От Temnik-2 Ответить на сообщение
К Архив Ответить по почте
Дата 16.02.2006 21:45:58 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

[2C.КАРА-МУРЗА] Экспорт зерна из России

С.Г.Кара-Мурза:
>Главный специалист - П.Лященко, его книги и надо искать.
>В его книге "Русское зерновое хозяйство в системе мирового хозяйства" (М., 1927) сказано, что главными банками в экспорте хлеба были: Азовско-Донской, Международный Петербургский, Северный, Азиатский (все они с французскими капиталами), Русский для внешней торговли и Петербургский учетный (немецкие капиталы). Из русских только Волжско-Камский.

Посмотрел. Увы.

На 323 стр. упомянутого труда будующий академик написал следующее:

"...Таким образом, «частный» банковский капитал не менее как на три четверти обслуживал финансирование нашей хлебной торговли. При этом главными частными банками, принимавшими наиболее широкое участие в хлеботорговых вообще и в особенности в хлебоэкспортных операциях, были: Азовско-Донской, Международный, Петербургский частный Коммерческий, Северный, Русско-Азиатский,— работавшие преимущественно французскими капиталами, и Русский для внешней торговли и Петербургский учетный — немецкими.

Из остальных крупных банков, широко ведших хлебную торговлю, но более сохранивших свою «национальную» самостоятельность, заметную роль имел лишь Волжско-Камский банк—символ крупного торгового национального капитала, сколоченного на Волге и Каме еще со времен хлебных барж и бурлачества. Доля участия иностранных капиталов в основных капиталах упомянутых банков определялась примерно около 50% для французской группы и около 35% для немецкой. Если эти приблизительные доли участия в основных капиталах распространить и на приведенную выше цифру кредитования хлебной торговли частными банками,считая, что весь капитал Госбанка, жел. дор. и до 60% кредита частных банков носили «национальный» характер, то все же можно приблизительно считать, что иностранный банковый капитал участвовал в финансировании нашей хлебной торговли примерно до 300—350 млн. р., т.-е. до 20—25% всей хлебной торговли по ее ценности. Доля же участия в экспортной торговле, повидимому, повышалась до 35 - 40%.

Во всяком случае, как бы гадательны и приблизительны ни были эти расчеты, одно безусловно ясно. Со времени развития у нас банковской системы хлебной торговли, эта последняя подпадала под влияние иностранного банковского капитала".


Ни на этой, ни на последующих страницах П.И.Лященко не анализирует в чём именно проявлялась гипотетическая "иностранность" этих банков и как она влияла на хлебный экспорт. По-сути, он только констатирует факт роста объёмов предоставляемых производителям и посредникам кредитов. На сс.320 - 322 он на чем свет ругает частные банки за то, что они не принимали активного участия в хлебной торговле, а ограничивались предоставлением подтоварных кредитов. Тем самым, не оказывая столь ожидаемого Лященко организующего воздействия на хлебный экспорт.

В более полном объёме взгляд на иностранные капиталы в российской экономике до 1914 г. Лященко даёт во втором томе своей знаменитой "Истории народного хозяйства СССР". Там приводится несколько интересных цифр. (Например: размещение эмиссий ценных бумаг в млн. руб. в России и зарубежом, соответственно 1908 г. 645,2 и 254,4 1912 г. 898,0 и 452,0).

А на с. 362 зацитированны данные П.В.Оля с таблицей:



Это практически всё. Что видно из этой таблицы? Ничего. Кроме факта, что упомянуютые банки увеличивали свой уставной капитал, размещая эмиссии акций на иностранных, преимущественно французских, финансовых рынках. (Насколько я могу судить по памяти - среди т.н. миноритарных акционеров; кто реально контролировал банки - достаточно вспомнить фамилии управляющих: Путилов, Вышнеградский, Плотников, Утин, Соловейчик, Каминка... в России пакеты акций были распылены куда меньше). Лященко совершенно не анализирует специально были ли консолидированы пакеты акций за рубежом, кто принимал решения, и, главное, как это отражалось на финансовых потоках и на политике банков.

Поскольку далее данных о доле акций,размещённых в странах Европы (да ещё с замечанием о "гадательности и приблизительности" таких расчётов) П.И.Лященко вдаваться в вопрос не желает, остаётся предположить то, что само напрашивается. Держателями акций была распылённая масса мелких акционеров. Российские банки просто выкачивали капитал из Франции, используя его как дешёвый ресурс для создания своих финансово-промышленных групп.


Особенно интересно сравнить две работы Лященко на одну тему "Зерновые рынки России", но разных лет издания - 1912 и 1927 гг. В первом, он ничего не говорит об "иностранных" банках. Но зато много места посвящает новым тогда тенденциям на зерновом рынке России: росту кредитования хлебной торговли Госбанком (с.616 - 617), развитию кооперативного движения в хлебной торговле (напр., с.622 - 623), созданию, с 1910 г. сети зернохранилищ Госбанка (с.7) и др.

Т.е., мифы, опять мифы, искажающие восприятие истории.