Рассматривая позднесоветский период, мы отмечаем ряд кризисных явлений – идеологический кризис, экономический кризис (прежде всего, кризис планирования), гибридизация социальной и политической структуры общества (привнесение туда чуждых западных элементов). Для современной Беларуси все еще характерны те же кризисные явления позднесоветского периода. Однако, с другой стороны, Беларусь сегодня – это уже новая реальность.
Предварить краткое описание белорусского общества хотелось бы таким замечанием. В результате упрощения, деградации политического мышления в нашей стране сегодня сложилась поразительная ситуация, ситуация, когда господствующие представления о сути белорусского общества прямо противоположны действительности. Господствующие эти представления заключаются, в общем, в том, что Беларусь де «совковое» государство, а на самом деле белорусы якобы западный, «европейский народ». В то же время, вся совокупность эмпирических данных показывает следующее: современная Беларусь переняла большинство основных элементов западной социальной организации, но общество («человеческий материал») отреагировало на это всем комплексом отрицательных явлений в социальной сфере, восприняло эти элементы как чуждые себе. Такова белорусская реальность. Теперь – подробнее.
Сначала мы дадим общую картину белорусского общества, которую читателю будет легко анализировать, отталкиваясь от приведенных выше моделей западного глобального и социалистического обществ. Потом, в следующей главе, более подробно рассмотрим самые острые проблемы и вызовы, с которыми сталкивается Беларусь сегодня.
Для современной белорусской экономики характерно доминирующее положение государственной и общественной собственности (до 80 % ВВП). Несмотря на законодательное закрепление их равенства, государственная и общественная собственность защищена лучше, чем частная. Но общей тенденцией является экспансия частной собственности.
Центральная черта белорусской экономики – привилегированное положение предпринимателей, лояльных государству (либо тем или иным должностным лицам), а также предпринимательство «от государства», «под крышей государства». Это характерно для переходного периода в условиях господства западного экономического уклада.
Белорусская экономика является рыночной. К этому есть две группы предпосылок. В первую входят такие причины как деградация планирования и общих представлений об обществе и его потребностях, понижение общего интеллектуального уровня управления и т.д. Это, так сказать, субъективные причины. Во вторую группу входят причины объективные: Беларусь экспортирует более половины своего ВВП, то есть, производство в Беларуси является товарным; Беларусь также импортирует огромные массы товаров, среди которых большую роль играют средства производства; Беларусь не обладает достаточным внутренним рынком для обеспечения воспроизводства своими силами и т.д. В результате, несмотря на выработку пятилетних планов развития государства, нельзя сказать, что белорусская экономика является экономикой плановой. Параметры планирования, которые задаются в настоящий момент (целевые размер ВВП, уровень благосостояния населения, уровень заработной платы и др.), отражают неспособность лиц, ответственных за планирование, адекватно отражать возрастающие потребности общества – в том числе, экологический аспект, культурные и социальные проблемы. Налицо – явная деградация представлений о развитии общества, которая, однако, объективно обусловлена.
В этой ситуации развивается предпринимательство «под государственной крышей». Оно действует, в целом, по правилам рынка, то есть, стремится к максимизации прибыли. Однако – в силу особой связи с государством – выполняет те или иные значительные неэкономические функции в интересах общества. Эта форма предпринимательства и собственности является переходной от социалистического предпринимательства и собственности к западному их типу. В условиях, когда финансовый сектор не является всемогущим и финансовая собственность является, следовательно, невозможной, появляется такая переходная форма собственности – ее можно назвать административной, потому что действительным (хоть и не юридическим) собственником управляемого предпринимателем имущества является представитель административного (государственного) аппарата либо, скорее, сам аппарат как система. Эта форма собственности таит в себе очевидные опасности и дает очевидные преимущества. Но она является временной и имеет тенденцию к превращению в одну из основных форм собственности. В Беларуси тенденция эта заключается в превращении собственности административной в собственность финансовую (хотя процесс этот идет медленно, так как для этого еще нет материальных предпосылок – могущественного финансового сектора).