От Сепулька Ответить на сообщение
К Игорь С. Ответить по почте
Дата 16.08.2003 19:30:18 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Идеология; Версия для печати

Re: Марксизм

>Я предложил бы по бругому понимать первично и вторично. Это не важность - первичное более важное, вторичное - менее. Это означает что материальное является "медленно меняющейся компонентой". Что наличное материальное ставит ограничения на развитие духовного (нужны оговорки - какого). Если живете в центре равнины и никогда не видели моря, не может
>возникнуть мечта о морских путешествиях. Если технология и знания не позволяют летать - не может возникнуть мысль моделировании ударных волн при сверхзвуковом обтекании крыла.

В таком аспекте рассматривать "первичность" и "вторичность", конечно, можно (и, наверное, в данном случае Вы правы). Но поможет ли рассмотрение в таком аспекте, если мы хотим разобраться в действии марксизма как теории на умы людей (прежде всего, советских людей)?
Если люди слышат со всех сторон, что прогресс общества определяется тем, "загнивает" ли экономика этого общества или, напротив, "расцветает", то люди так или иначе будут ориентироваться именно на то, как выглядят иностранные разного рода машинки по сравнению с отечественными. Собственно, тогда, если отечественные будут хоть немного отставать от западных, теория неминуемо будет конфликтовать с практикой, и произойдет то, что и происходило: насмешки над ней в среде прежде всего самих преподавателей марксизма, неверие либо в теорию как таковую, либо в то, что построили. И следующий шаг также очевиден - слом "неправильного" общества.

Мы неоднократно обсуждали Стругацких. Их произведения для рассмотрения данного аспекта очень показательны. Ведь они действительно были коммунистами (причем, образованными, т.е. влияние марксизма на них было достаточно сильным). Но до какого момента они были коммунистами? Пожалуй, (судя по их книгам) изменения произошли в 70-х. Почему? Увидели, что прогресс в СССР не настолько значителен, как обещал марксизм, а Запад (и капитализм) прогрессирует?
Если бы в марксизме идея прогресса была обозначена несколько иначе (не так откровенно материально), возможно, и не произошел бы такой переворот на 180 градусов в убеждениях Стругацких и подобных им?

>Значит надо ставить вопрос так: сформулировать знания, (это вопросы психологии и системного анализа), и в соответствии с ними исправить решения уравнений общества, поменять коэффициенты.

Я не за то, чтобы (как Александр) просто уничтожить полностью все, что было создано в марксизме и марксистами.
Однако я и не за то, чтобы считать марксизм Откровением (по меткому выражению С.Г.) и подгонять под него все происходящее вокруг.
Вычленить из марксизма (а также из других теорий) более-менее правильные куски - это, на мой взгляд, хорошая идея, хотя она, естественно, требует огромного труда и подхода к марксизму как к одной из теорий общества.