>Жаль, что автор не проанализировал "Мастера и Маргариту" более подробно. Возможно, это произойдёт в этой ветке. Остаётся неясным следующее: как можно, серьёзно выступая против манипуляции и делая её детальный анализ, опускаться до такого поверхностного, манипулятивного "подгона" произведения под свою концепцую?
После прочтения МиМ у всех читателей пробуждается симпатия Воланду (т.е. к Сатане). Сатана выставляется не как зло, а как некое воплощение справедливости, которое добрым делает добро, а злым - зло, как какая-то карающая сила, а Бог при этом молчит. Мы же прекрасно знаем, что награждать и карать - это дело Бога во всех религиях (по крайней мере, известных мне). Т.о. Булгаков ставит Сатану на место Бога, фактически говорит, что истинный бог - это Сатана (кстати, ведь все с этого и началось: дьявол захотел быть как Бог). Разве это не сатанизм?
Кроме того, Булгаков в МиМ представляет Добро и Зло неразрывными и взаимозависимыми частями, делая упор на зависимость Света от Тьмы. Это прямо противоречит учению Православной Церкви, которая говорит нам, что тьма - это отсутствие света. Булгаков просто не мог всего этого не знать
Это главные аргументы, которые в книге невозможно не увидеть.
В том, что имеет место подталкивание читателя к мысли, что в этом - истина, Вы можете убедиться, если прослушаете учебную программу по литературе, посвященную данной книге. Мне, например, учительница по литературе в школе, которая заставляла всех выучить наизусть Отче наш, когда я ее спросил, о чем эта книга, ответила, что о Православии. И вообще она относилась к Булгакову очень уважительно. В школе преподавательница литературы, тоже православная и носящая крест на шее, рассказывая о соотношении Света и Тьмы в МиМ, сказала, что он абсолютно прав. А православного священника, который написал неообрительную статью об этом романе, представила нам как мракобеса, который ничего не понимает ни в литературе, ни в религии. При этом я уверен, что подавляющее большинство студентов не удосужились разобраться в данной проблеме и безропотно приняли точку зрения преподавателя.