Про институциализацию конкуренции в сфере образования мужик исключительно верно уловил. Но ещё...
... могу заметить и ещё один аспект этой штуки.
Реформаторы хотят институциализировать не только внутришкольную конкуренцию,
но и межшкольную.
Это пока складывается "стихийно", под видом "естественных" процессов.
А приводит ко всем порокам этого явления:
* Реклама (в том числе недобросовестная) и пиар.
* Привязывание "покупателя" к "потребляемому товару".
Например, путём использования программ и учебников, несовместимыми с теми,
что в других школах. Помогает в этом пресловутая "вариативность обучения",
которая уже сама по себе сильно затрудняет переход ученика не только из
школы в школу, но даже из класса в параллельный класс. А что будет, когда
будет применяться целенаправленно, как технология конуренции!
* Резкое сокращение количества школ. Те учреждения, что раз "оступились", не
смогли набрать достаточного количества учеников, чтобы поддержать "престиж",
испытывают действие отрицательной обратной связи - из них "бегут" и учителя
и ученики, до полного "умирания" школы. Уже сейчас родителям приходится
возить детей в "нормальные" школы через весь город.
* Можно ставить крест на процессе обмена педагогическим опытом.
В конкурентной среде пышным цветом расцветают коммерческая тайна,
"секретные" ноу-хау и пр.
Умрёт и централизованная система повышения квалификации учителей.
Вернее, останется (если только) только в виде "штамповщика" дипломов за
плату, взимаемой за
формальные (не дающие знаний и квалификации) "курсы" (цель которых только
легализация сбора
денег с людей, направляемых административным принуждением в "определённые"
центры обучения - кто "корочки" выдаёт - тот может и направлять к "своим").
Вообще же, когда спрашивают местных руководителей образования, каким
они видят повышение квалификации учителей - они упирают на
"интернет-образование". Это нереально! Говорю вам как человек, знакомый как
с технологией, так и с теми (учителями и воспитателями), кто должен, по
замыслу реформаторов, ей пользоваться. Процессы уже идут. Я события наблюдаю
изнутри и снаружи.
* Развернётся негласная борьба компроматов (на школы и отдельных учителей).
И это, разумеется, не все возможные явления.
Их последствия себя проявят на самых разных уровнях.
Можно с достаточной степенью вероятности прикидывать, как и какие.
Каков будет размах этих явлений - предсказать не берусь (за исключением
"умирания" школ и системы повышения квалификации). Но всё это будет
развиваться, а зачатки уже есть и сейчас.
В культуре конкуренция будет иметь среду и оформляться в виде "женских
склок".
Хотя от этого не легче.
Есть надежда, плохое будет до поры до времени "перевариваться" социумом и
тем сдерживаться.
Но ядовитые "продукты переваривания" будут отравлять педагогическую среду и,
при исчерпании запаса прочности, разрушат её.
Институциональное оформление - дело серьёзное. В таких условиях трудно
противодействовать:
формальный уровень мало того, что становится невозможно использовать
(для обеспечения противодействия остаются только неформальные связи),
но он ещё и становится враждебным.
> Отсюда возникает очень важный вопрос, на который, как кажется, государство
> не хочет давать ответа: образование - это рыночная сфера услуг или это
> социально закрепленное и защищенное благо? Пока мы не определимся с этой
> позицией, все решения и ходы будут висеть в воздухе, не привязанные к
> какой-либо системе координат.
Ну автор и чудак! Всё якобы не может дать ответ на этот вопрос.
Если говорит о том, как дОлжно - можно и не рассуждать. Ответ известен.
Достаточно представить результаты альтернативы.
Если же говорит о позиции государственных реформаторов у власти -
то достаточно посмотреть на их дела.
А с недавнего времени и слова уже идут прямым текстом.
Важно! А вот что "они" говорят. Хорошая учебная задача, позволяющая...
... анализировать структуру рассуждений, выявлять концепцию и исходные посылки (как идеологические так и технологические).
И вообще "старый знакомец" - я про него как-то давно-давно постил сообщение на форум.
По своей сути это типичный инокультурный противник СЦ. Не обязательно вредитель, а просто "инакомыслящий". Остальное - следствие. В рамках принятой парадигмы анализ проблем и предлагаемые решения вполне рациональны, техничны и полезны.
"Волга" № 127, 1 СЕНТЯБРЯ 2005 г.
Виталий Гутман, министр образования и науки Астраханской области:
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНА ОТВЕЧАТЬ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
Актуальная проблема
В последнее время на страницах астраханских газет - как откровенно желтых, так и вполне респектабельных - развернулась дискуссия о путях развития образования. Хотелось бы воспользоваться представившейся возможностью и высказать свою точку зрения.
Министерство с первого дня существования заявило о полной информационной открытости. Мы ничего не утаиваем, наоборот, всячески разъясняем занятую позицию. Например, стратегический план развития образования, о котором так много говорят, обвиняя нас в закрытости и келейности, обсуждался и на встречах с педагогами, и на "круглых столах", и на коллегии министерства. С марта он помещен на нашем сайте. Я побывал практически во всех районах области и везде подробно объяснял, что же мы собираемся делать.
