От Александр Ответить на сообщение
К Сепулька Ответить по почте
Дата 16.08.2003 23:19:23 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Идеология; Версия для печати

Re: Марксизм

>>Я предложил бы по бругому понимать первично и вторично. Это не важность - первичное более важное, вторичное - менее. Это означает что материальное является "медленно меняющейся компонентой". Что наличное материальное ставит ограничения на развитие духовного (нужны оговорки - какого). Если живете в центре равнины и никогда не видели моря, не может
>>возникнуть мечта о морских путешествиях. Если технология и знания не позволяют летать - не может возникнуть мысль моделировании ударных волн при сверхзвуковом обтекании крыла.
>
>В таком аспекте рассматривать "первичность" и "вторичность", конечно, можно (и, наверное, в данном случае Вы правы).

Они ни в каком аспекте не правы. Сначала была мечта Петра о морском флоте, и уже потом Гангут и "окно в Европу". Сначала была мечта о полетах и уже потом крылья устойчивые к ударным волнам при сверхзвуковых полетах.

> Но поможет ли рассмотрение в таком аспекте, если мы хотим разобраться в действии марксизма как теории на умы людей (прежде всего, советских людей)?
>Если люди слышат со всех сторон, что прогресс общества определяется тем, "загнивает" ли экономика этого общества или, напротив, "расцветает", то люди так или иначе будут ориентироваться именно на то, как выглядят иностранные разного рода машинки по сравнению с отечественными. Собственно, тогда, если отечественные будут хоть немного отставать от западных, теория неминуемо будет конфликтовать с практикой,

Тут переплетается множество возможных факторов. Во-первых машинки действительно становятся фетишем. Тут достаточно именно "хоть немного" потому что речь идет не о функции, а о религиозном чувстве верующих марксистов. Как Билл стонал что у нас не было насосов для бетона! Ну так налей бетон в корыто да подними его подъемным краном, как и в Америке сплошь и рядом делают! Ан нет, трагедь - строй неэффективный, надо его сломать. Вон в Ираке укокошили шестерых англичан всего лишь за то что они во время обысков в домах использовали собак. Считают мусульмане собак нечистым животным и если она в дом забежала так хоть дом сноси с строй новый. Так и у марксистов с машинками. Ах "Волга" хуже "мерседеса" так давайте страну снесем.
Разумеется это не Маркс придумал. На Западе деление на дикое и цивилизованное - основа культуры. Этот культурный компас ориентирует всю их жизнь и все материальное производство. Они нарочно создают машинки чтобы отличаться от дикости. Взять хоть мелочь - стрижку газонов. У нас помню в дворике перед биофаком МГУ и то никто никогда газоны не стриг. В США за сотню километров от населенных пунктов газонокосилки постригающие обочины хайвеев или вершину горы в заповеднике - не редкость. Этот машинно-цивилизационный фетишизм и принес к нам марксизм, но уже не в качестве культуры, мифа, а в качестве "науки" - идеологии. Несколько более экзотический пример - у нас на факультете про девочку китайку стали распускать слухи что у нее изорта воняет и потом от нее разит. Те кого это беспокоило пошли по инстанциям и в конце концов девочку вызвали к начальнику учебной части, которая ей велела чистить зкубы и мазаться дезодорантом. Зубы, надо сказать, и меня шокировали, но подмышки нет. Больше раздражает крепкий запах дезодоранта, которым она теперь мажется. Почему сразу девочке не сказали - отдельная история. Для нашей проблемы здесь важно все то же религиозное стремление Запада быть дальше от природы. У китайцев его нет, зубные пасты и дезодоранты им даром не нужны, но менеджера западных компаний уже 400 лет бредят двумя миллиардами китайских подмышек с нетерпением ждущих дезодоранта, и каждое поколение менеджеров в течении этих 400 лет не успокаивается пока не набьет на этом свои шишки.
Третий аспект, который хотелось бы рассмотреть: хоть машинка для марксиста и фетиш, всего лишь символ, показатель системы, и связь с функцией практически не важна (метро для него не замена "мерседесу", хотя функция одна и та же - транспорт пассажиров), марксист уверен что ему необходима именно функция того что на самом деле является фетишем. Это следствие "материализма", вернее натурализма марксистской теории.

> и произойдет то, что и происходило: насмешки над ней в среде прежде всего самих преподавателей марксизма, неверие либо в теорию как таковую, либо в то, что построили. И следующий шаг также очевиден - слом "неправильного" общества.

Самое обидное что преподаватели марксизма сами по себе неумехи и ничего не понимают в производстве. Поэтому они ориентируются не на функциональность системы, не на возможности техники, заводов, фабрик, НИИ, армии, сельского хозяйства, а на то что им доступно - на ширпотреб, который на западе изначально, с чертежной доски создается именно как фетиш, просто потому что такова их культура и формируемый ей спрос. "Новый улучшеный" сыр будут покупать даже если изменена лишь форма упаковки, а сыр тот же, только его меньше. Зачем банке с сыром форма с улучшеной аэродинамикой не знает даже покупающий ее западный обыватель, но выглядит современно, высокотехнологично, цивилизованно. Это надо видеть. Может кину фотку.

>Если бы в марксизме идея прогресса была обозначена несколько иначе (не так откровенно материально), возможно, и не произошел бы такой переворот на 180 градусов в убеждениях Стругацких и подобных им?

Дело даже не в материальности, а в натуралистичности. Проблема именно в том что марксисты погнались за красивой оберткой, не обращая внимания на материальную сторону дела. А все из-за марксова натурализма "в качестве потребительской стоимости товар непосредственно соответствует потребностям людей". Марксисты веруют в то что фантик столь же естественная потребность человека как и конфета. Автоматическое открывание и закрывание окна в "мерседесе" является столь же насущной потреьностью как вовремя добраться до работы, в то время как открывание окна кнопкой - фетиш "цивилизованности", а попасть на работу - необходимое материальное условие нормального функционирования личности и общества. Марксисты не моргнув глазом сносят кондитерскую фабрику за некрасивый фантик.

>Вычленить из марксизма (а также из других теорий) более-менее правильные куски - это, на мой взгляд, хорошая идея

Однако гораздо важнее вычленить из марксизма НЕПРАВИЛЬНЫЕ куски чтобы не повторять фатальных ошибок наших предков. После крушения самолета ищут причину катастрофы, а не "правильные куски". Именно этоцй работе и сопротивляестя марксистская фракция правящего режима и ее приспешники.