтрапуивает свою власть. Все таки,если мы примем как аксиому,что правители наши не были маньками,щизофрениками и олигофренами,разбор полетов пойдет продуктивнее
Тут уже даже не марксизмом, а гегелизмом пахнет.
"Восточные народы еще не знают, что дух или человек как таковой в себе свободен; так как они не знают этого, то они не свободны; они знают только, что один свободен, но именно поэтому такая свобода оказывается лишь произволом, дикостью, тупостью страсти, обуздыванием страсти, или же нежностью, которая сама оказывается лишь случайностью природы или произволом. Следовательно, этот один оказывается лишь деспотом, а не свободным человеком." http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000388/st000.shtml
Тут что интересно - марксист не на 150, а на 200 лет отстал от жизни. Ну там каждый печется только о собственной наживе, в том числе и правитель полумира. А полмира, надо полагать, бараны недоразвитые, которые просто не доросли о своей наживе печься и потому не пробуют. Позвольте Вас на сотню лет вперед продвинуть. А то глядишь Вы и второе пришествие с Гегелем встретите? Вот что писал по этому поводу в 1929 году советник президента Теодора Рузвельта и многих других Вальтер Липпман:
Политик или государственный деятель?
Роль лидера легче определить если разделит понятия «политик» и «государственный деятель». В повседневной речи мы подсознательно различаем эти два понятия. «Государственный деятель» звучит уважительно, а слово «политик» отдает легким презренем. Словарь говорит нам что «политик» - это некто обслуживающий интересы только политической партии. И лишь вторым значением идет «некто мастерски владеющий искусством политики, государственный деятель». Словарное определение «государственный деятель» гласит «политический деятель исключительных способностней».
Определения, на мой взгляд, можно улучшить, прояснив значения подсознательно вкладываемые в эти понятия в повседневной речи. Когда мы говорим «политик» то имеем в виду человека работающего на частные интересы. В худшем случае интересы своего кармана. В лучшем случае это могут быть интересы партии, класса или организации представителем которых он себя считает. Мы никогда не ожидаем от политика учета всех вовлеченных интересов, потому что предвзятость и ангажированность которые мы ощущаем в его действиях, если сами не являетемся наивным носителем той же предвзятости, подсказывают нам что ему не стоит слишком доверять.
С другой стороны выражение «государственный деятель», когда это не просто помпезное высказывание, обозначает человека чей разум достаточно возвышен над конфликтом борющихся партий чтобы позволить выбор курса принимающий в рассчет большее количество интересов на более долгосрочную перспективу. Именно это имел в виду Эдмунд Брук, когда писал что государство: «не должно считаться чем-то вроде партнерства в торговле перцем, кофе или табаком и тому подобных мелочах, растворяясь в причудах партий... Это партнерство в более высоком и вечном смысле – партнерство во всех науках, всех искусствах, партнерство во всяком достоинстве и любом совершенстве. Поскольку цели такого партнерства не могут быть достигнуты при жизни нескольких поколений, оно становится партнерством не только ныне живущих, но и уже ушедших и еще не рожденных поколений.»
В таком случае политик – человек стремящийся к достижению частных целей узких интересов. Если он руководит политической партией он будет стремиться либо купить поддержку частных интересов конкретными посулами, или, если это не практично, воспользуется каким-либо обманом. В понятие обмана я включаю все искусство пропаганды - ложь, полуправду, двусмысленности, уклончивость, рассчитанное молчание, лозунги, метафоры и т.д. Все это методы сорвать беспристрастное исследование ситуации. Я не хочу сказать что кто угодно может достигнуть высот в политике вовсе не используя обмана. Хотя хочется надеяться что входит в силу новое поколение политических репортеров, которые своеобразной прекрасной жестокостью делают использование старых уловок постыдным для политиков. Человек возможно вынужден быть политиком чтобы оказаться на выборном посту в условиях всеобщего избирательного права, возможно никто не может все время быть государственным деятелем, в том смысле который мы используем в этой статье. По крайней мере ясно что никто этого не делает.
