От miron Ответить на сообщение
К All
Дата 26.02.2007 15:12:57 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Очереди экономически выгодны...

ЕЩЕ РАЗ О ПОЛЕЗНОСТИ ОЧЕРЕДЕЙ

С. Миронин

Публика на данном форуме разделилась на сторонников очередей при социализме и их противников. Самое интересное, что противники очередей почему-то используют экономический анализ. Однако известный экономист Фрэнк Найт говаривал: "Самые вредное - это вовсе не невежество, а знание чертовой уймы вещей, которые на самом деле неверны". По мнению известнейшего экономиста Пола Хейне, автора книги "Экономический образ мышления" [1], слишком много людей "знают", как надо решать неотложные проблемы общества. Как справедливо заметил Карамышев, "идея о том, что рынок уничтожает очереди, есть глупая выдумка очень умных людей, просто она используется ими в идеологической войне. Очередь это свидетельство ограниченности ресурса, не более. Кони на переправе, автомобили у светофора, машины на конвейере и люди в столовой - все это свидетельство ограниченного ресурса."

Однако я не буду далее анализировать аргументы сторон, а подойду с другого бока и попробую доказать, что очереди были очень экономически полезны.

Для того, чтобы проиллюстрировать полезность очередей при социализме, возьмем классический пример, ситуацию со студентом Эдом Сайком, который приводит в своем труде П. Хейне. Для удобства изложения я опущу расчеты и цифры, приводимые Хейне.

Итак, "одно из заданий Эда состоит в организации просмотра художественных фильмов в пятницу вечером для студентов и преподавателей колледжа, и важная часть его работы - установление цен на билеты." При цене за билет в 3 доллара, его полные издержки составляли бы 2200 долл., а полная выручка - только 2100 долл. Доходы покрывают расходы при цене билета в в 3 долл. и 15 центов. Он мог бы установить цену в 2,50 долл. Тогда величина спроса превысила бы величину предложения и возникла бы очередь. Это как раз та ситуация, которая существовала в СССР, когда цены на многие продукты и на билеты в кинотеатры дотировались.

Чейне пишет - "давайте предположим, что Эду не только нужно получить от продажи билетов достаточную выручку, чтобы покрыть все издержки, но что ему дано задание получить от показа фильма как можно больше чистой выручки. При таких обстоятельствах, какую цену за билеты назначит Эд?"...

"Ответ: при цене 5 долл. Если установлена цена 5 долл., будет продано 500 билетов. Полная выручка составит 2500 долл., и чистая выручка - 300 долл. Лучшего Эд никак не может добиться." При этом 200 мест в кинотеатре пустуют.

Заметьте, цель была в максимизации выручки Эда. А что будет, если поставить задачу, чтобы работа кинотеатра максимизировала выживание государства? Как раз ту задачу, которую поставил перед лидерами России великий Менделеев. В СССР кинотеатры выполняли важнейшую идеологоческую функцию. Они внедряли в сознание людей веру в то, что СССР лучший из миров. Тем самым устойчивость государства к вирусам западнизма увеличивалась. А раз так, то вместо максимизации выручки государству нужно было максимально заполнить места в кинотеатрах. Следовательно, надо было продавать билеты чуть ниже их себестоимости. Что и делалось государством. А что было бы если бы государство поставило задачу максимизировать выручку отдельно взятого театра? А было бы уменьшение эффективности пропаганды на 40%, могли бы возникнуть социальные экцессы, затраты на умиротворение которых многократно превысили бы те потери, которые несло государство продавая билеты по их себестоимости. Нынешняя история России это прекрасно доказала.

Теперь давайте заменим билеты в кино на молоко. Итак, пусть тот же Эд продает молоко. 700 литров. Его издержки равны 2200 рублям. Себестоимость литра молока равна 3 рубля и 15 копеек. Пусть теперь Эд попробует максимизировать прибыль от продажи молока в условиях СССР. Но вначале вспомним результат решения задачи с билетами в кино. П. Хейне пишет. "Если Эд хочет избавиться от "расточительства" свободных мест и потерь выручки, то он должен найти дешевый способ различать потенциальных покупателей. Он должен иметь возможность предлагать низкие цены тем, кто в противном случае ничего не купит, в то же время не делая эти низкие цены доступными для тех посетителей, которые готовы покупать билеты по более высоким ценам." Максимизация прибыли решается путем продажи дешевых билетов обладателям студенческих билетов.

