|
От
|
WLD
|
|
К
|
М.Згурски
|
|
Дата
|
15.05.2003 18:56:29
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Re: Предмет социологии...
Добрый вечер!
<Все это подтверждает, что идет процесс перманентного, общего концептуального слияния {[социальных, поведенческих и гуманитарных наук] + [физикалистких, математических, культурологических и проч. методологических подходов + привлечение конструктов, почерпнутых из квазинаучного знания, паранауки, идеологии]}*{помноженного на информационные технологии} при изучении объектов, которые некогда являлись прерогативой наук философских, социологических, психологических. Мы присутствуем при том, что варится некий "бульон", только не знаем что из этого получится, но выскажу свое предположение, что классического разделения не будет, т.е. того, что мы вкушали в «сыром виде».>
Мною часто овладевает некое смятение и сомнение. Действительно, варится какой-то бульон, этакое зелье, которое человеки вкушают и хвалят, полагают, что так и должно быть, нужно «питаться» этим зельем. Существует убеждение, что это ход истории и не следует «дуть против ветра», но это убеждение я ставлю под сомнение. Просто глобализация во всех ее многосторонних проявлениях инициирует изготовление этого бульона. Суть же в том, что ясные разграничения и определения предмета исследования замещаются эффективными методиками, эффективной рецептурой. Суть объекта понимают немногие, хотя не знаю, есть ли таковые. Удовлетвориться методиками готовы многие. Кстати, может я и не прав, но западное образование предстает часто как натаскивание на методику. Российская традиция ориентировала на понимание объекта, на целостный охват предмета, на постижение сути.
Как долго может продолжаться этот отказ от традиции? Один мой знакомый физик еще 15 лет тому назад убеждал меня, что фундаментальных знаний накоплено уже впрок на десятилетия и столетия. Прогресс в фундаментальной области не является необходимым, можно еще долго «варить» разную рецептуру и технологии на добытом знании, будь-то естественные науки, будь-то науки о человеке. Может он и прав, но мне не хотелось соглашаться. Остановка в деле познания всегда есть регресс, за который придется расчитываться позже. Сегодня в этом помрачении умов, которое пришло и на нашу территорию, утеряны генеральные принципы жизни. У человеков нет сил нести бремя свободы, они хотят работать и развлекаться, совсем как у Достоевского в «Великом инквизиторе». У довольствию «Великого инквизитора» такое положение исторически возможно, но оно не может быть устойчивым без постоянного потока крови, да и в этих условиях грозит быстрой деградацией человека и катастрофой глобального характера. Возможно, что остановить этот процесс нельзя, но можно в нем не участвовать, единственная роскошь, которую может себе позволить мудрец (еcли верить Конфуцию).
>Увы, истинность как самоценность в науке вытесняется или понимается иначе, по-постмодернистки.
Это началось не сегодня. Становление релятивистики (я имею ввиду специальную и общую теорию относительности) было важным шагом в этом направлении. Научное сообщество было сломлено, классическое понимание истины рухнуло. Мировоззрение физиков было одни из начальных пунктов отказа от Истины. Практическая польза и эффективность (простота, которая достигается преобразование Лоренца) оказались важнее идеала истины. В общем, процесс идет.
WLD