От Pout Ответить на сообщение
К С.С.Воронцов Ответить по почте
Дата 12.08.2003 13:02:11 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Побиск о физ.экономике ЛаРуша и килоавтте-валюте, и побисковцы в Эконом.газете(2002)


С.С.Воронцов сообщил в новостях
следующее:99186@kmf...
>
>
> Это верно. Боюсь, что "математическая" или "физическая" база под
вполне, по моему, хорошей концепцией Линдона Х.Ларуша столь же хлипка,
как и Пригожинская теория детерминированного хаоса или любая другая
теория. Во всех случаях - слишком много трудно определимых и сильно
нелинейно связанных параметров, так что Мировое уравнение не удастся
написать ни через фракталы, ни через тензора, а частные случаи мало что
дают. Поэтому строить идеологию на "передовой науке" нужно поосторожнее,
иначе можно дискредитировать самые хорошие и правильные политики.
>
> >просто буду рекомендовать ли-ру и давать
> >ссылки, на свежие публикации. А опорные -было несколько заходов в
> >архиве форума.
> >Это парадигматика дисциплины
>
> Спасибо, тут я как - нибудь сам разберусь. :-)))
>
Как и обещал, добавлю свежие находки. Мне тут стал доступен новый кус
сети, но прямые интернет-ссылки на этот кус не работают, поэтому целиком
воспроизвожу оттуда
---------------
Источник: Экономическая газета Регион: Город Москва
Дата: 05.11.1996 Город: Москва
Номер: 046 Автор: Побиск КУЗНЕЦОВ
Страница: - Дата загрузки: 29.03.2000 19 ч.


НОВАЯ ВАЛЮТА - КИЛОВАТТ ЧАС


Один из моих научных единомышленников борется за пост Президента, но...
не России, а Соединенных Штатов. Это - Линдон Ларуш мл., который
определяет свою научную позицию как альтернативу монетарной теории. Он
называет эту научную позицию - физическая экономика.

Само собою разумеется, что Линдон Ларуш не мог знать того, что делалось
в рамках разработки системы управления СССР на "особый период". В
переводе на человеческий язык это означает "на случай возможной войны".
Разработка комплекса вычислительных машин такого уровня естественно
приводит к вопросу об объективном описании того, что происходит в этом
мире. Поскольку автору пришлось заниматься системой наивысшего уровня,
то он не мог использовать "субъективную точку зрения". А всякая попытка
"объективного" рассмотрения порождает естественный вопрос о
существовании объективного закона исторического развития. А если такой
закон существует, то как именно должно осуществляться сравнение
принимаемых решений на их соответствие закону исторического развития?

В рамках рыночной экономики знание такого закона есть знание
объективного правила, по которому осуществляется оценка банком
научно-технических идей, одобрение которых означает желание банка
финансировать данную разработку.

Тематика такого типа находилась в разработке с 1975 года. Полученное
естественнонаучное описание процесса мирового экономического развития, в
разработке которого принимали участие многие выдающиеся ученые, почти не
появлялось на страницах открытой печати.

И вот вдруг появляется Линдон Ларуш со своими идеями физической
экономики. Поскольку "антиэнтропийная" тенденция развития всех форм
жизни была предметом работ автора более 40 лет, то появление
единомышленника из США не могло пройти незамеченным. Хотя названная
тематика была открыта работами С.А. Подолинского еще в 1880 году - об
этом научном направлении почти ничего не известно широким
инженерно-техническим кругам не только бывшего СССР, но и всей мировой
научной общественности.

Физическая экономика базируется на понятии о физической величине
мощности. Возможность что-либо сделать за заданное время - определяется
наличием физической мощности, технического средства и умением выполнить
данную работу. Физическая величина мощности широко известна как величина
энерговооруженности труда. Умение выполнить данную работу характеризует
уровень подготовки работающего.

Эти три фактора и являются решающими в любом процессе мирового
экономического развития. Поскольку энерговооруженность труда в США
примерно в три раза превосходила тот же показатель в СССР, то и общий
уровень жизни различался в среднем примерно в три раза.