Реакция как педагогической общественности, так и других участников обсуждений - представителей органов государственной власти, местного самоуправления, родителей, бизнес-структур, студенчества, в целом следующая. Практически все согласны, что образование области нуждается в переменах, большинство потребителей услуг системы поддерживает основные направления предлагаемых преобразований, однако часть оппонентов высказывает сомнения в направлении и темпах предлагаемых изменений. Один из наиболее часто встречающихся аргументов: наша школа была и остается лучшей в мире, поэтому необходимы не системные преобразования, а увеличение финансовой обеспеченности сети, возврат к системе распределения выпускников педагогических учебных заведений и т.д.
Ни в коей мере не сомневаясь в качестве и результативности работы советской школы, нужно признать, что в последние пятнадцать лет в стране произошли радикальные социально-экономические преобразования. В обществе возникли новые экономические условия, новые социальные структуры. Совершенно понятно, что произошедшие и происходящие изменения носят необратимый характер, и, следовательно, система образования обязана находить на вызовы времени адекватные ответы.
Сравнение предыдущей системы образования с нынешней, к сожалению, явно не в пользу последней. Изношенность ресурсов - финансовых, материально-технических, кадровых - достигла крайней степени. Средний возраст педагогических кадров неуклонно приближается к пенсионному. В части общеобразовательных учреждений на протяжении ряда лет отсутствуют не просто квалифицированные, но даже какие-либо педагогические кадры по ряду предметов. Вроде бы на поверхности лежит вывод: необходимо срочно увеличивать финансирование системы. Однако, не снимая с себя ответственности за увеличение объемов финансирования отрасли, предлагаем задуматься над вопросом: насколько рационально расходуются имеющиеся в системе средства? Анализ показывает, что крайне нерационально. Расходы на отрасль "Образование" являются наиболее крупной частью консолидированного бюджета. В 2002 году образовательная составляющая бюджета равнялась 37,7% от всех расходов, в 2004 - 38,2%. Таким образом, из каждого рубля бюджета почти сорок копеек тратится на образование. Не говоря даже об анализе соотношения "цена - качество", предлагаем просто посмотреть на расходы внутри системы.
Основной составляющей расходов является заработная плата с начислениями. Кроме того, простая статистика позволяет предположить, что через несколько лет заработная плата будет "съедать" все расходы на образование, и о развитии системы можно будет окончательно забыть.
Убежден, что проблема кроется в порочности самого механизма финансового обеспечения образования. Нынешний сметный способ финансирования отрасли себя практически исчерпал, поскольку никак не связан ни с обеспечением доступности качественного образования, ни с результативностью образовательной деятельности, и этому есть доказательства.
Кроме того, сметное финансирование вынуждает руководителей раздувать штаты учреждений без учета результативности деятельности и не стимулирует к рациональному использованию выделяемых средств.
Следовательно, необходимо изменить сам механизм финансирования отрасли.
На наш взгляд, наиболее приемлемым выходом является введение подушевого нормативного финансирования в общем образовании с 1 января 2006 года. Подушевое финансирование - это реализация принципа "деньги следуют за учеником". Тем самым у образовательного учреждения появляется прямая экономическая заинтересованность в предоставлении качественного образования.
Подчеркиваю: речь идет о бюджетных средствах, которые и сейчас выделяются из бюджета.
Кроме того, подушевое финансирование:
• позволит направлять высвобождающиеся средства на развитие материально-технической базы и стимулирование работы высококвалифицированных педагогов;
• снизит остроту проблемы неучащихся детей;
• увеличит ответственность руководителей всех уровней;
• создаст там, где это возможно, основания для возникновения конкурентной среды между учреждениями, естественно, при определяющей роли государства.
И в итоге главными людьми в школе реально, а не на словах, станут ученик и родитель!
В настоящее время имеются все правовые и организационные предпосылки для введения подушевого финансирования. Уже в законе "Об образовании в РФ" с 1992 года продекларирована данная правовая норма. Кроме того, федеральные законы №№ 122, 123 прямо говорят о необходимости данного шага. На протяжении трех лет финансирование заработной платы и учебных расходов в муниципальных учебных заведениях ведется за счет средств областного бюджета. Таким образом, никаких противоречий с действующим законодательством не имеется.
Мы понимаем, что существуют разные типы и виды общеобразовательных учреждений: малокомплектные школы, сельские школы, школы в районных центрах, городские школы, гимназии, лицеи. Именно поэтому необходимы поправочные коэффициенты, учитывающие отличия и специфику учреждений. К настоящему времени министерство образования совместно с органами местного самоуправления провело предварительную работу по расчетам подушевого финансирования и поправочных коэффициентов. Ввести подушевое финансирование на территории области можно будет либо законом о бюджете, либо отдельным законом с 1 января 2006 года.
