Теперь коротко о самой теме Химеры - вопрос поставленный СГКМ, это историческая проблема Византии+России/СССР, это следствие наличия проблемы развития для православных стран при их конкуренции с Западом, это попытка переноса метода и среды развития Запада в русское общество. Очевидно, что и методы, и среда развития в обществе, коренным образом отличном от Запада, не могли не локализоваться в элите страны.
Химера это попытка уйти от собственной теории власти к родной для Запада, т.е это попытка переопределения собственного естества, продолженной в дальнейшем попытками создания светской/гражданской нации
два тезиса из этих статей:
- в православных странах Византия/Россия существует/существовала собственная/родная/естественная для православия теория власти, делающая невозможным концентрацию в руках властей ресурсов, возникающих от эксплуатации населения, ввиду того, что эта теория делала невозможным существование колоний, которые эксплуатируются.
- при конкуренции с Западом это делает православные государства уязвимыми.
- у православных стран существовала своя теория народа, собираемого средствами и институтами религии, и вся инфраструктура этой сборки была вполне неподконтрольна властям
короткое резюме для данной темы
Невозможно понять историю русской власти и движения русской души, игнорируя опыт однотипного общества Восточной Римской Империи.
А как только учитываешь все необходимые данные, возникает два важнейших вопроса в русском обществе - развитие и взаимоотношения с иными религиями. Насчёт взаимоотношения с другими нациями ещё что то говориться, большей частью различимы такие слова как гражданский национализм, конструктивизм, теория цивилизаций. Но в случае развития игнорируются все теории и все явления - исихазм, пассионарность, теорию Петрова ( одна из них чисто религиозная теория развития личности, другая перевод на научный язык религиозных представлений о развитии, другая чисто светская теория развития)
Умалчивать роль исихазма говоря про антропологию русского общества столь же продуктивно, как и умалчивать роль йоги, говоря о Индии, учитывая, что по словам М.Элиаде, индийская культура просто обёртка к йоге.