От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К И.Л.П.
Дата 02.10.2003 21:15:21 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Re: "Просто нонсенс...

>Разговоры о том, что Абрамович управлять "умеет" (где научился, у кого?), а бюрократия "не умеет" (почему вдруг разучилась? отрасли-то все те же советские, не хай-тек какой-нибудь) не выдерживают вообще никакой критики. Так же как и о праве собственности, которое "как бы есть", но "как бы и нет". Это и называется зазеркалье, и термин буржуазия в этой ситуации приходится применять с достаточной долей условности. Классовый анализ пока тоже не действует, т.к. основные классы не сформированы, структура общества носит нестабильный характер, и отсутствует воспроизводимый экономический базис.

Абрамович - не Абрамович, а те, кто сегодня числятся олигархами, управлять учились через школу студенческих стройотрядов. За 6 лет института и года три аспирантуры люди в ранге членов комитетов ВЛКСМ институтов проходили все ступени карьеры ССО от рядового бойца до зональных, республиканского и всесоюзного штабов. Причем если для бойца сезон работ ограничивался 2 месяцами, то уже командир линейного ССО начинал деятельность в марте, а заканчивал в октябре. Высокие штабы действовали круглогодично. Составлялись договора, выполнялись предварительные сметы, состыковывались объемы производства заводов и потребности отраслей в цементе, кирпиче, шифере, лесоматериалах. Во многих случаях объекты линейных ССО, кажущиеся бойцам отрядов независимыми, на самом деле представляли собой фрагменты одного большого строительства для нужд тех же нефтяников или газовиков. Так оно в основном и было на объектах Западной Сибири.
Как это влияло на квалификацию. Моего товарища по факультету, пару лет проработавшего в зональных штабах, директор крупного комбината пытался сманить к себе главным инженером.
Уровень был очень высокий. В отличие от работников тех же Госплана и министерств, которые становились управленцами по распределению из экономических вузов, а в значительной мере - по родству или знакомству с большими начальниками, в системе ССО действовал достаточно жесткий отбор по деловым качествам. От качества штабов жестко зависели заработки студентов в летнюю пору. Плюс к этому следует добавить, что до высоких должностей в системе ССО просто невозможно было дорасти, если не тянул по учебе, не выходил на уровень кандидата наук ЛУЧШИХ(!) СОВЕТСКИХ ВУЗОВ. Просто без трех лет аспирантуры достигаемым максимумом был один сезон в зональном штабе.
К середине 80-х лучших управленцев в советской экономике просто не было. Система работы Госплана и министерств не предполагала личной инициативы, личных поездок, контактов с руководителями предприятий. Человек становился ничего не значащей пешкой. Министерства и Госплан уже просто не контролировали ситуацию в экономике. Она стала для них слишком большой.
После министерской чехарды конца 80-х, после упразднения Госплана и Госснаба государственные чиновники вообще уже не управляли экономикой. А поскольку это произошло около 15 лет назад, то произошла уже смена поколений управленцев. Доросли до серьезных должностей те, кто советскую экономику еще не почувствовал, ушли на пенсию или умерли те, кто еще умел управлять этой экономикой.
Да и сама экономика структурно изменилась. В ней исчезла половина хозяйствующих субъектов, располагавшихся на территории республик. Исчезли огромные масштабы производства продукции предприятиями ВПК. Причем не только собственно военной продукции, но и продукции гражданского назначения. Закрыты, исчезли с лица землли целые комбинаты. Исчезла система подготовки кадров рабочих для промышленности. ТАКОЙ экономикой, хоть ее национализируй, хоть нет - советские чиновники не управляли и не учились управлять. Они работали в режиме стационарного базового высокого уровня производства. Все изменения были малой величиной от этого базового уровня. И для того, чтобы сделать это изменение, добавочного продукта в СССР хватало. Был очень большой запас прочности на ошибки и нестыковки. Сейчас строительство нового энергоблока на какой-нибудь электростанции - напряженнейшая задачка. И по деньгам, и по кадрам, и по рискам неправильности инвестирования(кто положится, что через два года электроэнергия этого блока не окажется ненужной.
И вообще. Советский период - единственный за долгую историю человечества, в котором чиновничество участвовало в управлении экономикой. Причем более-менее прилично справлялось в период жесточайшего репрессивного режима, просто не позволявшего отлынивать. И при этом, работалось с чистого листа - на базе известных принципов построения производственных структур индустриальной экономики. Успешно действовало в условиях ПРОСТОЙ экономики, насчитывавшей что-то масштаба тысячи контролируемых из центра позиций снабжения. По мере усложнения экономики, ухудшалась и результативность труда чиновничьего аппарата - снижались темпы роста, терялись рычаги управления качеством, обновлением продукции, терялись рычаги стимулирования работы трудящихся.
Я утверждаю в конечном итоге следующее: имеющееся в наличии чиновничество разучилось управлять экономикой еще в советский период, а сегодня утрачены как остатки навыков, так и применимость этих навыков к изменившейся экономике. Современное чиновничество - НЕСПОСОБНО к управлению экономикой. ВООБЩЕ. Это чуждый для него вид деятельности.