А что делать в случае с молоком? Если продавать молоко всем по 5 рублей, то прибыль будет максимальной, но 200 литров молока останется. Его придется вылить. В условиях советской идеологии это бы означало дестабилизировать общество и затем тратить огромные деньги по его стабилизации. Поэтому советское государство не могло пойти таким путем, да и не выгодно это было с точки зрения общегосударственной (не надо путать с локальной выгодой Эда) экономики.

Решение подсказывает сам П. Хейне. Надо сделать цены на молоко низкими, а тем, кто согласен платить за молоко больше, предложить более дорогое молоко. Это и было рещлизовано в СССР. Тем, кто не хотел стоять в очереди, предлагалось купить молоко в копторгах по цене 4 рубля, куда тот же Эд мог поставить 100 литров молока. Ну а самым гурманам предлагалось идти на рынок и там купить молоко совсем без очереди за 5 рублей за литр. Наконец, существовал и еще более гибкий канал. Можно было дать в лапу продавцу и он отпустил бы молоко без очереди. Кроме того существовали столовые, где любой продукт автоматически получал 25% наценку. Можно было вполне без очереди купить молоко в столовой. Я сам покупал, когда не хотелось стоять. Ну и еще один канал. Можно было пойти в ресторан и купить молоко там с 50-100% наценкой.

Самое интересное, что либералы утверждают, что рынок очереди не уничтожает - он их регулирует и дает альтернативу. На самом деле, это стандартная проблема безбилетника. Она просто по иному решалась в СССР и на Западе. Вот, например, говорят, что при рынке возникает взяимоствязь потребители и продавца. Потребитель оценивает свои время затраты и длинну очереди и делает свой выбор. А продавец оценивает количество зараты на уменьшение очереди и увеличение продаж. Точно так же было и в СССР. Оцениваешь время и стоишь в магазине или идешь на рынок. Или даешь в лапу или занимаешься общественной работой и тебе дают товар вне очереди... А были магазины по заказу. Если там были избытки товара, можно было купить на заказ, но заплатив 30% разницу. Точно также в столовых. Идешь в столовую и покупаешь мясо, за 2,5 руб, хотя гос цена 2 р, потому, что любое проданное изделие из столовой включает 25% наценку.

Либералы утверждают, что людям гораздо приятнее иметь альтернативы решения и самим принимать эти решения, чем быть втиснутыми в чужие решения. Поэтому есть большая разница между тем, когда имеется выбор стоять или не стоять в очереди и когда человек обязан стоять в очереди за всем и всегда. Но кто сказал, что в СССР не было альтернативы. Мясо было в магазине по 2 руб. в копторге по 3,5 руб., на рынке у нас в Иванове 4 руб. Взвешиваешь свои затраты временные и денежные и свободно принимаешь решение. Кроме того можно было мясо не есть, а есть гематоген и яйца с молоком. Молока в позднем СССР стало хватать почти что всем.

Хрусталь нужен? Идешь и записываешься в очередь. Или едешь в Гусь-Хрустальны й даешь в лапу или даешь в лапу завмагу или занимаешься общественной работой, получаешь льготную утевку в Чехословакию и ташишь оттуда хрусталь. Если ковры нужны, то едешь в Венгрию. Правда они сволочи стали запрещать их вывоз к 1982 году. Сам ездил. Но если счистишь ценник, то можно доказать, что ты ковер ввез из СССР, чтобы спать на нем, в гостинице.

Итак, советское государство умело использовало рыночные законы и экономическое мышление, о котором пишет Хейне, добиваясь максимальной прибыли даже при продаже дефицитных продуктов.

Ну а как же быть с таким аргументом либералов, что, мол добавочная прибыль, полученная от продажи молока по 5 рублей, будет пущена на его производство. На самом деле, эти деньги увеличить производство молока не могли, поскольку они были слишком малы для того, чтобы оказать хоть какое то влияние. Во-вторых, гораздо больше денег выручалось от использования дешевых цен наряду с дорогими. В третьих, основной прирост производительности труда в СССР был связан не с инвестициями товаропроизводителя, а с инвестициями государства в науку и трехнологию, я здесь гораздо больше значение имела экономия не на уровне Эда, а на уровне государства.