Люди старшего поколения хорошо помнят, что в каждой квартире стоял
электрический счетчик и что за каждый киловатт-час надо платить четыре
копейки. Это означает, что страна обеспечивала покупательную способность
рубля - 25 киловатт-часами. Между прочим, когда изучался вопрос о
возникновении "хлебного рынка" России, то критерием возникновения общего
рынка являлось установление единой цены на хлеб во всех городах России.
В этом смысле - установление всякого общего рынка - это установление
единой цены на один и тот же продукт вне зависимости от географического
положения места продажи. Послушайте представителей Кока-Колы и
Мак-Дональдса - они гарантируют одно и то же качество продукта за одну и
туже цену вне зависимости от места продажи.

В тот же 1972 год цена "промышленного" кило ватт-часа составляла только
одну копейку. В то же самое время цена "промышленного" киловатт-часа в
США составляла один цент, то есть доллар обеспечивался ста
киловатт-часами. С 1972 г. по настоящее время, как об этом писал в
нескольких номерах "Модуса" А.Петров, мировой продукт в "долларовом
исчислении" увеличился в ВОСЕМЬ раз, но ровно во столько же раз
снизилась "покупательная способность" доллара!

По этой причине, когда Министерство финансов США утверждает (в связи с
обменом денежных знаков), что "сто долларов - это всегда сто долларов" -
то это ложь! Сегодня за один доллар США можно купить только 13
киловатт-часов: доллар "подешевел" почти в восемь раз! Когда я об этом
услышал первый раз - я это принял во внимание. Когда я это услышал
второй раз - я усомнился. Наконец, когда я услышал сообщение
Министерства финансов США в третий раз - я понял, что меня хотят
обмануть.

По Бреттон-Вудскому соглашению, которое действовало до 1967 года,
Правительство США гарантировало обмен 35 долларов на тройскую унцию
золота (тройская унция - около 33 грамм), что соответствует примерно
одному грамму золота за 1 доллар. Сегодня эта цена в 12 раз выше. Но
золото - не очень ходовой товар для экономики - можно обойтись и без
него. А вот без энергии ни в каком виде деятельности обойтись нельзя!

Поскольку киловатт-час везде и всегда киловатт-час, то физическая
экономика и принимает за общую базу измерения стоимости - именно
киловатт-час. Поскольку цена на киловатт-час в разных странах Европы еще
не вы равнялась, то говорить о европейском рынке, как о уже "ставшем",
как минимум, преждевременно. Не решен вопрос и о новой "европейской
валюте" "евро", но я полагаю, что подлинной мерой любой будущей валюты,
как мировой, так и европейской, будет служить киловатт-час. Этаже
единица и станет единицей в содружестве России и Белоруссии. Сравнение
"курсов" национальных валют сведется к простому пересчету - сколько
киловатт-часов можно купить за денежную единицу страны А и сколько
киловатт-часов можно купить за денежную единицу страны Б. Нынешняя
борьба за "суверенитет" есть не что иное, как борьба за "персональный
денежный печатный станок". Но каждый новоиспеченный "хозяин" денежного
печатного станка очень скоро начинает понимать, что мировая экономика
может существовать и без его печатного станка.

Тот факт, что махинации с денежными печатными станками международного
валютного фонда и мирового банка не могут продолжаться до бесконечности,
увидел не только мой коллега и единомышленник по физической экономике -
Линдон Ларуш мл., - он очевиден для всякого мало-мальски образованного
человека. Внутренний долг Правительства США, созданный "рейганомикой",
измеряется триллионами долларов! Что там "пирамида" Мавроди, когда люди
увидят, как грохнется "долларовая пирамида". Надежность счетов банков
Швейцарии окажется под большим сомнением...

Любой обыватель, не говоря о банкире, которого владельцы (валютного)
печатного станка могут обмануть, должен следить за ценой киловатт-часа в
США и пересчитывать "долларовую цену" в цену "киловатт-часов".

