|
От
|
Pout
|
|
К
|
Pout
|
|
Дата
|
18.03.2002 00:06:34
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
"Мы люди православные....
В поряде постановки.
В "Советской цивилизации" есть несколько мест, касающихся
квазирелигиозной
веры простонародья советского периода. Задан верный ракурс темы,но
вообще-то она по-настоящему еще не изложена систематически,
упорядоченно, связно. Нигде и никак.
Тут образовался какой-то трудно распутываемый клубок. Он и раньше был
таким, но в последние года ситуация еще более запуталась.Особенно в
поселдние несколько лет, с отрицанием советского мировоззрения как
тотально"безбожного"и антирелигионого, с засильем новых "правил игры",
построенных по правилам реванша и "обратной отмашки маятника до конца".
. Впрочем, судя по результатам опросов,игра еще не окончена. Маятник
уже пошел назад. Пока есть время, надо искать золотую середину, чтобы не
случился новый отмах до конца в прежнюю сторону.
Религия (по Грамши) - это практически-действенное мировоззрение,
ставшее жизненной(поведенческой, претворенной в практическую
жизнь)нормой. Оно не обязательно манифестируется с выраженных признанных
формах.
Тем не менее. какие-то формы проявлений, причем массового, всеобщего,
"отцы"должны были запечатлеть.
Стандартное понимание религии не такое. Но тут нужно оговориться. Одно
дело представления идеологов и индивидуальных мыслителей,выраженных
явно. В институциональном виде - прерогатива церковных институтов.
Другое - простонародная вера и ее проявления в жизни, которые из-за
грубости, неявности,несистематичности и неказистости за подлинные
"феномены" не считаются и церковью"не засчитываются",а порой вообще
проходят не по ее ведомству. И даже оспариваются ею как
"антибожеские"9на самом-то деле всего лище внецерковные).Тут полная
аналогия с прочими "структурами повседневности" обычной "простой семьи
Соловьевых".
они слишком затарпезны, чтобы браться всерьез.
Примеры дядьей СГ и моего отца(просто я его признаю за яистое проявление
той же реальности) позволяют выдвинуть предположение, что многие люди
старщего поколения являются носителями неманифестированной истинной
советской веры. Русской, православной, но без церковного бога. И это
было в "классический"советский период "нормой",совершенно незамеченной и
неотмеченной. (Потому только в "Совесткой цивилизации" сколько-то
упорядоченный абрис проблемы и намечен) .Не было таких культовых и
ритуальных прпоявлений, или они были в другой , смежной сфере, не
считающейся собственно религиозной. Дело не в заправке кадил, чтении
молитв, посешении служб, соблюдении постов и пр.,в обшем - отправлении
ритуалов, знании святцев и прочей атрибутики церковно-православного
типа. Хотя и традиционное низовое народное православие было
практически-действенным масоовым мировоззрением, но это скорее у
"матерей". И его никто не вычищал , хотя порой волнами и прижимали.
Тогда они тоже перемещались во внецерковные "анклавы"(прежде всего -
поминовенья усопших , культ предков, могил и т.п.)
Тем не менее, фокус , точней, загадка, в том, что носимая и выраженная в
практике этих вполне внецерковных людей истинная вера и была "ересью
православия" в советском варианте, и именно такой она только и должна
была быть( а не в пункутальной заправке кадил и далее по списку).
Рекомендуется также почитать "этнографию"и "антропологию" вроде "Ккниги
о Родине", пусть и написанную Сандомирской. Суть в том, что там и тогда
вера была, и это была именно истинная вера, ненавязанная идеологаями.
Хотя отчасти, они, в лице целой традиции большевистских деятелей, к ней
"руку приложили". но только не обязательно прямо, чаще - косвенно. Это
отдельная тема. Начиная от целой гирлянды"других
большевиков"(Богданов,Луначарский, затем Красин и Ко -"Казус Мавзолея")
до Горького и "коллективного разума" типа советских писателей,
кинематографистов, пропагандистов вроде эренбургов и прочих "инженеров
человеческих душ".
Вообще, если вести разговор по самоум большому счету, надо применять
критерии по-крупному, не мелочась. "По делам их узнаете их". И только ,
в первую очередь - по делам, а не по словесам и наличию атрибутики.
Первое дело - "праведная жизнь", дела взятьые интегрально. стоящие за
ними поведение. нормы,частью неосознаваемые и невыражаемые внешне,
частью скрываемые от внешнего мира в интимном пространстве. Не суть -
результаты теперь задним числом, на фоне нынешних "новообращенных"видны
особенно выпукло . Там - у отцов -были дела без слов и ритуалов, порой
прямо в пику тем, что церковь считает "правильным поведением". Теперь
наоборот, слишком много показной ритуалистики при отсутствии содержания
и праведной жизни. Дыра зияющая, зловонная, и имитация - при порядке
во вгнешней обрядово-культовой сфере, кадилы, свечки и посты оне (не
все и не всегда ) четко выставляют и блюдут ..
Возможно еще одно усложнение темы. Существует подход, который разделяет
"гражданскую религию" и "собственно традиционно относимый к религиозной
сфере "священный пантеон". Первая относится к секулярной сфере -
политике и идеологии. Особенно ясно это видно на примере Штатов, там и
выделен и исследован феномен такой"гражданской религии". Возможно,
соеетское квазирелигиозное православие 20 века относится прежде всего к
такой же области и яваляется даже более чистым феноменом такого рода.
Опять же, на такие мысли наводит "Книга о Родине".