Ну а как же с оскотинивающим влиянием очереди? Да, очередь это особый класс социальных являний, которые не всегда способствуют повышению морали.

Стояли ли Вы когда-нибудь в очереди в советское время? Я стоял много раз - приходилось возить колбасу и другие продукты из Москвы в Иваново. Впечатления незабываемые. Очередь это целый пласт культуры.

Казалось бы очередь должна быть основана на одном принципе - раньше встал - раньше получил. По-крайней мере так организована очередь на Западе. Пришел, взял номерок, пришла очередь номерка - получил продукт или услугу. Если очередь номерка прошла, то никто тебя уже вперед не пропустит. Более того никто тебя не пустит встать в очередь даже к своей жене или сыну. Интересный пример из жизни Америки привел один мой знакомый, живущий в США. Ситуация - срочная распродажа товаров в магазине из-за его банкоротства. Цены при таких распродажах часто снижаются в разы. Поэтому, конечно, возникает очередь из любителей съэкономить. Будучи однажды на такой распродаже, знакомый по русскому обычаю пришел с женой и быстренько прошел и встал в очередь у кассы (советская же закалка). Жена знакомого выбирала уцененные товары и успела к нему с этими товарами до того момента, пока его очередь прошла. Знакомый и жена хотели просто обменяться тележками или хотя бы жена хотела передать товары знакомому, чтобы он заплатил. Однако американцы сказали, что она не имеет права это проделать. Пришлось встать в конец очереди

В СССР же этот принцип практически никогда не выполнялся. Прежде всего люди занимали очередь. Приходили, вставали, узнавали, кто стоит сзади и кто спереди и договаривались с ними об уходе. Затем они приходили, находил тех, кто стоял спереди и сзади и заставляли их подтвердить договор. Это не всегда удавалось - стоящие часто забывывали личность занявшего очередь, особенно после многочасового стояния и если тот приходил к сам ому концу. Иногда они, отстояв эти часы и злясь на занимавшего, который в это время сделал много полезных вещей (например, выстоял другую очередь, а то и две), нарочно отказывались подтвердить его права. На этом повсеместно возникали конфликты. Я стоял - Нет не стояли. Я занимал - я вас не видел. Часто мнение одного человека, который вспоминал занявшего перевешивало мнение всех.

В студенческих столовых бытовала практика, когда один человек занимал на всю группу. Когда занявший подходил к раздаче, являлась вся группа , а это до 15 человек и вставала сзади занимавшего. Некоторые протестовали и тогда группа вставала спереди, тем самым наказывая занявшего очередь.

Следующий интересный феномен - родственик.

- Гражданин, Вы здесь не стояли - Но я же ее муж - Знаем мы этих мужей, не стояли и все - Да смотрите, он подтвердит, что я ее муж.... -

Мне в свое время казалось странным, почему было так трудно придумать систему бумажных номерков. Хотя после перестройки стало понятно, что даже при наличии номерков найдутся проходимцы, которые будут вставать в очередь, а затем продавать номерки тем, кто не желает стоять, и готов платить. Более того, национальное сознание русского народа не приемлет полное равентсво, даже в очереди. И не только русского

Я стоял также в очереди за билетами в Египте. Это вообще был класс. Там к кассе постоянно подходили какие-то люди и покупали билеты, а сама очередь практически не двигалась. Вне очереди покупали родственники, знакомые ... кассира, знакомые знакомых... Причем народ не реагировал на эти нарушения. Люди вообще оказались очень доброжелательными - все мне объяснили и даже затем пропустили вне очереди.