Совсем другой смысл имеет этот вид выражения "стоимости" как для
инженеров и техников, так и для банкиров. Это лишь другое выражение
необходимого расхода энергоресурсов для получения данного продукта. Если
у Вас имеется идея или Вам приносят идею - как можно "это же самое"
сделать с меньшими затратами энергоресурсов, - то вычисляемая экономия
энергоресурсов в киловатт-часах и есть цена идеи, которая появилась или
в Вашем, или перед Вашим сознанием. физическая экономика открывает путь
к оценке общественной значимости идеи, что и соответствует уважительному
отношению к человеческой Личности.

Побиск КУЗНЕЦОВ, главный конструктор систем "Спутник-Скалар"


Побиск КУЗНЕЦОВ НОВАЯ ВАЛЮТА - КИЛОВАТТ ЧАС // Экономическая газета
(Москва).- 05.11.1996.- 046

++++

Источник: Экономическая газета Регион: Город Москва
Дата: 22.02.2002 Город: Москва
Номер: 008 Автор: --
Страница: 5 Дата загрузки: 02.03.2002 13 ч.




КОНСТРУКТИВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.



Минул год со дня смерти Побиска Георгиевича Кузнецова - великого ученого
XX столетия. По решению комитета по безопасности Государственной думы
была проведена "деловая встреча", посвященная его памяти. Кузнецов
являлся одним из руководителей экспертного совета этого комитета.
Разговор шел также о задачах научного сообщества в постановке целей
человечества и в обеспечении национальной и международной безопасности.
О характере дискуссии рассказывает организатор этого мероприятия от
комитета по безопасности Юрий Николаевич ЗВЫЧАЙНЫЙ.

- Потребность в этой встрече испытывал каждый, кто близко знал Побиска
Георгиевича Кузнецова. К сожалению, возможность приехать и даже узнать о
планируемом мероприятии была далеко не у всех. Тем не менее в "деловой
встрече" приняли участие около семидесяти человек, включая даже тех, кто
не знал его лично, но был знаком с его работами.

Один из участников, председатель Фонда национальной и международной
безопасности Леонид Иванович Шершнев, справедливо отметил, что комитет
по безопасности, в том числе заместитель председателя комитета Павел
Тимофеевич Бурдуков, создал хороший прецедент сохранения памяти о
великих людях России. Ранее в стенах Думы не было принято проводить дни
воспоминаний. Может быть, теперь это станет традицией.

Тема встречи была максимально актуальной и в то же время соответствовала
духу и масштабу мышления Побиска Георгиевича. Ведь Кузнецов - специалист
по системам управления, главный конструктор космических систем
планирования "Спутник" и "Скалар". Идею, понятие и термин "цели
Человечества" ввел в научный аппарат именно он. Необходимость и
неизбежность как единое цело. Такое этого он объяснял несколькими
доводами:

1. Для решения социальных проблем человечество обязано осознать себя
понимание должно возникнуть в первую очередь у глав государств и у
иерархов конфессий - для чего необходимо обозначить общие проблемы и
увидеть космическое предназначение Человечества (в личной беседе для
обсуждения этих проблем он предложил использовать термин
"космоземляне").

2. Вся полезная деятельность человечества должна нормироваться на
единицу ее вклада в общественное развитие. Только тогда становится
возможным измерение вклада страны или народа.

3. Определение "дальних" целей необходимо - оно помогает лучше "увидеть"
ближние, промежуточные цели.

Почему сейчас эта тема особенно актуальна? После событий 11 сентября
2001 года стала утверждаться частная цель, получившая название "борьба с
международным терроризмом". Однако в сознании людей закономерно возник
вопрос: может ли такая цель считаться для мирового сообщества основной,
а тем более единственной? Не означает ли это, что если какой-то деятель,
встав утром не с той ноги, объявит главным террористом на сегодняшний
день президента другой страны, то на нее полетят ракеты стран, связанных
договором о борьбе с терроризмом?

Кто-то обязан четко и ясно сказать о наличии у человечества
созидательных целей. Они могут быть разными в науке и у представителей
различных конфессий. но они непременно должны быть сформулированы. Один
из присутствовавших вспомнил слова самого П.Г.Кузнецова: "Я считаю, что
наша работа диктуется разумом и волей Творца. Различные конфессии имеют
различные имена для Творца, который здесь называется разумом. Человек в
своем научном творчестве постигает волю провидения и нуждается в
поддержке иерархов всех церквей".

