Как уже было сказано,* определение понятия человека является недостаточной интеллектуальной операцией. Ибо в определении мы одно неразработанное представление разъясняем через такие же неразработанные другие. Поэтому главная цель умственного труда заключается не в том, чтобы найти место данного предмета среди других и указать его отличие от них. Это в состоянии обычно сделать уже описательные науки. При составлении классификаций. Главное в теоретической работе заключается в том, чтобы разработать четкое и ясное представление о предмете. То есть, создать такую идеальную модель его, с которой можно было бы предметно работать. И получать конкретные, четкие и практически ценные результаты.
Общеизвестно, что теоретические модели, используемые в том или ином рассуждении, диктуются задачами, которые ставит себе мыслитель. Например, если мы хотим проследить траекторию механических перемещений данного человека от момента его рождения до момента смерти, то достаточно это существо видеть в форме материальной точки, а весь его жизненный путь – как непрерывную линию причудливой формы. Если субъект жил достаточно долго и хотя бы чуть-чуть бурно.
Всякие возвышенные чувства, эмоции и слова здесь – ничто. Сухая и строгая математика. Выбор одной из существующих систем координат и точное указание местонахождение субъекта в каждый момент его бренного бытия. С помощью координат. Хоть дорога жизни человека пышно зеленеет, но сухая теория с математической точностью может описать все механические передвижения субъекта в пространстве. Где бы он ни оставлял свои следы: на суше, под водой или в космосе.
Есть точка появления человека не белый свет. В определенном месте и из определенного вместилища. И есть место его упокоения, развеяния по ветру или бесследного исчезновения. А между этими двумя точками – вся его жизнь, все его метания. Все чувства, все роли, все контакты. Все радости и горести. Вся экзотика и специфика человеческого бытия…
((18.02.2009 18:55))
Если же мы хотим увидеть не только передвижения человека, но и понять ПРИЧИНЫ этих перемещений, то модели человека в форме точки уже явно недостаточно. Потому как любые перемещения тел в пространстве, как известно, вызываются действиями тел друг на друга. Причем, не просто тел, а таких, которые всегда при взаимодействии испытывают деформации. Которые и служат причиной действия тел друг на другу. Если деформаций нет, то и действий быть не может. Абсолютно твердое тело НЕ МОЖЕТ действовать на другие тела. Именно потому, что оно есть абстракция, не испытывающая деформаций.
Если взять шире, не только неживые тела взять, но и живые, то из практики известно, что причиной движения живых тел может быть не только внешнее воздействие, но и нечто внутреннее. Внутренняя причина. Воздействие на человека со стороны среды может оставаться постоянным, но, тем не менее, это существо начинает движение по своему хотению и по своему велению.
В этом случае, как того требует метод взаимодействий, необходимо видеть человека как тело, заключенное в границе, через которую оно взаимодействует с окружающей средой. А внутренности его представлять себе как взаимодействие частиц, его составляющих. И само перемещение человека в пространстве нужно видеть только и только как его взаимие с окружающей средой. Идет человек ли, ползет ли, бежит – все это лишь разные виды его взаимия с землей, с ее поверхностью. И все его органы чувств – это лишь аппараты, предназначенные для восприятия воздействий окружающей среды на тело человека.
Причина же самопроизвольного движения человека, как и любого другого живого существа, заключается в том, что он может ИЗМЕНЯТЬ свое внутреннее взаимодействие. Взаимодействие между частицами его тела. То есть, может самопроизвольно, усилием воли изменять взаимное расположение частиц своего тела. Прежде всего, частиц мозга, за которыми следуют изменения в мышцах. Что означает возникновение некоторых деформаций (в механическом смысле) тела и приводит к самопроизвольному движению.
Ведь всякое действие любого тела на другое возможно только и только если есть деформации в нем. И когда деформации в теле возникают по почину самого этого тела, то это означает, что изменяется его взаимодействие с окружающей средой, нарушается равновесие сил, действующих на данное тело. И оно начинает движение. Хотя, конечно, не всякая внутренняя деформация приводит к механическому перемещению тела. Для этого нужно именно нарушение равновесия сил, действующих на тело.
***
Конкретной задачей, которую я ставлю себе в данный момент, – создание идеальной модели человеческого общества. Для решения еще более конкретных проблем. К которым относятся, в частности:
1. Доказательство правильности и необходимости идеи заработного права, то есть идеи самооценки в труде, идеи ставки на человека, на его способность в определенных условиях самостоятельно принимать решения, ведущие к прогрессу общества.
2. Периодизация истории развития человеческого общества для окончания темы «Государственный капитализм»**.
3. Определения понятия собственности. Необходимое для решения первых двух задач.***
Поэтому для начала достаточно видеть человека как физическое тело, способное самостоятельно возбуждать идеальные образы предметов в своем мозгу и находящееся в постоянном взаимодействии с окружающей средой. А необходимая детализация этого образа будет даваться по ходу дела.
((18.02.2009 18:44))
Если же мы хотим оказать некоторое воздействие и получить строго определенный результат от конкретного человека по имени Иван Иванов, то тут, уже, представлением о человеке, как о точке, не обойдешься. Тут нужен полный учет всех обстоятельств и всех деталей, которые могут оказать влияние на результат нашего воздействия. И внешних, и внутренних.
И если внешние можно увидеть глазами, то внутреннее нужно, так сказать, просканировать умственный взором. Так как если мы учтем все, но не увидим, что Иван Иванович встал сегодня не с той ноги, то все наши усилия добиться от этого начальника нужно поведения будут напрасны.
(((Нет, не идет. Нужно оставить и заняться другим. Или начать по-другому?)))