От Pout Ответить на сообщение
К И.Пыхалов Ответить по почте
Дата 15.04.2003 11:25:45 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Легенды и мифы. Разбор Ю.Козлова


И.Пыхалов сообщил в новостях
следующее:91715@kmf...
> Миф и история... Два этих слова обычно воспринимаются как понятия,
абсолютно исключающие друг друга. Если под историей с тех пор, как
существует особая историческая наука, мы привыкли понимать достоверный
рассказ о прошлом, в котором автор отвечает за каждое свое слово, за
каждый упомянутый факт, то мифом мы, как правило, называем нечто прямо
противоположное такому рассказу, а именно повествование, наполненное
всевозможными чудесами, событиями невероятными, невозможными, если
подходить к ним с точки зрения нормального человеческого рассудка.
>
> Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990. С.3.
>
> Процитированная выше работа ленинградского историка Юрия Андреева
посвящена анализу древнегреческой мифологии. Скрупулезно разбирая
сюжетные линии, автор книги (кстати, изданной тиражом 100 тыс.
экземпляров - невзирая на дующий всё сильнее <свежий ветер перемен>,
коммунисты до последнего момента не прекращали издевательств над
народом, заставляя вместо столь желанных детективов и женских романов
читать всякую лабуду) попытался отыскать первоисточники известных
мифологических сюжетов, выяснить <происхождение> их центральных
персонажей.
>
>
> Впрочем, по сравнению с исследователями древнегреческих мифов у нас
есть серьёзное преимущество - как правило, нам доступна и
первоначальная, документальная версия происходившего. Поэтому, в отличие
от книги Ю.Андреева, мы можем сделать прямо противоположное: взяв
подлинное событие, шаг за шагом проследить, как под руками либеральных
щелкопёров оно превращается в миф.
>

Ю.Козлов "Поэзия мифа и правда истории"Л.1990
С момента становления европейского типа цивилизации в Греции, когда
греки -научники стали отходить от мифического типа мышления в
сторону
рационализма и появились первые (научные)философы, географы, историки
- встала эта проблема. Соотношения баснословного мифа и исторической
правды. Это уже у отцов истории Геродота и Фукидида есть, он
и пытались ничтоже сумняшеся _рационализировать миф_(не построить
альтернативный взгляд, а подвести базу) и искали _во всех_
баснословных скзазаниях подлинные"исторические корни". Иногда довльно
удачно - родину"золотого руна" угадали. Иногда у них это получалось
смешно , но именно так и началась наука история. Постоянно искали, это
просто было одной из сверхзадач, точную родину героев(и прежде всего
первого великого героя - Геракла), место входа в Аид и баснословную
реку Ахерон. И самое главное находили. Ученые за редчайшим исключением
"подводили базу" под все распространенные басни и сказания, таким
образом наука была тем, что она есть и сейчас -"наука -источник знаний и
(обновленных)суеверий".


Козлов показывает на примере нескольких преданий (аргонавтов напр.),
как можно расчленить эти два плана и какой сухой остаток при этом
остается. При этом попутно выяняются и закономерности, по которым
работают мозги у сказителей. На самом лучшем и богатом греском материале
можно установить "вечные" закономерности любого типа мифологического
типа мышления (познания) и разницу его от рацинального, т.е. ареал и
границы мифа и рацио. Это алгоритм для массовых мифов (новых тоже )на
все времена. Тут в форумах например поднимались проблемы, как
рождаются байки и почему они часто по способу формирования однотипны.
Вот работа Ю.Козлова- это как раз из той же серии. Там
обстоятельно раскрыты механизмы формирования многих супер-мифов
(например, об Атлантиде)

С массовидными мифами как народной идеологией, в отличие от умиленных
криков о великой олимпийской мифологии, мало кто занимался. Интеллигенты
всегда были ослеплены блеском одимпийской мифологии и не снисходили до
молекулярных механизмов формирований народных настоящих вер и суеверий.
Закономерности эти на материале самой массовидной греческой мифологии
установили Яков Голосовкер( "Логика мифа") и Мартин Нильсон("Греческая
народная религия" - крестьянский народный тип мифа, родственный русскому
народному) . Греки-горожане были большие любители сказок-мифов и у
них ( в городах) даже "гносеология была эстетикой". То есть мир
воспринимался, обговаривался и теоретизировался по законам эстетики.
Лепота штоб была и штоб образно-эмоционально все доходило до
подсознания. Вот с этим материалом и работают"Лосевы". выдавая его за
единственную настоящую греческую религию.
А народная религия была иной,не пышной, не олимпийской, а приземленной.
Боги главные там были неанропоморфные вроде Гестии - олицетворении
домашнего очага. (Кстати, тоже было и с римской народной религией - там
были вовсе не одни Юпитеры и Юноны, а такие же скромные крестьянские
боги, лары).

При том, что именно греческие (но вовсе не из "велкиих
демократических Афин") ученые начали рационально по-европейски
осмысливать происходящее и прошлое, в том числе и свои предания,
параллельно в том же процессе в городах произошло вырождение подлинной
народной религии. В мистику- астрологию, гадания-прорицания,
секты-культы . "Ничего хорошего" короче не произошло для "обыденного
сознания" горожан с распадом старых добрых ритуалов . В отличие от
"науки"-рацио,где началось поступательное движение.

Есть и следующий пласт. Ю.Чайковский показывает, в частности, что
нельзя доверять распространенным мнениям о "белых пушистых" "великих
греческих прорывах" (создании науки, образцовых институтов управления
государством, да и других институтов ). И тут " все не так как учат в
новых учебниках".Миф о великой афинской белопушистой демократии - один
из столпов рыночно- демократической идеологии вообще

http://212.188.13.195:2009/nvz/forum/0/co/91798.htm



http://www.sno.nm.ru/lib/nils/4.htm
М. Нильсен
Нильссон М. Греческая народная религия (Пер. с англ. Светланы
Клементьевой)
СПб, "Алетейя", 1998. В этой небольшой и достаточно популярно написанной
работе автор излагает свой взгляд на древнегреческую религию, основу
которой он видит в земледельческих культах. Повествуя о праздниках и
обрядах, верованиях и суевериях древних греков, Мартин Нильссон проводит
интересные параллели между ними и народными обычаями и фольклором
Северной Европы.