Что касается концепции "устойчивого развития", то сегодня в рамках этой
концепции нельзя найти разрешения сложившихся в мире противоречий. Как
считает председатель ученого совета Академии нового мышления Леонид
Николаевич Рыжков, "весь мир строит свое благополучие, в том числе
'устойчивость", на неустойчивой платформе". Под прикрытием концепции
"устойчивого развития" и при отсутствии конструктивного начала миру
навязывается идеология самоубийства, которая проявляется не только на
личностном уровне, но и в общечеловеческом масштабе. Она состоит в
молчаливом согласии с сокращением численности населения Земли, в том
числе с искусственным ограничением рождаемости, в угрожающем росте
потребления наркотиков, являющемся сознательно применяемым оружием
массового поражения, в нереализации научных идей.

Все эти факторы превращают планету во "дворец нежной смерти", по
выражению И.А. Ефремова. По воспоминаниям известно, что П.Г.Кузнецов,
признавая позитивные стороны концепции "устойчивого развития", в то же
время указывал, что ее реализация может дать негативные последствия для
России.

Исторически-планетарное видение процессов было характерной чертой
научного творчества П.Г.Кузнецова. Часто в кругу своих друзей он
повторял мысль, что ученый не имеет права заниматься вещами, которые
умрут раньше его самого. Такая убежденность мужественного человека,
сделавшего выбор в пользу высоких идеалов, не могла не заряжать энергией
созидания его собеседников.

Ученый сознательно сделал личный вызов Международному валютному фонду,
утверждающему на планете идеологию грабежа и насилия. В 1995 году от
имени возглавляемого им "Научного совета по проблемам проектирования
крупномасштабных систем на основе физических измеряемых величин"
Кузнецов обратился в ООН с требованием призвать к суду международную
шайку фальшивомонетчиков, коими он считал представителей МВФ. Документ
этот ныне широко известен в кругах специалистов.Тональность дискуссии
хорошо видна из стенограммы выступлений. Особенно из доклада Спартака
Петровича Никанорова, сумевшего еще при жизни Кузнецова выпустить первую
книгу о нем.

ПРОРЫВ

С.П.НИКАНОРОВ: Трудность оценки состояния и развития наследия Кузнецова
заключается в широте его личности, огромной интуиции, блестящей памяти,
точном знании источников, многогранности направлений исследований.

Впервые в истории человечества на место мировоззрений, которых
предлагалось много и которые оказывали значительное влияние на развитие
человечества, П.Г.Кузнецовым предложено конструктивное мировоззрение.
Именно в этом заключено основное отличие Кузнецова от всего того, что
было до него, то, что выдвигает его в ряды величайших ученых. Он
показал, что для современного общества необходимы конструктивные формы
мировоззрения. Именно отсюда идут его идея физического измерения
деятельности общества и его знаменитый тезис о необходимости инженеров
истории. Несомненно, что он принадлежит традиции, которая называется
"русский космизм". Мне представляется, если Кузнецова принимать так, как
я об этом сказал, то идее конструктивного мировоззрения нет
альтернативы. Тип общества, все стороны которого контролируются
мировоззренчески, радикально отличается от ныне существующих. Именно на
этом он настаивал. Образ социалистического общества, как и образ
капиталистического общества, а также всевозможных их конвергенций - это
принципиально иное, чем то, что видел Кузнецов. Мировоззрение, с точки
зрения Кузнецова, это не то, что пишется философами или внушается детям,
о чем читаются лекции или спорят ученые. Это то, что определяет каждый
шаг общества на всех его уровнях. Такая точка зрения является прорывом.
Это такого масштаба идеи, за которые их носителей совсем недавно
сжигали.А судьба Кузнецова, мы знаем, не слишком сильно отличается от их
судьбы.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ (ТЕЛЕГРАММА)

Л.П.КАЗНАЧЕЕВ: Необходимо полное издание трудов П.Г. Кузнецова;
организация объединения ученых и практиков по опережающим направлениям
современного естествознания и космогонии, в особенности по проблемам
автотрофности человечества; создание многопрофильной группы по проблемам
сохранения и развития народонаселения России, его общественного здоровья
и интеллектуального прогресса.

КУЗНЕЦОВ - КОММУНИСТ

В.В.ПШЕННИКОВ: Побиск Георгиевич был, и это, по-моему, всеми
присутствующими признано, настоящим коммунистом. Но в каком смысле? В
том смысле, что он рассматривал коммунизм как теорию общественного
развития, а не как узкоклассовую доктрину, труды классиков коммунизма,
Маркса, Ленина и выдающегося советского философа Эвальда Васильевича
Ильенкова, с которым он был дружен. Я думаю, мы не можем упускать эту
сторону его интересов. Побиск Георгиевич был на всех "Ильенковских
чтениях", которые проводятся уже больше 20 лет. Даже когда Кузнецов был
тяжело болен, он находил возможность приехать. В этом была и общность
судеб военных. Как говорил Побиск Георгиевич, "два ваньки взводных".
Он - командир взвода разведки, а Эвальд Васильевич - командир взвода
артиллерийской разведки.

ПОДРУЖИТЬ С РЕЛИГИЕЙ

И.Я.ВЫРОДОВ: Побиск Георгиевич вместе с Никитой Николаевичем Моисеевым
являлся одним из основоположников научного направления, которое
называется "Глобалистика". Сейчас появились течения против "глобализма".
Но "глобалистика" и "глобализм" - это две разные категории. Люди
выступают против глобализма. А глобалистика - это наука о системах от
микро- и до макроуровней.

Сейчас создан клуб независимых ученых "Евразия". Первым председателем
Совета был Никита Николаевич Моисеев, а я- его координатором. Мы ввели
П.Г.Кузнецова в состав Совета. Учитывая огромные заслуги, по
представлению Совета П.Г.Кузнецов в 1999 г. был награжден народным
орденом "За мужество и любовь к Отечеству". А в 2000 году Международная
петербургская академия наградила его.: Медалью "За большие заслуги в
развитии науки.

Побиск оставил нам завещание. И это завещание - статья "Смысл жизни
человечества", где он призывает к содружеству науки и религии.
Прочитайте, вы в этом убедитесь. Это колоссально, это океан, который нам
открыл Побиск Георгиевич Кузнецов.

НОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - ДОСТИЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Л.С.БОЛОТОВА: Конечно, проблемы нашего общества в основном связаны с
мировоззренческими вопросами... Мне кажется, мы можем решить стоящие
проблемы, только перейдя на новое мировоззрение. Слияние идеи
Вернадского о ноосфере и конструктивных представлений Побиска
Георгиевича Кузнецова может сыграть огромную роль, во-первых, в
отработке самого мировоззрения и, во-вторых, в том, чтобы оно стало
достоянием культуры. Пока оно не станет достоянием культуры, нового
мировоззрения в обществе не будет.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - ГОСУДАРСТВООБРАЗУЮЩЕЕ

В.В.АКСЕНОВ: Необходима не только мировоззренческая концепция, но и ее
государственное принятие. Должно быть выбрано направление, которое
является государствообразующим, в его рамках может действительно
строиться и система воспитания, и образования и, самое главное, та
платформа морально-нравственных ценностей, которая действительно
консолидирует общество. Я был удивлен тому, что на прошедшем Гражданском
форуме ни слова не было сказано, на чем строится это общество. Оно не
может строиться только на обеспечении "деятельности" человека, это
разделяет людей. Есть работодатель, есть рабочий, есть учитель, есть
ученик, у каждого из них свои функции. А чем же объединяется гражданское
общество? Оно объединяется принятыми обществом морально-нравственными
требованиями. Эти требования формируются на базе принятого
государственного мировоззрения. Но любая вера, любая концепция мертва
без дела - это высказывание еще библейское. И только по делам можно
судить о человеке или об организации. Есть народы, у которых духовность
приближена к нулю. А есть, у которых она максимальна. Российский народ и
те народы, которые выросли и сформировались под влиянием великой русской
культуры и веры, имеют максимальную степень духовности и поэтому
наибольшую неприспособленность к результативности в материальном мире.

...Мы не представляем, насколько мы живем понятиями 50-летней и даже
100-летней давности. На самом деле мир изменился, изменился по
информационности, материализации, по возможностям общества построить и,
самое главное, разрушить. Способность разрушить сегодня у человечества
максимальная. Я был участником Международного форума в Бразилии - ничего
не дала концепция "XXI век". За 10 лет положение только ухудшилось.

ПРОТИВ "УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ" РИМСКОГО КЛУБА

Б.Е.БОЛЬШАКОВ: Я познакомился с Побиском Георгиевичем в 1968-м году.
Первый вопрос, который он мне задал: "А как ты думаешь, как измерять
могущество страны?" Я ему ответил. Он говорит: "Да нет, дорогой мой,
надо его измерять тем, насколько способна она в единицу времени
накормить и напоить людей и вообще все живое". Потом он спросил: "А как
ты думаешь, какой критерий развития?Это максимальные темпы роста
полезной мощности, не убывающие темпы роста полезной мощности".
Выясняется любопытная вещь. Теперь мы, кто знал П.Г.Кузнецова, можем
спокойно говорить, что его закон исторического развития дает иные
критерии устойчивого развития, чем те, которые предложены ООН. Я тоже
был в 1992-м году в Рио-де-Жанейро. Я отдал многие годы своей жизни этой
проблеме... Существует резкое различие между представлениями об
устойчивом развитии, вытекающими из концепции Римского клуба, которые
говорят о пределах роста, о необходимости нулевого роста, и максимальным
неубывающим темпом роста полезной мощности человечества как целого,
предложенным П.Г.Кузнецовым.

РЕАЛЬНОСТЬ НЕ ИДЕНТИЧНА СЕБЕ

Э.М.АНДРЕЕВ: Противоречие современного общества состоит в том, что
соотношение реальности и знания о ней находится в тупиковом состоянии.
Реальность идет в одну сторону, по своим законам и тенденциям, знания же
не воспроизводят эту реальность. И действия, осуществляемые на основе
определенного знания, входят в противоречие и с реальностью, и со
знанием. Неразрешенность этого противоречия порождает другое, поистине,
трагическое, смертоносное противоречие, речь идет о проблеме
идентичности самой реальности. Простой пример, наша страна - Россия, и
все признают, что мы не знаем, в каком обществе мы живем, в какой стране
мы действуем и в какой стране мы собираемся дальше жить. Откуда мы? Кто
мы И куда идем? Говорят, что Россия потеряла саму себя.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Б.Г.РЕЖАБЕК: Мировоззренческий вопрос, объединяющий нас, - вопрос о
смысле Человека во Вселенной. Является ли Человек во Вселенной
случайным, стихийным событием, или же существование Человека во
Вселенной имеет некий смысл и назначение.

В Библии цель человека определена. Уже в начальной главе книги "Бытие"
Бог дает человеку первое задание... Первая заповедь - это плодитесь и
размножайтесь. А вторая заповедь - храните и возделывайте сей сад.
Человек рассматривается Богом как разумная сила, от которой зависит само
существование Земли. Вначале это может быть маленький райский сад, в
дальнейшем вся планета, и в перспективе весь Космос.

ПРОТИВ ДЬЯВОЛЬЩИНЫ

Л.И.МЕДВЕДКО: Я отсылаю вас к моей статье в газете "Известия. Наука",
которая называется "Разумная божественность против дьявольщины".

Все уже слышали, что после 11 сентября мы вступили в новую эру. До сих
пор никто научно не обосновал, в чем состоит новая эра, и действительно
ли в том, что идет третья мировая война, Армагедон-ХХI или Апокалипсис.
Я попытался объяснить это в газете... Под дьявольщиной я имею в виду не
только международный терроризм, но и антитеррористические операции,
которые сопровождаются цепной реакцией дьявольщины. Не успела
закончиться антитеррористическая операция в Афганистане, начинается
антитеррористическая операция на Ближнем Востоке, которая выльется в
серьезную межцивилизационную войну.

