От Pout Ответить на сообщение
К WLD Ответить по почте
Дата 17.04.2003 08:46:33 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Выготский. культурно-историческая психология. Краткий пробег


WLD сообщил в новостях
следующее:91830@kmf...
> Продолжение темы ".

> <Границы по наличию (то есть критерия есть-нет) ни по
одному из
> свойств или психических функций, ни по одному из
ментальных качеств между
> животным (нечеловеком, приматом) и человеком нет. Про
сознание см.ниже, то же самое. Критерием не может служить наличие
такого "незнамо чего".
> Функциональные же определения , по которым можно
определиться, есть. У
> Поршнева. У Кузнецова(совершенствование орудий предметной
деятельности)>
>

> Тезис принципиальный но, на мой взгляд, спорный. В моем
представлении этим тезисом отражена проблема, а не ее решение.

Я повторюсь, что не буду стоять насмерть, как в битве, по
поводу копания в натуре и поведении человека в сравнении с нечеловеком,
мне
достаточно немногих рабочих "разделений". Сколько не
пытались, вроде покуда такого порога не нашли, и каждый
новый заход заканчивается очередным признанием, что "у
обезьян _это_ (подобное) тоже есть". Дошло до того, что у некоторых
продвинутых шимпанидз (бонобо) даже начатки кульутры нашли,
так что и граница"культура" тоже под вопросом. И
пользоваться (знаками) обучили....Осталось "сознание", про
которое обезьяна может поведать только обезьяне в стиле"как
ужасно мое представленье" или"этим квази-обезьянам в белых
халатах нас не понять". Впрочем, какая-то пиндосская бонобо,
из тех которых обучили языку, закормленная доотвала, уже
научилась жаловаться на жизнь . В Форуме про них была статейка в прошлом
году,по свежим работам.
Предлагался же выше в ветке алгоритм не
субстанционального, а функционального определения
"сущности". Практически ориентированного.Не "есть-нет" , когда речь
идет незнамо о чем( что есть сознание, что есть
культура,определения-постулаты). А через
"производящую причину". В данном случае causa efficiens
homini- орудия предметной деятельности (знаки -тоже орудийные
образования, см. Выготского. Тем самым он объединяет орудийное
определение с поршневским, у того речь отличает гоминида от человека).
Альтернатива- что-нибудь такое же "производящее".

> Действительно, по
весьма характерным проявлениям психические свойства животных
(высших) и человека параллельны или совпадают. Известно, что К.Лоренц
полагал, что эмоциональная сфера у животных не отличается от человека,
они (животные, например, гусь, потерявший супругу) переживают также как
и
человек, к тому же за переживания отвечают глубинные структуры мозга,
которые, как полагал К.Лоренц, не претерпели существенного эволюционного
преобразования. Итак, здесь можно фиксировать по меньшей
мере параллель, по большей . совпадение. Но здесь же обнаруживается и
отличие


все-таки в основе построений Лоренца никакие не
переживания и не ментальные функции, а поведенческие схемы.
"Ритуалы". У гусыни он внимательно диагностировал ритуальные
действия, и по существенным признкакам таковых это и вправду настоящие
ритуалы. Переживания гуся - такого у этологов нет. и
правильно. Мотивы гуся -такого тоже нет.

Теперь скажу страшную вещь - для массовидной социологии
тоже можно обойтись без вылизанных психологических моделей ,основанных
на
интроспекциях, моделях мотивов и целеполаганий.
Это как в алгоритме статфизики по сравнению с алгоритмом физики
отдельных
структур, молекул, атомов. Бурдье -это статфизика.

