От М.Згурски Ответить на сообщение
К WLD
Дата 14.05.2003 14:22:25 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Re: Предмет социологии...

День добрый!

Есть также сомнения в том,
><Философская конвенция объемлет подоснову наук о человеке и может создать
>общую методологию. Спиноза.>

Что несомненно, так это
>Человеку нужен идеал (он не может жить без смысла). Если философия и психология, как помощница философии, отказываются от этой своей роли, то на кого уповать? На веру? Кажется, религиозное сознание нашего времени утратило свою возвышающую способность. Протестантизм ее вообще не имел, католицизм ушел в политику, туда же стремится не только ислам, но и православный клир. Вопрос прекраснодушный, должны ли гуманитарные науки «возвысить человека»?

Но последнее представляется несколько иначе.
Разделение отраслей, предметных сфер для уравновешивания тенденций - равно "пределельных рядоположнности мысленных неизбежностей, индуцируемых интеллектуальным потоком" - сомнительно. Уравновешивающие целое предельные представления, например, "универсальный индивид" в классической, модернисткой традиции, отчасти неминуемо разлаживаются всей человеческой деятельностью. Сохранение мыслимости разворачиваемого внутри рачлененного целого в условиях неизбежной реструктуризации и опрокидывание этого целого на любую часть, частную область или сферу – это, на мой взгяд, не более чем иллюзия. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что происходит в прикладной сфере, т.е. идет непростой синтез различных знаний с "растворением предмета" и слиянием научных дисциплин воедино при изучении общего для них объекта, как, например, в рекламе, в электоральном консалтинге, менеджменте и др. - подготовка информационных, технических и технологических разработок на основе построения математических, структурно-функциональных и проч. моделей с использованием НЛП, PR и прочих изысканий на какой-то достаточно размытой в своих предметных очертаниях и "мозаичной” по своей структуре матрице. Все это подтверждает, что идет процесс перманентного, общего концептуального слияния {[социальных, поведенческих и гуманитарных наук] + [физикалистких, математических, культурологических и проч. методологических подходов + привлечение конструктов, почерпнутых из квазинаучного знания, паранауки, идеологии]}*{помноженного на информационные технологии} при изучении объектов, которые некогда являлись прерогативой наук философских, социологических, психологических. Мы присутствуем при том, что варится некий "бульон", только не знаем что из этого получится, но выскажу свое предположение, что классического разделения не будет, т.е. того, что мы вкушали в «сыром виде».

>Что же касается эффективности тех или иных рецептурных методик, то против их эффективности возражать нет смысла. Другое дело – истинность. Эффективность может иметь место вопреки последней.

Увы, истинность как самоценность в науке вытесняется или понимается иначе, по-постмодернистки. Скорее всего речь идет о процессе слияния трех некогда гипостазированных ипостасей =научной ценности+этического идела+эстетического ориентира. Варится оно будет всё в том же "мясистом" или "пустом" бульоне.

За сим моё почтение, Микола З.