Фото:

- На снимке: П.Г.Кузнецов и Э.В.Ильенков

Продолжение следует


КОНСТРУКТИВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ. // Экономическая газета (Москва).-
22.02.2002.- 008.- C.5
++++
Источник: Экономическая газета Регион: Город Москва
Дата: 01.03.2002 Город: Москва
Номер: 009 Автор: --
Страница: 5 Дата загрузки: 18.04.2002 14 ч.




КОНСТРУКТИВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.



Начало в N 8

Диалог цивилизаций, объявленный ООН, в этом году кончается
"фейерверком". Диалог не начался, потому что мы не находим контакта
между наукой и религией, между знанием и верой.

...Всякое смертоубийство является первым грехом по Корану. Участвуя во
многих конгрессах на Кавказе, в Пятигорске, во Владикавказе, я убедился,
что знание религии почти на нулевом уровне у всех тех, которые
действуют, орудуют и терроризируют от имени Аллаха и Бога.

Образец подхода к решениям

Л.Н.ВДОВИЧЕНКО: Я хотела бы выделить одно качество Побиска Георгиевича.
Я его знала с 1978 года. Для меня это был человек, который никогда не
боялся подниматься на любой уровень принятия решений. Если нужно было
подняться на уровень руководителя предприятия, он говорил:
я -руководитель предприятия, мне надо принять такое-то решение... И
разрабатывал соответственно весь процесс принятия решений. Если нужно
было подняться на уровень страны, он говорил: да, я рассматриваю эту
задачу с точки зрения руководителя страны, допустим, президента. Как эту
проблему я буду решать?

Для меня это было очень важно. Я в администрации президента работаю с
1994 года. Побиск Георгиевич всегда для меня был примером, он показывал,
как надо принимать решения. Он всегда опережал время. То есть так, как
он рекомендовал принимать решения, в нашей стране никто до этого уровня
пока что не дорос.

Мне кажется, если использовать идеи Побиска Георгиевича, наша страна
вырвется вперед, обогнав и Соединенные Штаты Америки, и другие страны.

Для того, чтобы наш управленческий состав до этого уровня довести,
руководители должны знать идеи Побиска Георгиевича, а у нас очень узок
круг тех людей, которые их понимают и знают. И одна из задач как раз
заключается в том, что надо действительно продумать народный проект
издания его трудов и ознакомления с его идеями в широкой
интеллектуальной среде.

Нужен лидер

Г.М.ГЛЕБОВ: Один очень умный человек, который знает о Побиске, наверное,
больше, чем мы все вместе взятые, высказал мне такую мысль. Продвижение
его идей будет, собственно говоря, иметь результат для России, для
человечества только в одном случае - если возникнет субъект, лично
заинтересованный в реализации конструктивной методологии,
конструктивного мировоззрения Кузнецова. И при этом - если он будет
обладать необходимыми возможностями для реализации. Если этого не
будет - ничего не будет. До сих пор вся концептуальная власть над
Россией находится за рубежом.
Воспитывать детей

М.Б.ВЕТЦО: Побиск много внимания уделял проблеме свободного времени.
Свободному времени, которое нужно для творчества людей. Люди должны
трудиться так производительно, чтобы они могли в свое свободное время
заниматься теми вещами, о которых мы сейчас говорим. Потому что в
основном двигают науку те, кто занимается ей "на энтузиазме". Мы
разговаривали с ним о том, что делать сейчас в этом изменяющемся мире, в
мире, в котором потеряна идеология, нет картины мира. Он мне сказал:
"Самое главное, надо начинать с детьми заниматься". Я говорю: "С какого
возраста? " Он говорит: "Еще до зачатия". Сначала я посмеялась, а потом
действительно начала заниматься с родителями, которые только собираются
завести детей.

Возникнет новая популяция детей. Я возлагаю на нее большие надежды. Они
уже совсем другие. Это то, что потом спасет мир.

Мы занимались с Побиском теорией личности. Цели человечества
определялись сначала с уровня целей личности, целей организаций, партии,
страны, человечества. В любой организации можно изучать, как возникают
конфликты между людьми. Самое главное, надо заниматься обучением и
воспитанием детей.