Ряд оппонентов упрекает инициаторов стратегического плана в превалировании экономики над педагогикой. Позволю себе не согласиться с данной точкой зрения. Речь идет не о попытке сэкономить на образовании, но всего лишь о возможности более рационально и эффективно использовать имеющиеся в системе ресурсы с единственной целью - для предоставления каждому потребителю, вне зависимости от места проживания, качественного и доступного образования. Примеры недоступности и отсутствия качества, к сожалению, множатся с каждым днем. Уверен; что каждый читатель может увеличить их число. Приведу один пример. Результаты ЕГЭ в небольших школах существенно ниже, чем в крупных образовательных учреждениях. Совершенно понятно, почему - несравнимая материальная база, проблемы с кадрами, возможностью пользоваться информационными технологиями.
Следовательно, необходимо провести реструктуризацию отрасли с учетом демографических, социокультурных, географических особенностей каждого муниципалитета. Очевидно, что путь, который возможен, например, в Ахтубинском районе или в г. Астрахани, недопустим в Володарском районе. Значит, необходимо в каждом конкретном случае находить наиболее эффективный путь.
Вообще, возможны три способа:
• интернат;
• дистантное образование;
• организация подвоза детей и учителей.
Интернаты сыграли свою роль в 60-80-е годы. Их существование вполне возможно при создании соответствующих социально-бытовых условий. Однако понятно, что негативные эффекты от создания интернатов, связанные с отрывом от семьи, криминогенной обстановкой, могут превысить позитивные последствия от повышения качества образования. Дистантное образование - это достаточно отдаленная перспектива организации образовательного процесса.
Таким образом, доступность качественного образования в настоящее время может обеспечить прежде всего организация подвоза учащихся к ресурсным центрам, сосредоточившим мощный кадровый, материальный, организационный ресурс.
Существует ряд условий организации подвоза детей:
1. Сохранение школ первой и второй ступеней в каждом селе;
2. Удаленность потребителя от ресурсного центра не более 10-15 километров;
3. Наличие соответствующей инфраструктуры.
4. Наличие школы полного дня с организацией питания, современной воспитательной работы.
Результатами организации подвоза для детей будут:
• доступность качественного образования;
• выбор образовательных программ и траекторий с учетом запросов и потребностей;
• возможность получить востребованное профессиональное образование через создаваемую систему губернских колледжей, объединяющих в себе общее, начальное и среднее профессиональное образование.
Результатом организации подвоза для бюджетов будет возможность более эффективно использовать имеющиеся средства и перераспределять их на развитие материально-технической базы.
Проведенные расчеты показывают, что необходимые для организации ресурсных центров финансовые вложения, включающие в себя приобретение автобусов, оборудования и т. д., в целом не превышают нынешние затраты на среднее образование при несопоставимом качестве.
Выдвигаемый оппонентами тезис "закрывается школа - умирает село" в данном случае неактуален, так как, во-первых, речь не идет о закрытии школ, во-вторых, сельские дети, получая в ресурсных центрах не только качественное образование, но и другие информационные потоки, ежедневно возвращаются в родное село и таким образом становятся носителями двух культур - традиционной патриархальной и информационной.
Кроме того, анализ вышеприведенного тезиса показывает, что он относится к категории распространенных социальных мифов. На самом деле ситуация выглядит следующим образом: в селе нет работы - из нее уезжает наиболее мобильная часть населения - это чаще всего молодежь - как следствие, не рождаются дети - в школе просто некого учить - школа закрывается. Говоря о выстраивании системы подвоза в ресурсные центры и создании губернских колледжей, мы как раз и предлагаем реальные меры по спасению села. Для справки: в настоящее время в школах областного подчинения, находящихся в областном центре, обучается до 30% детей из сельской местности. Еще для справки: практически ни один из выпускников сельских школ, направляемых для получения педагогических специальностей в АГУ, в село не вернулся. В условиях небольших муниципалитетов образовательная сеть не обеспечивает равной доступности образовательных программ. Кроме того, существует несоответствие между полномочиями и ответственностью государства и муниципалитетов в сфере образования. В связи с этим возникает необходимость перестройки парадигмы управления в сфере образования. Одним из возможных решений могло бы стать создание образовательных округов. Это предполагает не закрытие муниципального органа управления образованием, но четкое разделение полномочий и консолидацию ресурсов.
В соответствии с действующим законодательством муниципальные органы управления образованием сосредоточиваются на своих обязанностях, а округа - на содержании образовательного процесса, контроле исполнения законодательства, использовании возможностей профессионального образования в муниципалитетах, повышении квалификации педагогических кадров и т.д.
В настоящее время в соответствии с решением правительства РФ Астраханская область вошла в состав регионов, где будет проводиться эксперимент по управлению системой образования на основании округов, рассчитанный на два года.
Мы предполагаем также реализацию ряда проектов, связанных с повышением квалификации педагогических кадров, созданием системы мониторинга и привлечением общественности к реальному управлению образовательным процессом. Все эти проекты подробно прописаны в стратегическом плане.
Вот, собственно, и все. Ничего мы не собираемся разваливать, уничтожать, крушить, распродавать. Мы просто хотим взять на себя ответственность. Ответственность за реализацию главной миссии системы - обеспечение доступности качественного образования.