От Кирдина
К Микола
Дата 05.04.2005 18:54:32
Рубрики Теоремы, доктрины;

Аргументы как заклинанния? Хорошая аналогия!!!

Вы прекрасно сказали про аргументы-заклинания. Процесс понимания и обучения именно так и строится - долбить, пока не поймешь. В физическом развитии мы это понимаем - чтобы научиться быстро бегать, надо каждый день бегать. Нет другого способа. А в духовной сфере полагаем, что можно "придумать самому", не понимая, что интеллектуальную мышцу тоже надо тренировать. Самая лучшая интеллектуальная тренировка - понимать, что говорят другие. Я обычно пользуюсь примерами из личной практики - потому что так честнее, хотя многие считают это амбициозным - "она все о себе" . Ну, пусть так и думают. Я о примере. Один знакомый академик свои суждения о моем интеллекте сделал не на основании прочтения моих работ, а на основании вопросов, которые я регулярно задавала докладчикам на конференциях. "Вы, говорит, задаете точные вопросы, значит, Вы понимаете, о чем они говорят, но говорят-то разное". Но точность (как он сказал) моих вопросов была связана с тем, что у меня в голове имелась некая логическая схема (то, что стало основой теоретической гипотезы об институциональных матрицах), и я "из этой схемы" задавала вопросы. Поэтому призыв к тому, чтобы читать друг друга побольше, чтобы понять - правильный, на мой взгляд. Особенно если при этом человек еще предъявляет свои научные основания, почему он думает так, а не иначе. Моя школа - это чтение хороших, умных и ясных книг. Может, мои еще не так хороши, но я стремлюсь. Точно также правильно и думать самому, но думать, а не "сочинять". Я оббращаю эти призывы к себе и лишь могу сказать "Делай, как я".

От Микола
К Кирдина (05.04.2005 18:54:32)
Дата 06.04.2005 10:51:05

Я бы смог и дюжину монстров настрогать, были бы идеи, а они у меня всегда


День добры!
Ответьте мне, откуда берутся эти монстры - “институт-матрицы”, заданы они трансцендентными им более общими закономерностями или механизм имманентен “матрице”? Судя по авторской трактовке “матриц”, следует говорить о субстанциональности базовых и комплементарных структур, выделенных в качестве важнейших подсистем, которые задают императивы обществу определенным образом “вести” и воспроизводить себя в определенных “матриальных институт-границах”. Но при дальнейшем прочтении и при объяснении автором всяких там реалий, создается впечатление, что мы имеем дело не иначе как “архетипами” коллективного бессознательного, некого национального ”суперИд”, специфика которого выкристаллизовалась в памяти народной в процессе ведения определенного многовекового жизненного уклада, способа хозяйственной деятельности, организационных и “материально-технологических” его особенностей. Почему тогда к россейской ”матриальности” с высокими адаптационными возможностями коммунальных механизмов перераспределения материальных ресурсов добовляется еще ”довесок” в виде ”эгалитарных”? Почему именно эти уклады и особенности оказались столь сильны, а ценности индивидуализма европейской культуры, начиная с античности, не столь не жизнестойки? Объяснять “гремучей смесью” географии, психофизиологии, ”генных сетей” etc, как делают некоторые, свалиывая все в кучу - "каша в голове"? Кроме постулатов о субстанциональности структур, рассуждения автора дальше “структуралисткой” схемы не заходят, т.е. на вопросы где, что, как, когда и почему, увы, ответа мы не находим. А все потому что выйти из "эконом"-структурализма в нормальную морфологию культуры (без всяких цивилизационных наворотов-аттракторов, "сингулярностей") объяснять жизнь в режиме выживания, защищенности, etc мобилизирующем ресурсы, определенные перераспределительные механизмы внутри социума, что обусловило возникновение и развитие наиболее эффективных форм организации социально-экономической жизни в тех условиях — элементарный "коммунитас". Который был, есть и будет бить, воспроизводиться во всех цивилизациях. А для этого нужно оставить "монстров" и войти в "пост-" (или вернуться в марксов реляционизм , что, однако, уже зазорно, да и перед людьми как-то не удобно).
За сим моё почтение, Микола

От Кирдина
К Микола (06.04.2005 10:51:05)
Дата 08.04.2005 19:37:16

Ошибка

Извините за ошибки в пред. письме - я что-то не так нажала, и оно ушло неправленным. Пятница, вечер, устала, извините.