Кузнецов был против режима

Л.И.ШЕРШНЕВ: Из первого закона об образовании был убран вопрос о
воспитании молодежи. И фактически Учитель, который учил разумному,
вечному, доброму. в том числе конструктивному мировоззрению, он, как
партизан, действовал против режима, работая на Отечество в этих
условиях. Сегодня, рассматривая вопросы и конструктивного мировоззрения,
и национальной, и международной безопасности, следует исходить именно из
того, что надо работать прежде всего с молодежью. А молодежь - это 14-19
лет, где это сознание еще формируется.

Плодить учеников

В.И.БЕЛЯКОВ-БОДИН: Находясь рядом с Побиском Георгиевичем с 1963 года, я
всегда выполнял ту функцию, о которой сказал Борис Георгиевич Режабек -
возделывать "сад сей". Я просматривал, как же мы можем в "сад сей",
окружающий нас, внедрить то, что слышим от Побиска Георгиевича. Это
делать совершенно необходимо. Это направление развития наследия
Кузнецова я за собой продолжаю числить. Оно необходимо по следующим
причинам:

Во-первых, не внедряя, мы никогда уровень отработки, уровень готовности
тех идей, которые мы обсуждаем, никогда не поймем.

Во-вторых, мы никогда не подготовим "сад сей" к восприятию более сложных
идей и следующих наших проработок.

И третий момент. Мы никогда не получим средств на эту деятельность.
Зарабатывать на продолжение принципиально новых исследований мы можем и
должны сами.

Эти три момента я для себя считаю совершенно очевидными.

В заповедях Божьих сказано, что необходимо размножаться. И вот это есть
задача для нас всех, если мы хотим, чтобы жизнь в том смысле, как мы ее
видим и как мы хотим, чтобы она нами олицетворялась, нами
овеществлялась, чтобы эта жизнь продолжалась. Мы должны плодить
учеников. Таким творческим и плодотворным началом. каким был Побиск
Георгиевич, мы вместе взятые обязаны быть.

В свете закона сохранения мощности

А.Е.ПЕТРОВ: Я познакомился с Кузнецовым в марте 68-го года. когда я
учился на первом курсе МИФИ, а Побиск выступал на семинаре кафедры
"Кибернетика" Кузина Льва Тимофеевича. Мы собирались у Кузнецова по
субботам к 11 утра в течение нескольких лет и переводили книги
"Тензорный анализ сетей" и "Диакоптику" Габриэля Крона. Тогда и возникла
идея инвариантности мощности. Без этого не получались формулы расчетов
сетей...

Математическое направление мне представляется в трудах Побиска
Георгиевича одним из важнейших, помимо всего того, что он сделал в
методологии, философии, политологии и многое другое.

В жизнь!

А.А.ТОЛСТОПЯТОВ: Несмотря на мое сопротивление, мне навязали чтение
курса "Концепции современного естествознания" на четырех гуманитарных
факультетах. Я делать это не хотел, но сейчас не жалею, что за это
взялся. Почему? Да потому, что этот курс я от первой до последней лекции
выстроил на идеях Побиска Георгиевича. Я начинаю именно вот с основного
закона истории. Дальше опираюсь на этот основной закон, потому что из
него сразу же следует, что такое труд и почему труд делится на
конкретный и всеобщий, и почему сейчас, об этом Побиск Георгиевич
говорил на протяжении десятилетий, нормальный цивилизованный мир живет
за счет эксплуатации идей. Понимаете? Не за счет эксплуатации
человеческих мускулов. То есть наука действительно становится основной
производительной силой.

...Я полагаю, чтобы увековечить память Побиска Георгиевича, надо, чтобы
то, чему он научил каждого из нас, действительно шло в жизнь.

Я рассказал примерно тысяче студентов о том, кто такой Побиск Георгиевич
Кузнецов, что такое таблица физических законов Кузнецова-Бартини и как,
используя эту таблицу, протянуть, так сказать, цепочку от ранней
Вселенной до того, что называется конституционным строем.



небольшой репортаж с "Деловой встречи"

КОНСТРУКТИВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ. // Экономическая газета (Москва).-
01.03.2002.- 009.- C.5