Так происходит потому что для избрания на выборную должность человек в современных условиях должен заручиться поддержкой множества людей со всевозможными смутными и противоречивыми интересами. В таком случае встает вопрос – когда он может стать государственным деятелем? Он становится таковым когда перестает лишь удовлетворять или обманывать сиюминутные желания своих избирателей и начинает помогать им осознать свои скрытые реальные интересы, которые достижимы потому что соответствуют реальности и могут быть гармонизированы с интересами их соседей. Политик говорит: «Я дам вам что вы хотите». Государственный деятель говорит: «Вы думаете что хотите этого. Объективно возможным для вас является вот это, таким образом реально вам нужно вот что». Политик возбуждает последователей, государственный деятель ведет их. Если коротко, то политик принимает безответственные прихоти как они есть и либо удовлетворяет их либо громоздит обман на обмане. Государственный деятель занимается образованием последователей, побуждая их изменить свои желания в соответствии с реальностью, что позволяет гармонизировать отношения в обестве на длительную перспективу.
Главный элемент искусства государственного деятеля в наши дни – способность прояснить запутанные и ошибочно понимаемые интересы фокусом которых является правительственный кабинет. Это способность за наивными эгоистичными интересами каждой группы разглядеть ее постоянные реальные интересы. Это трудное дело, требующее большой смелости, глубокой симпатии и огромного количества информации. Вот почему мастера этого искусства встречаются так редко. Но когда государственному деятелю удается перенаправить граждан с детской погони за тем что кажется интересным на реалистичное видение своих интересов, он получает такую поддержку, о которой и мечтать не может обычный политик. Беспристрастность – горькое лекарство когда его пробуют впервые, но оно несет здоровье, и когда за человеком закрепляется в общественном сознании репутация деятеля привычно и успешно решающего реальные проблемы он получает признание принципиально отличающееся от популярности самого успешного искателя общественных симпатий. Его влияние на людей долгосрочно потому что он не обещает ничего такого что не может достичь. Он не предлагает ничего такого что впоследствии оказывается фальшивкой. Раньше или позже политик будет разоблачен, потому что оперирует нереальным. И тогда он либо отправляется в тюрьму, либо его цинично терпят как колоритного дружественного мерзавца, либо он уходит в отставку и больше не мешается в судьбах людей. Слова политика доказывают свою цену тем что отражают не прихоть текущего момента, а условия при которых желания могут быть подстроены к реальности. Его проекты и политика излагают упорядоченый план действий, в котором все затрагиваемые стороны, по зрелом размышлении найдут для себя выгодным сотрудничать. Его законы имеют силу потому что они определяют к чему люди действительно стремятся, после того как они прояснят свои желания. Его законы имеют силу потому что мобилизуют энергию людей, которая только и может сделать законы эффективными.
Не обязательно, и даже маловероятно что такая политика государственного деятеля приобретет такую поддержку сразу как только будет предложена. Не обязательно для государственного деятеля и ждать пока он получит полное согласие. Есть много вещей которых люди не понимают пока не поживут с ними некоторое время. Поэтому великий государственный деятель часто должен смело действовать раньше чем управляемые дозреют до понимания необходимости изменений. Когда он делает это он ставит свое предвидение что люди в конце концов сочтут благом против того что они желают рямо сейчас. В этой способности действовать руководствуясь скрытой реальностью ситуации, вопреки очевидным внешним проявлениям и заключается сущность государственного деятеля. Она состоит в том чтобы дать людям не то что они хотят, а в том чтобы дать им то что они научатся хотеть. Она требует смелости, возможной только в разуме отрешенном от суеты текущего момента. Она требует прозрения, которое может дать только объективное и непредвзятое знание фактов, высокого и непоколебимого бескорыстия.