Но раньше пробегом по выготскиане, те. психологии

>фиксированное в цитатах ниже. Именно, животное переживает
непосредственно данную ему реальность: предметный мир,
ситуацию и пр., в

Не пройдет. "запрещено по правилам Павлова"(великого
рефлексолога) говорить"собака подумала","собака захотела"

>которых он находится. Человек же переживает
действительность символическую, смысловую, которую он сам конструирует
или
ему конструируют <коллеги>, точнее, она навязана культурой.
Можно ли утверждать, что наличие мира смыслов не изменяют по существу
механизмов поведения, сохраняя их таковыми, как они были у
человеческого предка? Хочется сказать, не изменяет, что механизмы
психического
переживания и выстраивания поведения как реакции на <мир символический>
и
на <мир предметный> в принципе одинаковы. Тогда поведение в мире
культуры и в мире природном принципиально одинаковы, и отличаются
характером <раздражителей>, факторов, <предметным> материалом того
контура, по которому осуществляется действие.


Поведение как система это не только "ре-акция", но и "акция". И не
просто "акт", но и ритуал (поведенческая схема). До схем и ритуалов мы
еще не дошли. С этим к структуралистам, лучше сразу к
пост-струкутралистам(Бурдье),
ну этологию можно привлечь как вспомогательную подложку.
Затем,верно, у человека там возникают "орудийная" и"знаковая"
компонента, и наконец,правильно, вокруг"умные вещи". Но
только их "распредмечивание" не есть воздействие их как
раздражителей. Действие все более становится
активным,.инициированным "самой психологической системой",
то есть человеком. (На цеховом жаргоне -"произвольным",
впрочем это один инвариантов).
Ну в общем как-то так., если пытаться пересказать без
этапов и деталей тремя фразами выготскиану. Могу и приврать,
когда-то помнил, но многое забыл.
В конце краткий конспект из ПСС Выготского

>Возражение, тем не менее, возникает.
Оно начинается с мотивации. Характер мотивации у человека
уже несколько иной: духовная сфера, переживание высших смыслов, другая
иерархия доминант, которая встроена в него культурой. Можно ли на
этом основании говорить о различии психических функций в животного и
человека?

Допустим, мы решаем социологическую
,социально-психологическую задачу (не
индивидуально-психологическую , а массовидную, и не этологическую, т.е.
слишком широкую).Во-первых, имея возможность обойтись более
практико-эмпирическим "статистическим" инструментарием, "лезть в душу"
абстрактному "человеку" и
пытаться ухватить до дна мотивную сферу человека -
необязательно, потому что "все это" как-то упорядочивать,
сложные иерархии наводить - это такая "модельная" морока с вырожденной
постановкой...Насколько я помню, "мотивация" - одна из самых мутных и
"вольных" отраслей психологии. Там множество разных направлений,
основанных на
апиорных вводных. Обзор в конце

Еще один отрывок позволю откомментировать, насчет

> выбора оптимальной
схемы поведения, поскольку оно (рассудочное мышление) может
избегать оценок и, тем самым, не достаточно для выстраивания иерархии
доминант,что является важнейшей процедурой конституирования
социального поведения, выбор смысла жизни, решения экзистенциального
порядка. А без решения этих <высших> вопросов человеческого поведения в
строгом смысле нет. Оно тогда редуцируется к поведению животных. Эту
редукцию можно теоретически закрепить. Психология, как мне кажется, не
хочет заниматься проблемами такого рода. Тогда она невольно
(подсознательно)
редуцирует человека к животному. Извините, как говорится, о
присутствующих не
говорят. Если это и упрек, то не к Вам персонально. Это
предположительное рассуждение. Кстати, указанное
обстоятельство порождает отчуждение философии и психология, хотя объект
у
них один . человек. Но здесь <вина> обоюдная.

психологи с вашей инвективой вряд ли согласятся, Вы хотите
сказать что они не занимаются обоснованием особенностей
человеческой психики,поведения, это не так. Даже у
совр.психоаналитческих и бихевиористских направлений
вроде"проективного метода" в мотивациях или Бандуры. Те (из
наших особенно) кто громогласно в качестве заклинаний от
редукционизма повторяют"дух","высшие потребности",
"культура", порой всуе воздух сотрясают, по моему скромному.
Просто постулирует некие связки и иерахии ,вообще порой
работают на уровне идеологий 19 века вроде тогдашнего
позитивизма, хотя бы и"неосознанно".
"По делам узнаете их". Срубать самопалом такую "иерархию" и приложить к
реальному дышащему социуму - неверный путь.

