От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 23.06.2004 20:38:59 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"развитые нации не нуждаются в национальной идее". Даешь общечеловеческие ценности, нормальную, достойную, комфортную жизнь! (*+

http://www.lgz.ru/696

РЕЗОНАНС

ЖИЗНЬ НЕ ПО ЛЖИ - НЕ УТОПИЯ

Странное впечатление производят философствования писателя Александра Мелихова в <Литгазете> (? 18 от 12 мая 2004 г., <Состязание
грёз>) вокруг понятий <аристократия> и <аристократизм>, которые он совершенно произвольно определяет как некую готовность
<жертвовать нуждами сегодняшнего дня ради того, что понадобится лишь будущим поколениям>, или <наглядным во имя незримого>. Похоже,
А. Мелихов подзабыл, что именно это настойчиво внушалось советской властью, но только вот аристократов из советских граждан так и не
получилось.

Аристократии реальной, каковою всегда считалась верхушка общества, такая жертвенность во имя светлого будущего никогда вообще не
была присуща. Аристократам было свойственно другое: утончённая изысканность, элегантность, достоинство, которые, конечно же, глупо
сводить к элементам только внешнего лоска, как это делалось у нас в прежние времена, что нашло отражение в словарях.

В действительности же эти качества составляют суть построения уважительных взаимоотношений между людьми, во всяком случае, между
равными по положению членами общества, чему не мешает поучиться и всем другим, неаристократам. Именно это делали многие советские
дипломаты, оказываясь за рубежом и общаясь там с местной элитой, в том числе с родовитыми дворянами. Дома нас аристократизму не
учили даже в МГИМО, поэтому учиться приходилось в рабочем порядке.

А. Мелихов утверждает: <Нацию создаёт общий запас воодушевляющего вранья>. И поясняет, что стремление к вранью свойственно как раз
некой придуманной им <национальной аристократии>, которой нужен <идеализированный образ своей страны>, так как <всякая любовь
зиждется на идеализации, то есть замалчиваниях, приукрашиваниях и даже прямых выдумках. Попытка построить жизнь исключительно на
правде обернулась бы злейшей антиутопией>.

Вся мировая литература полна совсем иных определений любви, из которых явствует: там, где начинается враньё, любви приходит конец. И
патриотизм нормальных людей, аристократов и неаристократов, вполне обходится без идеализации своей страны: читайте Чаадаева,
Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Хомякова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Бунина. Ну и так далее.

А что касается нации, то для её формирования враньё - далеко не решающий фактор. Нацию создаёт нечто куда более серьёзное: осознание
людьми общности языка, культуры, территории, истории, интересов, толкающих к национальному самоопределению, а отнюдь не мифы, хотя
они и присутствуют в национальных традициях и в политическом фольклоре и даже могут способствовать сплочению нации в определённые
моменты.

Жить не во лжи - это идеал. Стремление к нему корректирует неблагородные поползновения. Но это никакая не утопия, а стержень
нравственного поведения. И отказываться от него, объявляя жизнь по правде <злейшей антиутопией> (почему только антиутопией, а не
просто утопией, так звучит красивше, что ли?), в любые времена неприлично, так как делает их только подлее.

Что же касается включённых г-ном Мелиховым в аристократию <очень многих евреев>, из тех, кто <очень много творил на русском языке и
из любви к русскому языку>, то хотелось бы уточнить: евреи и неевреи, творящие на русском (французском, английском и т.д.) языке и
из любви к культуре народа, внутри которого они живут, обычно теряют своё качество <инородцев> и становятся абсолютно законными и
неотъемлемыми частицами этого народа, как ими стали очень многие деятели русской (французской, английской и т.д.) культуры, чьи
предки некогда причисляли себя к другим народам. При этом они не обязательно оказываются в рядах аристократии. Но это никоим образом
не умаляет их заслуг.

Национальная идея, замешенная на <национальной аристократии> по Мелихову, на мой взгляд, это что-то от лукавого. Да и вообще
развитые нации не нуждаются в национальной идее, которая по определению ведёт к единомыслию и тоталитаризму. Что же касается
наднациональной идеи, то она давно уже воплощена в общечеловеческих ценностях, следование которым только и может обеспечить
нормальную, достойную, комфортную жизнь человеку.

Владимир СТУПИШИН