От Кирдина
К Микола (06.04.2005 10:51:05)
Дата 08.04.2005 19:31:40

Ответ с опозданием

Здравствуйте еще раз!
Перечитала Ваше письмо и не все дошло.Отвечу на то, что поняла.
Если рефлексия есть первый элемент, или стадия научного знания, то, полагаю, теория ИМ родилась из моей личной рефлексии. Отрефлексировать этот процесс у самой себя я попыталась в своем автореферате докторской, показать, как я дошла "до жизни такой", разобрав предшествующие исследования, которые проводила сама или в которых участвовала. Вот ссылка на этот текст.
http://kirdina.ru/public/autoreferat/index.shtml
Может, это сможет стать ответом на Ваши вопросы?
Говоря по-простому, полагаю, что ИМ - это - отражение существующих, но абстрактно понятых устойчивых связей в общественных структурах, которые наработаны в ходе истории как способствующие выживанию и даже развититию социумов в определенных условиях. Таких связей, конечно, много, но вот, оказывается, их можно попробовать свести к двум устойчивым комплексам, и, как ни странно, в основном все государства лягут в это описание, построенное на соответствующем понятийном языке. Неужели это неинтересно? Мне так очень!
Особенно для того, чтобы понять - не пытайся изменить неизменное - силы потратишь и время потеряешь (то есть не перестрива, а в России это часто бывает, что обидно. Потому и хочется это знание донести до коружающих. Помните, как Левша в Англиии, умирая, просил передать Импретору, что иони, мол, в Англии, ружья песком не чистят (оттого дела не арсширяются и пцуля зорошо летит). Точно знал, что это важно, и очень хотел передать. Я как тот Левша. Пребываю, возможно, в иллюзии, что знаю, и очень хочу дронести другим. Может, когда-нибудь это будет понято и поможет развиваться с меньшими катаклизмами. Вот и занимаюсь дальнейшими исстедованиями. чтобы быть убедительной, а не для того, чтобы своими монтрами кого-то потрясать. Есть чем другим потрясать. окружающих, но это уже не так интересно, столько всего было. быь пуля я

пециальность 22.00.01 - Теория, методология и история социологии). На правах рукописи. 2002. !
>Ответьте мне, откуда берутся эти монстры - “институт-матрицы”, заданы они трансцендентными им более общими закономерностями или механизм имманентен “матрице”? Судя по авторской трактовке “матриц”, следует говорить о субстанциональности базовых и комплементарных структур, выделенных в качестве важнейших подсистем, которые задают императивы обществу определенным образом “вести” и воспроизводить себя в определенных “матриальных институт-границах”. Но при дальнейшем прочтении и при объяснении автором всяких там реалий, создается впечатление, что мы имеем дело не иначе как “архетипами” коллективного бессознательного, некого национального ”суперИд”, специфика которого выкристаллизовалась в памяти народной в процессе ведения определенного многовекового жизненного уклада, способа хозяйственной деятельности, организационных и “материально-технологических” его особенностей. Почему тогда к россейской ”матриальности” с высокими адаптационными возможностями коммунальных механизмов перераспределения материальных ресурсов добовляется еще ”довесок” в виде ”эгалитарных”? Почему именно эти уклады и особенности оказались столь сильны, а ценности индивидуализма европейской культуры, начиная с античности, не столь не жизнестойки? Объяснять “гремучей смесью” географии, психофизиологии, ”генных сетей” etc, как делают некоторые, свалиывая все в кучу - "каша в голове"? Кроме постулатов о субстанциональности структур, рассуждения автора дальше “структуралисткой” схемы не заходят, т.е. на вопросы где, что, как, когда и почему, увы, ответа мы не находим. А все потому что выйти из "эконом"-структурализма в нормальную морфологию культуры (без всяких цивилизационных наворотов-аттракторов, "сингулярностей") объяснять жизнь в режиме выживания, защищенности, etc мобилизирующем ресурсы, определенные перераспределительные механизмы внутри социума, что обусловило возникновение и развитие наиболее эффективных форм организации социально-экономической жизни в тех условиях — элементарный "коммунитас". Который был, есть и будет бить, воспроизводиться во всех цивилизациях. А для этого нужно оставить "монстров" и войти в "пост-" (или вернуться в марксов реляционизм , что, однако, уже зазорно, да и перед людьми как-то не удобно).
>За сим моё почтение, Микола

От Микола
К Кирдина (08.04.2005 19:31:40)
Дата 11.04.2005 11:07:59

В принципе я уже ответил

https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/146204.htm
Думаю, только путем углубления в способ взаимодействия "человек - природа" (привлекая и расчететы с "ограниченностью-неограниченностью ресурсов")можно отыскать Ваши инварианты, причем, как мне представляется, в своем генезисе они будут не изначально неизменны и вовсе не рядоположны, но характер их соподчиненности, "пропущенный" через "культуру" (есть большой резон включить этот механизм с его категориальной сеткой в Вашу "матриальную схему") будет всякий раз определять как своеобразие того или иного социетального типа, так и "конфигурацию" конкретного социума.
Но опять же ... дело вкуса.
С уважением, Микола

