От Кирилл Д. Ответить на сообщение
К Игорь
Дата 14.12.2009 14:43:47 Найти в дереве
Рубрики Культура; Ссылки; Теоремы, доктрины; Версия для печати

И да, и нет...

Кара-Мурзу и его "солидаристов" противниками православия я никак не назову. А их отношение к советскому периоду включает оценку и социального, и морального аспекта. Со своей стороны, я - православный и рассматриваю их как союзников. А, вообще-то, православие - вера, а не политическое течение. Там же, где начинается некий "политический православизм", православная вера зачастую заканчивается.
Но, в целом, проблема есть. Как я погляжу, её олицетворяет на форуме miron, например. Хотя он частично прав - многие православные (конечно, не "в основном", но многие) - антисоветчики. Но ведь понятно, почему. В свою очередь, иных "советских"/"красных" буквально "клинит" (вот у кого триггер-то включается) при упоминании о Боге. Но, опять же, не в основном. Но конфликт есть.
Этот конфликт я рассматриваю как продолжение хитрой "разводки", устроенной века назад. Когда идеи справедливого жизнеустройства на Земле были скрещены с атеизмом.
Тут есть, конечно, и свои глубокие основания, иначе "разводящим" мало что удалось бы. Они (я уже говорил) обозначены ещё в Ветхом Завете - в книге Иова и других. Где сами пророки спрашивали Бога, отчего же в мире торжествует зло.
А из этой силы зла можно сделать вывод, что Бога нет и, следовательно, церковь лжёт, и т.д.
Так что, парадоксальным образом, люди, отвергнувшие Бога, сделали это, опираясь на Его же заповеди. В Боге разочаровались, но религиозный менталитет остался. А вот потом начались проблемы. В системе, которую они построили, их потомки с заповедями уже не соприкасались. И впали в цинизм - ни веры в Бога, ни веры в коммунизм.
А, в принципе, конечно же, если посмотреть на вещи трезво и непредвзято, идеи справедливого братского жизнеустройства могли выдвинуть люди только с религиозным менталитетом. Они естественным образом вытекают из православия в том числе. Православному мироощущению (и не только, другим религиям тоже), естественно, ближе "матрица семьи", а не "матрица рынка". Ближе совместный труд на общее благо, чем индивидуализм и конкуренция (строго говоря, конкуренция и рынок как принципы бытия вообще антихристианские категории). Так что православные и "красные" - естественные союзники. Это раскол между ними противоестествен.
Кстати, есть же опыт, насколько я понимаю. Плохо знаком с этим течением, но в Латинской Америке есть же "теология освобождения". Не говоря уже о том, что раннехристианские общины были, по сути, коммунистическими. И для этого не надо "изобретать" какую-то новую веру. В "старой вере" заложен достаточный потенциал.
Другой вопрос - если изобретается некая "красная метафизика". В т.ч. Кургиняном. Что мне ещё очень не нравится в его метафизических построениях, помимо самой заявки на создание "новой синтетической религии", это некая аморальность. Сейчас поясню.
Он связывает воедино "тёмную физическую энергию" (обнаруженную Эйнштейном), "тёмную социальную энергию" (нащупанную Марксом) и "тёмную психологическую энергию" ("оно" Фрейда). Получается, что человек и человеческие отношения - часть природных. Ну, а отсюда неизбежен вывод - раз добро и зло, которое мы творим, является, по сути, неким физическим процессом, то, как такового, зла и добра просто нет.
Вообще-то, это противоречит не только христианству (и другим религиям тоже), но и марксизму, где природное и общественное разделялось.
А это (вольное или невольное) упразднение духа и морали (через сведение их к физике) - вот это уже такой регресс, такой контромодерн и такой "карнавал", что дальше некуда.