|
От
|
Руслан
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
14.05.2015 13:56:09
|
|
Рубрики
|
Прочее; Ссылки; Тексты;
|
|
почему губернаторский корпус не спешит выполнять поручения главы государства
«Майские указы» - реальность для новой политики
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов объяснил, почему губернаторский корпус не спешит выполнять поручения главы государства.
Дмитрий Абзалов
http://lifenews.ru/news/153917
«Майские указы» традиционно являются важнейшими социально-экономическими магистралями последних лет. В рамках серии поручений были сформулированы новые программные решения, новые требования к системе государственного управления. Именно с ними Владимир Путин вернулся на пост президента и именно их поддержали избиратели в 2012 году.
Однако новый курс оценили не все. Некоторые представители Кабмина и регионов восприняли «Майские указы» как очередную серию необязательных требований, которые можно произвольно переносить, систематически избегать или вообще игнорировать. Причем, ожесточенная аппаратная борьба в федеральных ведомствах и субъектах РФ периодически прорывалась в информационно поле. Где-то перекинули финансирование с конца года на второй квартал, чтобы выполнить требования по индексации; где-то нарисовали показатели, снимая поручения; где-то запустили маховик массовых увольнений. Творческий подход в вопросах уклонения от непосредственных обязанностей поражал.
Пикетирование прервал кризис, который должен был списать все. Действительно, сокращение бюджетов субъектов РФ стартовавшее в прошлом году и достигшее пиков в первые два месяца этого года спровоцировало дискуссию о необходимости исполнения «Майских указов». Внешнее давление и падение цен на нефть обеспечило рост дефицита консолидированного бюджета до 834,142 млрд рублей. Все это происходило на фоне инфляции более, чем на 16% и падение рубля на 40%. В марте-апреле ситуация стабилизировалась, но требования демонтировать поручения президента остались. Наиболее активно критики атакуют самые дорогостоящие пункты, связанные со строительством объектов социальной инфраструктуры и индексацией заработных плат.
Логику отдельных чиновников понять можно. В их понимании «Майские указы» дополнительная фискальная нагрузка в социальной сфере, которая в массе своей находится на плечах регионов. Зачем увеличивать расходы в сложный период? Не проще задвинуть решения за горизонт планирования, к 2020 году?
«Майские указы» это нечто большее, чем попытка накачать деньгами страну. Речь идет о необходимости сформулировать новые целевые показатели, для которых чиновникам придется меняться, что они упорно не хотят делать. Мало кто обращает внимание, но наиболее оперативно принятая часть президентских поручений от 7 мая касалась новой системы стратегического планирования. Именно указ №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» сформировал в РФ систему планирования более чем на три года. Соответствующие долгосрочные документы в обязательном порядке готовятся во всех современных экономиках (Япония, США, Китая и др.). И без этих решений отвязаться от сырьевой зависимости в принципе невозможно. В этом же указе прописаны требования к смягчению административных барьеров для малого и среднего бизнеса, включая упрощение подключения к электросетям, получение разрешения на строительство, снижение избыточного налогового регулирования. Без развития бизнеса в регионах можно будет поставить крест на формировании рабочих мест, росте качества услуг. Но даже эти позиции встречают заслоны в регионах. Почему?
«Майские указы» формируют новую региональную политику. Это уже не назначенные (а точнее выбранные по представлению), а избранные главы субъектов РФ. Не просто места, прокачивающие федеральные субсидии через региональные бюджеты, а ответственные политики на прямой связи с избирателями. Они не баррикадируются от сограждан приемными, а ищут инвесторов защищают интересы регионов, работают с общественными организациями. Именно под таких губернаторов писались «Майские указы», но не все готовы брать на себя эту ношу.
Вообще складывается парадоксальная ситуация. Практически единственным человеком, готовым тащить на себе политическую ответственность остается президент и кризис это отлично продемонстрировал. Когда приходит федеральная поддержка, крупный национальный проект (будь инфраструктурное строительство, или медицинский центр) им отчитываются все, от губернаторов до министров. А когда речь идет об исполнении политических и экономических обязательств, взятых на себя, все бодро кивают на Федеральный Центр. Перекладывая ответственность вверх по «вертикали».
«Майские указы» - не просто федеральная блажь. Это новая реальность для новой политики, частично оцифрованный образ страны, которую мы хотим видеть, в которой хотим жить. И воплощать его должны губернаторы нового типа, которые не просто греют кресла в кабинетах, а пытаются, что-то развивать: формировать новую повестку и брать на себя политическую ответственность. Как показал кризис, без изменений мы крайне уязвимы. Да мы можем полностью отказаться от «Майских указов», но вместе с ними мы похороним наше будущее.
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter