От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К Vano
Дата 15.12.2008 17:54:10 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Версия для печати

Re: То бишь...

>Осталось только молиться ;?

>Других-то параллелей современности со временем Сергия Радонежского не особо видно...

Это просто беда нашей всеобщей исторической малограмотности. Более того, сознательной подмены сущности - историческими и иными легендами, которые нам втюхивались.

Припоминаете по истории: Сергий Радонежский дал Дмитрию Донскому двух иноков: Пересвета и Ослябю. Ужас, а не помощь! Аж двумя бойцами помог!
Реально это была большая помощь. Это были ПОЛИТБОЙЦЫ - в первую очередь. Люди, своим присутствием представляющие в войске силу и авторитет той самой реформированной Сергием Радонежским Церкви, которая и обозначила главной жизненной ценностью для каждого из тысяч вышедших на битву - Землю Русскую.
Это - в первом приближении.

Второе приближение еще интереснее. Введение Сергием Радонежским в монастырскую жизнь общежитийного устава и т.н. идеологии исихазма, сделало русские монастыри - сплоченными коллективами ПОДВИЖНИКОВ ради Земли Русской. Подвижников разного сорта. Подвижников - воинов-монахов, подвижников-хозяйственников, ставивших монастыри на Севере и обживавших неласковый край, подвижников от книжного наущения и т.д. И эта система связанных общим делом укрепления и развития Святой Руси монастырей - стала оплотом русской государственности. И экономическим, и военным. В 16 веке Троице-Сергиев монастырь по случаю войны должен был за свой кошт выставить ни много, ни мало 20 тысяч всадников. Не ополченцев, набранных по деревням из крестьян, и не умеющих воевать, а именно профессиональных воинов, экипированных, вооруженных за счет монастыря и живущих за счет материальных средств, предоставляемых монастырем. Вот эта система солдат, живущих при монастырях, документирована еще в середине 18 века на Соловках. Дети солдат обучались в монастырских школах, кто становился монахами, а кто солдатами.
И даже во время Крымской войны Соловецкий монастырь отразил попытку высадки англо-французского десанта - руками солдатской инвалидной команды, живущей при монастыре.

Собственно в отношении Куликовской битвы можно резонно предположить, что Пересвет и Ослябя были не просто двумя бойцами, а были руководителями больших воинских отрядов воинов-монахов, приданных Дмитрию Донскому. Впрочем, это уже только догадка.

Но суть вопроса вырисовывается. Сергий Радонежский силой своего духа, своей воли - сумел создать сначала авторитетную команду в созданном им захолустном монастыре. Сумел поставить дело так, что команда монастыря стала сплоченной командой сподвижников, которая распространила свое влияние и свой образец праведного поведения на всю русскую землю. И создавала этот авторитет не просто словом, а подкрепляла его хозяйственной деятельностью. Когда дело долгое и трудное, - без хозяйственной составляющей не обойтись. Надо зарабатывать и на хлеб, и на расширение системы монастырей, и на оружие для будущих Пересветов.