Ниже кратчайший конспектик по кульурно-исторической психологии
(в основном ради введения понятий знак,жест,орудие, как они
употребляются в этой школе)

>
>
> <"Психика построена по типу инструмента, который выбирает,
> изолирует отдельные черты явления... наши чувства дают мир
и
> извлечениях, важных для нас....Психика выбирает устойчивые
точки
> действительности среди всеобщего движения. Она есть
островки
> безопасности в гераклитовом потоке. Она есть орган отбора,
решето,
> процеживающее мир и изменяющее его так, чтобы можно было
действовать.
В
> этом ее положительная роль - не в отражении (отражает и
непсихическое;
> термометр точнее, чем ощущение), а в том, чтобы не всегда
верно
> отражать, т.е. субъективно искажать действительность в
пользу
организма">
>
-------
из цитированной ранее работы Зинченко,критикующей концепции
леонтьевской школы("деятельности")
Л.С. Выготский: "Но мы знаем также, что оба вида
деятельности - мышление и реальное действие - не
представляют отдаленных друг от друга непроходимой пропастью
областей; на деле в живой действительности мы на каждом шагу
наблюдаем переход мысли в действие и действия в мысль.
Следовательно, и обе динамические системы - более подвижная,
связанная с мышлением, и менее подвижная, связанная с
действием, - также не изолированы друг от друга. На деле
должен наблюдаться и на каждом шагу фактически наблюдается
переход текучей динамики мысли в твердую и застывшую
динамику действия и обратно - переход косной и скованной
динамики действия в текучую динамику мышления" [ т. 5;
249]. И далее Л.С. Выготский конкретизирует это положение:
"Как говорит Ф. Шиллер, мысли легко уживаются друг с другом,
но жестоко сталкиваются в пространстве. Поэтому, когда
ребенок начинает в какой-либо актуальной ситуации мыслить,
это означает не только изменение ситуации в его восприятии и
в его смысловом поле, но это означает, в первую очередь,
изменение в его динамике. Динамика реальной ситуации,
превратившись в текучую динамику мысли, стала обнаруживать
новые свойства, новые возможности движения, объединения и
коммуникации отдельных систем. Однако это прямое движение
динамики от актуальной ситуации к мысли было бы совершенно
бесполезно и не нужно, если бы не существовало и обратное
движение, обратное превращение текучей динамики мысли в
жесткую и прочную динамическую систему реального действия.
Трудность выполнения ряда намерений как раз и связана с тем,
что динамику мысли с ее текучестью и свободой надо
превратить в динамику реального действия" (там же; 250).
Н.А.Бернштейну понравилось бы выражение Л.С.
Выготского: "жесткая и прочная динамическая система
реального действия".

Выготский различал разумное действие, свойственное и
животным, и разумное и свободное действие, свойственное лишь
человеку. Эта линия исследований Л.С. Выготского ) не получила должного
развития в психологической теории деятельности


----------

Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. - М.:
Педагогика, 1982. - 504 с.
Мышление и речь (1934)

