От Scavenger Ответить на сообщение
К Kurin
Дата 24.05.2005 10:56:46 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; Манипуляция; Идеология; Теоремы, доктрины; Версия для печати

Re: Что такое демократия?

//Я - демократ в том смысле, что демократия это отношения равных.//

Во-первых, из этого определения ничего не ясно. Что такое «отношения равных»? Кто вам сказал, что они возможны? Что вы имели в виду под этими отношениями?

//Мой либерализм состоит в естественном стремлении выйти из-под воздействия воли
любого субъекта и действовать только под властью обстоятельств. //

Вы знаете разницу между либерализмом и демократией? Если да, то почему то и другое у вас – вместе? А то, что вы описываете, не есть либерализм – это есть неолиберальный атомарный анархизм. Кто вам сказал, что он естественен? То, что вы описали – как раз неестественно. Где вы видели такое положение в котором можно выйти из под воздействия воли ЛЮБОГО субъекта? Что такое «власть обстоятельств» как не «воля любого субъекта». К примеру, вы решили идти в магазин. Но если у вас нет денег, то продавец вам товара не продаст. Ограничена ли ваша воля? Безусловно. Вы звоните девушке и приглашаете ее на свидание. Она отказывается. Ограничена ли ваша воля ее отказом? Безусловно. Вы хотите уехать за границу и должны получить загранпаспорт. Ограничена ли ваша воля ожиданием паспорта? Ограничена. И так далее. Да человек ОБУСЛОВЛЕН и только поэтому – живет в обществе. Ваше стремление –неестественно, оно не более естественно, чем желание наяву летать как птица или превратиться в божью коровку.

//В этом же смысле я понимаю, и буду использовать в дальнейшем, слово свобода.//

Понятно. То есть, в смысле недостижимого абстрактного стремления.

//Для меня кажется очевидным, что два крайних случая (СССР с его
преимуществами, но неизбежным ущемлением свободы и существующее сегодня
государство с развалом инфраструктуры и утечкой капиталов) являются единственно
возможными на этой территории и с этим народом. Любые действия правительства,
если они последовательны, неизбежно приведут страну к одному из этих возможных
положений. Причем устойчивым является только второе. Устойчивым в стремлении к
развалу инфраструктуры страны и деградации народа. Движение в другую сторону
может происходить только с помощью подавления свободы силой власти и
общественной сознательностью. Первого я не желаю, во второе не верю.//

Посмотрите теперь сами на то, что вы сказали. Вы не желаете восстановления страны ценой отказа от личной свободы. Но вы понимаете, что единственная (по вашим же словам) альтернатива этому – это развал инфраструктуры и деградация. Я добавлю – а также возможность военного поражения и оккупации. Выбирая между отсутствием свободы и возможным ОТСУТСТВИЕМ жизни – что бы вы выбрали? Разве отказ от существования или риск такого отказа?

//Общественная сознательность требует поддержки соответствующего морального
авторитета. Под авторитетом я понимаю некую идею независимо от ее разумности
или рациональности, главное, чтобы ее поддерживала какая либо общественная сила
- количество людей, умноженное на их влияние. Примеры – православие, коммунизм.//

Верно. Только Православие – это не идея, а система идей и мифов, их исходная матрица. Коммунизм является такой же матрицей, только в основу которой положена рациональность, а не религиозный миф.

//Оглядываясь, я вижу процесс развала прежних авторитетов общинного направления.
Из укрепляющихся, а вернее заполняющих вакуум авторитетов, можно назвать только
привнесенные извне. За ними стоит пусть слабо влиятельные здесь, но кажущиеся
огромными массы народов планеты.//

Я бы сказал, что за ними стоят не массы народов планеты, а массы членов элит народов планеты. Эти элитарные массы обладают колоссальными ресурсами и средствами манипуляции. Верно также и что «авторитеты» привнесены извне. Тут надо сделать шаг вперед и сказать, что такие «авторитеты» - разрушительны.

//Мне трудно возложить ответственность на кого-либо за разрушение этих
авторитетов. Я полагаю это следствием естественного процесса развития
общественного сознания (уровень образования, информированности и т.п.).//

Естественного процесса, говорите? А почему же этот «естественный процесс развития образования» приводит к снижению образовательных стандартов даже на развитом Западе? Почему знания по истории – обесцениваются, а их место занимают исторические мифы?

//Не отрицая саму возможность манипуляции сознанием, и признавая применение ее
методов, считаю, что воздействие было не самым главным фактором разрушения и
могло лишь ускорить процесс.//

Верно. Оно лишь ускорило процесс перехода западнической интеллигенции и части бюрократизированной номенклатуры в состояние активного противостояния власти, а массы простых тружеников временно сделала пассивными.

//Поскольку такое воздействие по определению скрытно и не предполагает очевидного результата, констатировать проведение манипуляции невозможно, а применение видимых методов можно объяснять другими причинами.//

Такое воздействие скрытно, пока ты его не расшифровал. Если у тебя есть код, ты можешь прочесть закодированное письмо. Точно также если ты знаешь намерения манипулятора, ты сможешь…предсказать будущее. И это предсказанное будущее и будет главным доказательством присутствия манипулятора.

//В рамках этих представлений мне кажется не столь существенным фактор
иностранного политического влияния на развал СССР. В такой неустойчивой системе
достаточно слабого воздействия, чтобы привести ее в устойчивое положение.//

СССР был достаточно устойчив к определенному типу воздействий и совершенно беззащитен перед другими типами воздействий. Так то вывод неверен.

//С этих позиций мне понятна позиция правительства, не желающего восстанавливать крупные общехозяйственные объекты, институциональные матрицы. Это неизбежно приведёт к подавлению свободы. Правительство предоставляет самим гражданам устанавливать теплогенераторы и водонагреватели, создавать общественные организации и политические партии, предприятия и кооперативы. Все желающие могут организовать коммуны и общины. Недостатки такого решения связаны только с противоречивым сознанием самого народа, не осознавшего но, как мне кажется, чувствующего «двухфакторность» своего положения.//

В принципе, если правительство отказывается от восстановления хозяйства, то оно ведет народ к гибели. Народ не сможет из воздуха «создать» теплогенераторы и водонагреватели, а вот смести правительство с мест народ может. Поэтому в действиях правительства очень много вымышленных страхов и очень мало реальных.

//Я вполне разделяю многие высказывания «демократов», десидентов и деятелей
перестройки, кроме заведомого обмана, превышающего допустимое в полемике. Их
ошибка только в односторонности и не превышает вину некоторых общинников
(сторонников преимуществ СССР и общинных корней его народа) односторонних в
своих высказываниях, но уже с другой стороны.//

«Диссидентов», а не десидентов. Но в остальном этот пассаж вообще непонятен.

//По сути СССР представлял собой игровое поле (своеобразная компьютерная игра
«Цивилизация») нескольких игроков поставивших целью в игре благо, как сами они
это понимали, своих юнитов. Перестройщики, придя им на смену, попробовали
прислушаться к мнению этих юнитов. Сейчас управляют игрой сами юниты.//

Сейчас управляют игрой не юниты. Если уж применять аналогию, то корректно сказать, что игрок, который управлял юнитами сдал их в рабство своему противнику.

С уважением, Александр