От Владимир К. Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 12.11.2005 21:44:58 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Про институциализацию конкуренции в сфере образования мужик исключительно верно уловил. Но ещё...

... могу заметить и ещё один аспект этой штуки.

Реформаторы хотят институциализировать не только внутришкольную конкуренцию,
но и межшкольную.

Это пока складывается "стихийно", под видом "естественных" процессов.
А приводит ко всем порокам этого явления:

* Реклама (в том числе недобросовестная) и пиар.

* Привязывание "покупателя" к "потребляемому товару".
Например, путём использования программ и учебников, несовместимыми с теми,
что в других школах. Помогает в этом пресловутая "вариативность обучения",
которая уже сама по себе сильно затрудняет переход ученика не только из
школы в школу, но даже из класса в параллельный класс. А что будет, когда
будет применяться целенаправленно, как технология конуренции!

* Резкое сокращение количества школ. Те учреждения, что раз "оступились", не
смогли набрать достаточного количества учеников, чтобы поддержать "престиж",
испытывают действие отрицательной обратной связи - из них "бегут" и учителя
и ученики, до полного "умирания" школы. Уже сейчас родителям приходится
возить детей в "нормальные" школы через весь город.

* Можно ставить крест на процессе обмена педагогическим опытом.
В конкурентной среде пышным цветом расцветают коммерческая тайна,
"секретные" ноу-хау и пр.
Умрёт и централизованная система повышения квалификации учителей.
Вернее, останется (если только) только в виде "штамповщика" дипломов за
плату, взимаемой за
формальные (не дающие знаний и квалификации) "курсы" (цель которых только
легализация сбора
денег с людей, направляемых административным принуждением в "определённые"
центры обучения - кто "корочки" выдаёт - тот может и направлять к "своим").
Вообще же, когда спрашивают местных руководителей образования, каким
они видят повышение квалификации учителей - они упирают на
"интернет-образование". Это нереально! Говорю вам как человек, знакомый как
с технологией, так и с теми (учителями и воспитателями), кто должен, по
замыслу реформаторов, ей пользоваться. Процессы уже идут. Я события наблюдаю
изнутри и снаружи.

* Развернётся негласная борьба компроматов (на школы и отдельных учителей).

И это, разумеется, не все возможные явления.
Их последствия себя проявят на самых разных уровнях.
Можно с достаточной степенью вероятности прикидывать, как и какие.

Каков будет размах этих явлений - предсказать не берусь (за исключением
"умирания" школ и системы повышения квалификации). Но всё это будет
развиваться, а зачатки уже есть и сейчас.
В культуре конкуренция будет иметь среду и оформляться в виде "женских
склок".
Хотя от этого не легче.

Есть надежда, плохое будет до поры до времени "перевариваться" социумом и
тем сдерживаться.
Но ядовитые "продукты переваривания" будут отравлять педагогическую среду и,
при исчерпании запаса прочности, разрушат её.
Институциональное оформление - дело серьёзное. В таких условиях трудно
противодействовать:
формальный уровень мало того, что становится невозможно использовать
(для обеспечения противодействия остаются только неформальные связи),
но он ещё и становится враждебным.

> Отсюда возникает очень важный вопрос, на который, как кажется, государство
> не хочет давать ответа: образование - это рыночная сфера услуг или это
> социально закрепленное и защищенное благо? Пока мы не определимся с этой
> позицией, все решения и ходы будут висеть в воздухе, не привязанные к
> какой-либо системе координат.

Ну автор и чудак! Всё якобы не может дать ответ на этот вопрос.
Если говорит о том, как дОлжно - можно и не рассуждать. Ответ известен.
Достаточно представить результаты альтернативы.
Если же говорит о позиции государственных реформаторов у власти -
то достаточно посмотреть на их дела.
А с недавнего времени и слова уже идут прямым текстом.