От alex~1 Ответить на сообщение
К All
Дата 27.07.2004 11:43:09 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

О советском образовании и "бразилизации"

В качестве исходного тезиса для дискуссии предлагаю следующий тезис Привалова:

>Но проблем это не решит. Даже наоборот, приблизит конец традиций российского высшего образования и замене его эрзацем западного образца.

Предлагаю обсудить, нужны ли в нынешней реальной ситуации традиции русского ("российского" - это слишком связано с Ельцепутией, предлагаю от использования этого термина применительно к исторической России отказаться) и советского образования.

Только, ради всевышнего, не надо криков "Да как посмел этот людоед (т.е. Alex_1) ставить так вопрос!". Здесь проблема не в том, что кому-то что-то нравится или не нравится. Мне советское образование само по себе (и принципы, на которых оно построено - опять-таки сами по себе) очень даже нравятся. Но я их считаю полезными и даже необходимыми не "вообще", а в контексте исторической ситуации.

Моя точка зрения (которую я высказывал неоднократно) такова.

Российская система образования в своих лучших образцах была насквозь прозападной и готовила, в общем, "европейцев". Кстати, качество ее среднего уровня сейчас принято здорово переоценивать. Я тут прочитал Помогайбо (это который разносит Резуна) и А.Н. Крылова - довольно интересно сопоставить их точки зрения. Но в одном они сходятся. Образованный русский "в массе" был, в первую очередь, европейцем и смотрел на все с европейской точки зрения. Это имеет и хорошие, и плохие стороны. Кроме того, русская система образования опять-таки в массовом порядке плодила знаменитую русскую интеллигенцию.

Советская система образования IMHO была адекватна ситуации и хороша только в процессе опережающей модернизации. После того, как в 60-х-70-ч годах стало ясно, что она не удалась (удался в целом только ее догоняющий этап), советская система образования стала плодить в немыслимых количествах технократов с примитивным мышлением и всем недовольных бузотеров. "Производство" великой русской интеллигенции приняло совсем неприличные размеры. А что иного могло быть, если обычного человека в школе учили читать/слушать/видеть и понимать высшие достижения мировой культуры, а работал и жил он в средних советских условиях? Такой конфликт даром для сознания не проходит. Чего уж тут удивляться его массовой шизофренизации. Тут святой сбрендит и начнет стучать каской по всеми, что попадет под руку, выкрикивая идиотские лозунги.

Сейчас ситуация и по сравнению с советскими временами изменилась самым радикальным образом, и отнюдь не в лучшую сторону.

Представим себе гипотетическую ситуацию в стиле "Чудотворца" Уэллса: мы можем менять все в системе образования, но не можем менять людей - и учеников, и родителей, и преподавателей.
К чему хорошему и чему плохому может привести сохранение русско-советской системы образования? Спасение это или средство, в данной ситуации только усугубляющее проблему?

С уважением к форумянам.