|
От
|
Almar
|
|
К
|
Pout
|
|
Дата
|
29.06.2003 14:51:09
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
дилемма "Матрица - реальность" характерна для современного мира
«Матрица -1» безусловно стала знаковым фильмом. Это не был первый фильм, в котором обыгрывалась тема манипуляции сознанием. Достаточно упомянуть фильм Д.Капертера «Они живут» (старая статья о нем на нашем сайте). Но матрица в отличие от «Они живут» - фильм с огромным финансовым бюджетом, что и сделало его действительно культовым фильмом.
Одним из самых сильных образов фильма является как раз образ того самого мальчиша-плохиша предателя, который заключает сделку с агентами, чтобы в качестве платы за предательство товарищей ему предоставили возможность погрузиться в обратно в мир матрицы. Для всех остальных «хороших парней» такой поступок – нонсенс. Ведь «мир грез», каким бы он ни был хорошим – всегда остается «миром грез», а не реальностью.
А ведь это действительно серьезная философская проблема, и подобную дилемму люди обычно решают для себя исходя и интуитивного ощущение правды, нежели исходя из прагматической логики. Пожалуй, подобная философская проблема в таком виде сформулирована именно в наше время. Ранее подобные дилемму также были, но имели несколько другой оттенок. Приведу примеры:
- дилемма «умереть стоя или жить на коленях» - родственный смысл, но все же не то
- дилемма, сформулированная в известной «Пещере» Платона. Люди с рождения воспринимают не реальный мир, а отражение этого мира в виде блеклых теней не стенах пещеры. И тот человек, сумевший выйти из пещеры наружу и познать реальность, вернушись в пещеру и попытавшись «просвятить» своих собратьев, встречает у них в лучшем случае непонимание, а в худшем - агрессию. Эта дилемма то же не та, что дилемма матрицы, ведь мир платоновской пещеры заведомо более блеклый чем реальность. А мир «матрицы» - наоборот. Соответственно, мы ни сколько не сомневаемся, что человек просвящающий собратьев по пещере делает для них благо, а в случае матрицы – есть над чем задуматься.
- дилемма религиозного сознания (речь идет конечно о глубоко религиозном сознании, каких сейчас мало). Приведу полную цитату Маркса «Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум для народа.» Данная дилемма уже более близка к дилемме матрицы.
Характерно, что либералы обычно решают для себя дилемму матрицы, предпочитая мир грез миру реальности. В этом отношении интересны тезисы из заключительной части книги К.Поппера «Открытое общество и его враги». Читал эту книгу давно, цитаты не могу привести – либералы почему то не выложили свою «библию» в интренете (на сервере ин-та философии РАН она только в сокращенном варианте). Но огрубленно суть в следующем. Поппер ругает оппозиционеров (и коммунистов, и даже экологов) за то, что они постоянно твердят, как все вокруг ужасно. Это по мнению Поппера препятствует ощущать нам себя действительно счастливыми, живя в наилучшем из возможных миров.
В нынешней России последователей такого попперовского подхода достаточно. И с их точки зрения он правы. Сегодня часть людей имеют возможность в неплохих условиях и может быть даже смогут прожить так всю свою жизнь. А мы им портим нервы разными «страшилками» про то, как они предали дело своих отцов и кинули будущие поколения. В этом и заключается противостояние матрицы и реальности.
Но если более глобально смотреть, то в современном же мире дилемма матрицы предстает в виде проблем «искусственности», «имитации» (как в сфере бизнеса так и в сфере чувств), и дилеммы «личные отношения – сверхличные». Последнюю дилемму рассматривает Зиновьев в книге «Глобальный человейник» (1997 год). Приведу достаточно большой отрывок, по-моему это именно о мире матрицы. Конечно созданной самими людьми, а не из-вне. (Примечание: речь в книге формально идет о будущем мире западнизма).