От Кирдина
К Микола (11.04.2005 11:07:59)
Дата 11.04.2005 17:46:34

Согласна

>>Думаю, только путем углубления в способ взаимодействия "человек - природа" (привлекая и расчететы с "ограниченностью-неограниченностью ресурсов")можно отыскать Ваши инварианты, причем, как мне представляется, в своем генезисе они будут не изначально неизменны и вовсе не рядоположны, но характер их соподчиненности, "пропущенный" через "культуру" (есть большой резон включить этот механизм с его категориальной сеткой в Вашу "матриальную схему") будет всякий раз определять как своеобразие того или иного социетального типа, так и "конфигурацию" конкретного социума.

Согласна. А пропускать через культуру желающие уже имеются, РФФИ грант такой кому-то дал, что-то вроде "Институциональные матрицы и культура". Так что я буду концентрироваться на своей части работы, загрузив в голову и услышанное на этом форуме и семинаре, где я волею судьбы оказалась.
Всего!

От Дм. Ниткин
К Микола (06.04.2005 10:51:05)
Дата 06.04.2005 12:44:42

Язык у Вас тяжелый, но

...мысль я, кажется, уловил.

>Почему именно эти уклады и особенности оказались столь сильны, а ценности индивидуализма европейской культуры, начиная с античности, не столь не жизнестойки? Объяснять “гремучей смесью” географии, психофизиологии, ”генных сетей” etc, как делают некоторые, свалиывая все в кучу - "каша в голове"? Кроме постулатов о субстанциональности структур, рассуждения автора дальше “структуралисткой” схемы не заходят, т.е. на вопросы где, что, как, когда и почему, увы, ответа мы не находим. А все потому что выйти из "эконом"-структурализма в нормальную морфологию культуры (без всяких цивилизационных наворотов-аттракторов, "сингулярностей") объяснять жизнь в режиме выживания, защищенности, etc мобилизирующем ресурсы, определенные перераспределительные механизмы внутри социума, что обусловило возникновение и развитие наиболее эффективных форм организации социально-экономической жизни в тех условиях — элементарный "коммунитас". Который был, есть и будет бить, воспроизводиться во всех цивилизациях.

То есть, простые материальные условия существования общества способны гораздо лучше объяснить структуру его институтов, чем "матрицы". Согласен.

Полагаю, впрочем, что матрицы тоже неплохи в качестве инструмента - но инструмента описания, а не инструмента объяснения. Кроме того, как палеонтолог может по одной кости определить облик животного, так и грамотный социолог по информации об одном общественному институту может сделать выводы о неизбежной структуре многих других институтов.

От Микола
К Дм. Ниткин (06.04.2005 12:44:42)
Дата 06.04.2005 13:37:13

Re: Язык у...

День добрый!
>...мысль я, кажется, уловил.

>То есть, простые материальные условия существования общества способны гораздо лучше объяснить структуру его институтов, чем "матрицы". Согласен.
Да, я об этом, нужно показать историчность институциональных матриц, их обусловленность, тогда можно узреть (не только внешнее отличия, но и) коренное сходство, например, "коммунитарнных" черт первобытности, раннего рабовладения и феодализма на западе с имевшими место чертами на востоке(сословное деление, коллективность, консенсус, собственность-власть, сельская община, натуральное хозяйство etc); черты "эгалитаризма" найти в поздней "дикости", античности, буржуазности запада и востока, в том, о чем "борода" говорил, в основном и прежде всего, как об отношениях личной и вещной зависимости. (А то прицепились к этой "пятичленке" долбят и долбят её, и от нее в своей критике не на шаг).
>Полагаю, впрочем, что матрицы тоже неплохи в качестве инструмента - но инструмента описания, а не инструмента объяснения. Кроме того, как палеонтолог может по одной кости определить облик животного, так и грамотный социолог по информации об одном общественному институту может сделать выводы о неизбежной структуре многих других институтов.
Согласен, для эмпирических исследований да, где нужны операционализация понятий, построения индексов, эмп.индикаторов, etc. Но без хорошей теор.-мет. проработки "интерпретационных схем" есть большой риск из объятий социологичнеского реализма оказаться под прессом ползучего эмпиризма, и наоборот.

С уважением, Микола