[132] Процесс образования понятий не сводим к ассоциациям, вниманию,
представлению, суждению, детерминирующим тенденциям, хотя все эти
функции - непременные участники того сложного синтеза, каким на деле
является процесс образования понятий.
Центральным для этого процесса, как показывает исследование, является
функциональное употребление знака или слова в качестве средства, с
помощью которого подросток подчиняет своей власти собственные
психические операции, с помощью которого он овладевает течением
собственных психических процессов и направляет их деятельность на
решение стоящей перед ним задачи.
Все указываемые обычно элементарные психические функции участвуют в
процессе образования понятий, но в совершенно ином виде: в качестве
процессов, не самостоятельно развивающихся сообразно логике собственных
закономерностей, а процессов, опосредованных с помощью знака или слова,
процессов, направленных на решение известной задачи и приведенных в
новое сочетание, новый синтез, внутри которого каждый из частичных
процессов только и приобретает свое истинное функциональное значение.
[135] Сигнификативная структура (связанная с активным употреблением
знаков), являющаяся общим законом построения высших форм поведения, не
идентична ассоциативной структуре элементарных процессов.
[161] Ключ к пониманию партиципации и мышления примитивных народов
надо видеть в том, что это примитивное мышление не совершается в
понятиях, что оно носит комплексный характер, что, следовательно, слово
получает в этих языках совершенно другое функциональное применение,
употребляется иным способом, является не средством образования и
носителем понятия, а выступает в качестве фамильного имени для называния
объединенных по известному фактическому родству групп конкретных
предметов.
[284] Мы можем сформулировать тот центральный пункт, который определяет
целиком и полностью различие в психической природе тех и других понятий
{житейских и научных понятий}. Этот центральный пункт есть отсутствие
или наличие системы. Вне системы понятия стоят в ином отношении к
объекту, чем когда они входят в определенную систему. ...Вне системы в
понятиях возможны только связи, устанавливаемые между самими предметами,
т.е. эмпирические связи. ...Вместе с системой возникают отношения
понятий к понятиям, опосредованное отношение понятий к объектам через их
отношение к другим понятиям, возникает вообще иное отношение понятий к
объекту; в понятиях становится возможными надэмпирические связи.

Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.:
Педагогика, 1983. - 368 с.
История развития высших психических функций (1931)
[29] Культура создает особые формы поведения, она видоизменяет
деятельность психических функций, она надстраивает новые этажи в
развивающейся системе поведения человека.

[77-78] Если бы мы хотели представить интересующий нас процесс в чистом,
независимом, неприкрытом виде и тем самым обобщить результаты нашего
анализа рудиментарных функций, мы могли бы сказать, что процесс этот
заключается в переходе от одной формы поведения - низшей - к другой,
которую мы условно называем высшей, как более сложную в генетическом и
функциональном отношении. Линией, разделяющей обе формы, является
отношение стимула - реакции. Для одной формы существенным признаком
будет полная - в принципе - определяемость поведения стимуляцией. Для
другой столь же существенная черта автостимуляция, создание и
употребление искусственных стимулов-средств и определение с их помощью
собственного поведения.
Искусственные стимулы-средства, вводимые человеком в психологическую
ситуацию и выполняющие функцию автостимуляции, мы называем знаками,
придавая этому термину более широкий и вместе с тем более точный смысл,
чем в обычном словоупотреблении. Согласно нашему определению, всякий
искусственно созданный человеком условный стимул, являющийся средством
овладения поведением - чужим или собственным, - есть знак.
[79] Поведение человека отличает как раз то, что он создает
искусственные сигнальные раздражители, прежде всего грандиозную
сигналистику речи, и тем самым овладевает сигнальной деятельностью
больших полушарий. Если основная и самая общая деятельность больших
полушарий у животных и человека есть сигнализация, то основной и самой
общей деятельностью человека, отличающей в первую очередь человека от
животного с психологической стороны, является сигнификация, т.е.
создание и употребление знаков.
[82] Новому типу поведения с необходимостью должен соответствовать
новый регулятивный принцип поведения. Мы находим его в социальной
детерминации поведения, осуществляющейся с помощью знаков. Центральной
по значению среди всех систем социальной связи является речь.