Следующий интересный феномен - организаторы очередей. Их появление было реакцией на то, что очень многие лезли (да, да просто силой внедрялись в очередь, расталкивая стоящих и продвигаясь к прилавку) без очереди. Тогда один из активных граждан вызывался следить за порядком прохождения очереди непосредственно у прилавка. Обычно это был знакомый продавца. После определенного периода "дежурства" он получал право получить товар на 2-3 человека раньше своей очереди. Одновременно с официальной очередью были (практически везде и на всех уровнях) очереди вне очереди. В магазинах это делалось с заднего хода - туда шли знакомые продавцов, партработники (хотя у них были свои распределители), врачи, лечащие продавцов и обслуживающие их специалисты. Мы называем эту систему взятки услугами.

В официальных учреждениях обычно существовали очереди на квартиру, на машину, на покупку какого-либо дефицитного товара. В квартирных очередях существовала так называемая директорская очередь. Она состояла из тех сотрудников, кто был приглашен дируктором исходя из нужд производства. Обычто это были крупные специалисты. Те, кто имел по закону право на получение квартиры или других дефицитных благ вне очереди. Списки таких льготников утверждались в министерствах и ведомствах. В СССР был очень длинный личст так называемых льготников, тех кто имел право покупать что-то без очереди. К ним относились Герои СССР и социалистического труда, ветераны войны и тд. Это создавала очень большую напряженность в очередях. Особенно в кассах за билетами на самолет, поезд, автобус или корабль. Там ветераны Войны нередко устраивали вторую, параллельную очередь. Нередко наличие большого количества таких льготников вызывало крепкие разборки между представителями разных поколений, когда нередно возмущенные стоящие граждане выливали свою желчь на заслуженных ветераном, идущих вне очереди. Ветеранов посылали по-матерному или же заставляли устанавливать такой порядок, когда по очереди обслудивался стоящий в нормальной очереди, а потом стоящий в очереди вне очереди. Очередь тихо ненавидела медленную кассиршу или продавца, путаника-клиента, не умеющего толком и быстро объяснить кассирше или продавцу, что ему надо. Мелочь, но из них состоит жизнь.

Да, в очередях было очень много преступлений. Воры-карманники чувствовали себя здесь вольготно, можно сказать, как сыр в масле катались. Существовал и такой незаконный бизнес как продажа мест в очередях. Такие деятели занимали места в очередях, часто была переписка членов очереди. Затем место в очереди продавалось другому человеку. Внешне очередь выглядела как очень плотная толпа людей без минимальной щелочки между ними. Так выглядела очередь в России. Причина такой давки была в том, что если возникало пустое пространство туда немедленно внедрялся любитель получать блага вне очереди.

Когда один я первый раз выехал за границу без сопровождения (это было в Стокгольме), я зашел на вокзал и увидел, что у каждой билетной кассы стоит только один человек, остальные либо сидят на скамейках рядом либо расхоживают. Над кассами же какие-то цифры высвечивают. Первой мыслью было немедленно встать у кассы и я немедленно подошел к ближайшей кассе и встал, плотно прижавшись к предыдущему клиенту, который очень удивился, но ничего не сказал. Когда "подошла" очередь автора кассир объяснил автору, что он должен оторвать номерок и ждать когда мой номерок высветится над кассами и тогда можно идти к свободной кассе.

Такая система решает многие проблемы очередей. Нет несправедливого параллелизма очередей. Нет ситуации, когда надо решить в какую очередь и 2-3 встать, а затем нервничать, а вдруг другая очередь движется быстрее.

Итак, недостатки в очередях были и их можно было решить. Но значит ли, что очереди при рынке не несут тех же недостатков. Как-то будучи в Москве я попал на распродажу магазина и вдруг в этом так называемом московском рыночном обществе я обнаружил знакомые по советскому периоду лица, и роли - организаторов очередей, занятие очередей, очереди по блату...

Далее. Вот очередей стало меньше, и вдруг оказалось, что в таком обществе оскотинование людей стало на порядок больше. Так может быть не очередь оскотинивала?

Ну а как же на Западе? Да, там везде номерки. Но это на поверхности, а в глубине та же коррупция. Я ее не сразу увидел. Как-то моя жена познакомилась с одной итальянской продавщицей и та неожиданно пригласила жену посетить магазин сразу после Нового года. Они спустились в подсобку и оказалось, что самые привлекательные товары после введения скидок распределяются среди своих, да наших. Вот тебе бабушка и либеральный день.

Литература

1 www.libertarium.ru/libertarium/lib_thinking