[79] Поведение человека отличает как раз то, что он создает
искусственные сигнальные раздражители, прежде всего грандиозную
сигналистику речи, и тем самым овладевает сигнальной деятельностью
больших полушарий. Если основная и самая общая деятельность больших
полушарий у животных и человека есть сигнализация, то основной и самой
общей деятельностью человека, отличающей в первую очередь человека от
животного с психологической стороны, является сигнификация, т.е.
создание и употребление знаков.
[82] Новому типу поведения с необходимостью должен соответствовать
новый регулятивный принцип поведения. Мы находим его в социальной
детерминации поведения, осуществляющейся с помощью знаков. Центральной
по значению среди всех систем социальной связи является речь.
Человек создал, таким образом, сигнализационный аппарат, систему
искусственных условных стимулов, с помощью которых он создает любые
искусственные связи ми вызывает нужные реакции организма.
[86] Возьмем случай с завязыванием узелка на память или бросание
жребия. Несомненно, что здесь - в обоих случаях - устанавливается
временная условная связь, соединение второго типа, типичный условный
рефлекс. Но если охватить полностью то, что здесь реально происходит,
...мы будет принуждены при объяснении возникшей связи учесть не только
деятельность телефонного аппарата, но и работу телефониста, который
произвел нужное замыкание. Человек в нашем примере произвел нужное
замыкание, завязав узелок. В этом заключено главное своеобразие высшей
формы по сравнению с низшей. В этом - основа той специфической
деятельности, которая названа нами сигнификация в отличие и в
соответствии с сигнализацией.

[122-123] В то время как орудие или реальный обходной путь направлены
на изменение чего-либо во внешней ситуации, функция знака заключается
раньше всего в том, чтобы изменить нечто в реакции или в поведении
самого человека. Знак ничего не изменяет в самом объекте, он только дает
иное направление или перестраивает психическую операцию

[131] Круг доступного подражания совпадает с кругом собственных
возможностей развития животного.
Подражание есть один из основных путей в культурном развитии ребенка
вообще.
[132] Сам процесс подражания предполагает известное понимание
значения действия другого.
[133] Подражание возможно только в той мере и тех формах, в которых
оно сопровождается пониманием.
[143-144] Подражание и разделение функций между людьми - основной
механизм модификации и трансформации функций сомой личности.
Рассмотрим для примера историю развития указательного жеста, который,
как мы увидим, играет чрезвычайно важную роль в развитии речи ребенка и
является вообще в значительной степени древней основой всех высших форм
поведения. Вначале указательный жест представляет собой просто
неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и
обозначающее предстоящее действие... Эта ситуация исходная для
дальнейшего развития. Здесь впервые возникает указательное движение,
которое мы вправе условно назвать указательным жестом для себя.
Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как
указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится
жестом для других. В ответ на неудавшееся хватательное движение ребенка
возникает реакция не со стороны предмета, а со стороны другого человека.
Первоначальный смысл в неудавшееся хватательное движение вносят, таким
образом, другие. И только впоследствии, на основе того, что неудавшееся
хватательное движение уже связывается ребенком со всей объективной
ситуацией, он сам начинает относится к этому движению как к указанию.
Здесь изменяется функция самого движения: из движения, направленного
на предмет, оно становится движением, направленным на другого человека,
средством связи; хватание превращается в указание. Благодаря этому само
движение редуцируется, сокращается и вырабатывается та форма
указательного жеста, про которую мы вправе сказать, что это уже жест для
себя. Однако жестом для себя движение становится не иначе, как будучи
сначала указанием в себе, т.е. обладая объективно всеми необходимыми
функциями для указания и жеста для других, т.е. будучи осмыслено и
понято окружающими людьми как указание.
Ребенок приходит, таким образом к осознанию своего жеста последним.
[145] Мы можем сформулировать общий генетический закон культурного
развития в следующем виде: всякая функция в культурном развитии ребенка
появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом -
психологическом, сперва - между людьми, как категория интерпсихическая,
затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится
одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию
понятий, к развитию воли.

Раньше предполагали, что функция есть у индивида в готовом, полуготовом
или зачаточном виде, в коллективе она развертывается, усложняется,
повышается, обогащается или, наоборот, тормозится, подавляется и т.д.
...В отношении высших психических функций дело должно быть представлено
диаметрально противоположно. Функции сперва складываются в коллективе в
виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности.

Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика,
1984. - 432 с.
Педология подростка (1930-1931)
[221-222] Отношение между высшими психическими функциями было некогда
реальным отношением между людьми; коллективные, социальные формы
поведения в процессе развития становятся способом индивидуального
приспособления, формами поведения и мышления личности. ...То, что сейчас
соединено в одном человеке и представляется единой целостной структурой
сложных высших внутренних психических функций, некогда в истории
развития слагалось из отдельных процессов, разделенных между отдельными
людьми.
200] Ребенок реагирует эгоцентрической речью преимущественно тогда,
когда его основная деятельность натыкается на препятствие, затруднение,
прерывается в естественном течении. Но мы знаем из психологии мышления,
что именно в ситуациях, связанных с затруднением, возникает
интеллектуальная реакция...
Таким образом связь эгоцентрической речи с затруднением уже сама по
себе наводит на мысль, что эгоцентрическая речь в поведении ребенка
очень рано начинает выполнять интеллектуальные функции, т.е. начинает
служить средством мышления. ...В речи не просто отражается
замешательство, наступившее в деятельности, - ребенок как бы спрашивает
сам себя, формулирует в словах затруднение, нащупывает выходы.
[204] Умение управлять своим поведением, сдерживать непосредственные
импульсивные действия, заменять их другими, вытекающими не из
непосредственно воздействующей внешней ситуации, а из стремления
подчинить свое поведение известному игровому правилу, направить
поведение сообразно с задачами игры; умение координировать свои действия
с деятельностью товарищей - одним словом, все элементы первичного
управления собой, которые заслуживают названия волевых процессов,
первоначально возникают и проявляются в какой-либо коллективной форме
деятельности. Ее примером может служить игра с правилами. Потом эти
формы сотрудничества, приводящие к подчинению поведения известному
игровому правилу, становятся внутренними формами деятельности ребенка,
его волевыми процессами.
Игра с правилами, следовательно, занимает такое же место в истории
развития детской воли, как спор или дискуссия в истории развития
размышления.

Т. 6. Научное наследство / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.:
Педагогика, 1984. - 400 с. Орудие и знак в развитии ребенка (1930)

Орудие и знак в развитии ребенка (1930)
[15] При вращивании, т.е. переходе функции внутрь, происходит
сложнейшая трансформация всей ее структуры. Существенными моментами,
характеризующими трансформацию, следует считать, как показывает
экспериментальный анализ, 1) замещение функций, 2) изменение натуральных
функций (элементарных процессов, лежащих в основе высшей функции и
входящих в ее состав) и 3) возникновение новых психологических
функциональных систем (или системных функций), принимающих на себя то
назначение в общей структуре поведения, которое ранее выполнялось
частными функциями.
[26] Как в поведении ребенка, так и в поведении культурного взрослого
человека практическое использование орудий и символические формы
деятельности, связанные с речью, не являются двумя параллельными цепями
реакций. Они образуют сложное психологическое единство, в котором
символическая деятельность направлена на организацию практических
операций путем создания стимулов второго порядка и путем планирования
собственного поведения субъекта. В противовес высшим животным у человека
возникает сложная функциональная связь между речью, употребление орудий
и натуральным зрительным полем.
...Формирование сложного единства речи и практических операций есть
продукт уходящего далеко вглубь процесса развития, в котором
индивидуальная история индивида тесно связана с его общественной
историей.

К вопросу о психологии творчества актера (1932)
[328] Эмоции не представляют собой исключения из остальных проявлений
нашей душевной жизни. Как и все другие психические функции, эмоции не
остаются в той связи, в которой они даны первоначально в силу
биологической организации психики. В процессе общественной жизни чувства
развиваются, и распадаются эти прежние связи; эмоции вступают в новые
отношения с другими элементами душевной жизни, возникают новые системы,
новые сплавы психических функций, возникают единства высшего порядка,
внутри которых господствуют особые закономерности, взаимозависимости,
особые формы связи и движения.


========
по совр.концепциям мотивации обзорчик
http://www.smysl.ru/book/motiv/leon2.rtf

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ Под ред. Д.А. Леонтьева. -
Первое издание, 2002 - 343 с. (RTF-75Kb) Леонтьев Д.А. От
инстинктов - к выбору, смыслу и саморегуляции: психология
мотивации вчера, сегодня и завтра