|
От
|
И.Т.
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
13.06.2007 00:33:14
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Рецензия на книгу С.Кара-Мурзы "Демонтаж народа"
Издательство "Алгоритм": "Книга уже поступила в продажу в центральные книжные магазины"
http://www.algoritm-kniga.ru/geuifbakiy/index.php?option=com_content&task=view&id=566&Itemid=34
Рецензия на сайте "Столетие.ру":
http://stoletie.ru/retsenzii/070517151046.html
Наш демонтаж
Рецензия на книгу С.Г. Кара-Мурзы «Демонтаж народа»
Борис Рябухин
Специально для Столетия
17 мая 2007 | 15:10
Г
лавная тема книги "Демонтаж народа" (М.: Алгоритм, 2007) – нынешний кризис России, причина которого – проведенный за последние 20 лет в полном смысле слова демонтаж народа как русского ядра, так и системы межнациональных связей. Демонтаж проводился (и продолжает проводиться) с помощью высоких технологий, созданных на базе новейшего научного знания об этносах, народах и нациях.
Кого же мы подразумеваем под термином народ? Из книги, например, явствует, что по понятиям политической философии Запада, оказывается, в нашей стране даже в середине XIX века народа попросту не существовало, так как не было гражданского общества. В дореволюционной России народ уже как бы обозначился, но в него не включали еще ни государственных чиновников, ни интеллигенцию. И только в СССР народом стали считать практически все население.
Кстати, в диссидентских кругах и тогда под народом подразумевали лишь особое меньшинство (его отличительная черта - русофобия), которое и стало в понимании Запада гражданским обществом. Только причастные к этому меньшинству были демосом (то есть народом), а остальные - быдлом, "совками".
Сегодня стали утверждать, что настоящей властью может быть только такая, которая защищает настоящий народ, то есть собственников.
В книге рассматриваются как механизмы собирания людей в народы, скрепляющие их связи, так и технологии их демонтажа.
Большевики, например, как марксистская партия, имели целью демонтаж старой "феодальной нации" путем свержения монархии и воспитания могильщика буржуазии – пролетариата. Особую роль и в выработке советского проекта и в создании структур советской государственности сыграла русская армия. Исторически именно она стала одной из матриц, на которых вырос советский проект, а затем и советы как тип власти. Исключительно важным этапом сборки народа была Гражданская война, потому что она воспринималась большинством как общее дело, которое сплачивает общество. В Гражданской войне сложился и кадровый костяк будущего советского народа, та управленческая элита, которая действовала в период сталинизма.
В СССР сформировалась новая полиэтническая общность со своей четко выраженной социокультурной спецификой, идеологией, ментальностью, стереотипами поведения, ценностями и критериями духовной жизни.
Но, пишет Кара-Мурза: "По мере того, как, начиная с 60-х годов, назревал кризис советской политической системы, этничность национальных элит усиливалась и политизировалась. Этому способствовало огосударствление этничности в СССР, которое по мере нарастания кризиса все меньше и меньше нейтрализовалось скрепляющими Союз механизмами. Это огосударствление дало национальным элитам готовый "шаблон" для мобилизации политизированной этничности, который и был использован во время перестройки".
Перестройка и реформы 90-х годов рассматриваются Кара-Мурзой как программы демонтажа советского народа, а затем народа нынешней России. Главными кампаниями в этой программе стали информационно-психологическая и экономическая войны.
Разрушению подверглось хозяйство страны. В то время, как в нем сочетаются все элементы культуры — представления о природе и человеке в ней, о собственности и богатстве, о справедливости распределения благ, об организации совместной деятельности, технологические знания и умения.
Тяжелая артиллерия демократов – экономическая война, которая разрушила институциональные матрицы народа. Изменилось отношение к труду. Трудовая доблесть в годы перестройки стала объектом особо интенсивной атаки. Труд представили чисто экономическим процессом купли-продажи рабочей силы. Молодежь стала считать - "любой труд в тягость, можно прожить, и не работая". Как социальная хроническая болезнь, множились беспризорные дети, бездомные нищие. Таким образом, стало ясно, что система хозяйства, созданная в ходе реформы, несовместима с жизнью русского народа и страны.
Автор считает, что сегодня для России особенно актуально разобраться в том, как действует на систему ее этнических связей массированное внедрение в наше хозяйство институтов и обычаев западной рыночной экономики.
Ведь возможен вариант, что хозяйство на бывшей нашей территории действительно станет эффективным, но… без русского народа (как это произошло, например, с индейцами США). Поскольку народное хозяйство России реформаторы ломают так, чтобы, прежде всего, уничтожить его специфическую компоненту, которая воспроизводит не только этнические черты советского народа, но и его ядра, русского народа. В перестройке и реформе сознательно ставилась задача демонтажа советского народа как суверена великой державы и хозяина великого богатства. Эта задача неизбежно переросла в программу уничтожения вообще всех этнических и межэтнических связей народов СССР.
Либеральные социологи, философы и поэты убеждали наших людей согласиться с разрушением государства, идеологии, социальной системы. Но народ, в силу своего менталитета, не смог добровольно признать, что купля-продажа земли есть благо. Особое обострение чувства территории и границы вызывает у него и нынешняя волна глобализации. Люди не согласны с идеологами глобализации, которые представляют человечество как конгломерат индивидов, "человеческую пыль".
И все же демократам удалось поменять место России "на карте человечества". Из самосознания методично удалялось стержневое положение о самобытности русской культуры и культуры других народов СССР. Шел подрыв национального самосознания, внедрялся комплекс вины русского народа. Муссировалась тема его "вырождения". Будто в результате революций, войн и репрессий произошло генетическое вырождение большинства населения СССР до уровня "человек биологический". Разжигался миф о русском антисемитизме, якобы присущем русской культуре. Разрушались связующие силы государства. Нападки на армию, дискредитация патриотизма, легитимизирование преступного мира. Разрушение мира символов: десакрализация Красной площади, красных дней календаря, образа Великой Отечественной войны – всего святого для российского человека. Шельмовалась коллективная историческая память – один из ключевых механизмов соединения людей этническими связями.
Наконец, поменялась резко еще одна важная институциональная матрица, которой этнологи придают особое значение в процессе формирования гражданских наций,— общенациональная печать.
В ходе перестройки и реформы система советской печати была ликвидирована – сразу подавлена ее соединяющая функция.
Демонтажу подвергалось все. Автор говорит о важности мировоззрения, религии – разрушение мировоззренческого ядра приводит к ослаблению системы этнических связей и "рассыпанию" народа, вызывает Смуту. Говорит о национальной истории – искажение ее способствует процессу демонтажа народа. Сегодня в политическом использовании истории силен антироссийский мотив. Так, на Северном Кавказе для делегитимизации советской власти и "российского владычества" одни народы делали акцент на депортации, другие обращались к судьбе Шамиля. По убеждению автора, в создании народов и наций история выполняет свою роль рука об руку с географией. Уже с начала ХХ века (с зарождением геополитики) карты стали интенсивно использоваться для манипуляции национальным сознанием, например, в фашистской пропаганде. Большую роль в судьбе русских и России в целом сыграл за последние два века географический образ России-как-Европы, созданный "западниками". Он заключает в себе сильную идеологическую и политическую концепцию, которая не раз была (и сегодня является) предметом острых общественных конфликтов.
Демонтажу подлежали и другие важные аспекты жизни нашей страны. Например, человеческие отношения. Ведь русских сильно связывает друг с другом ощущение родства, за которым стоит идея православного религиозного братства и тысячелетний опыт крестьянской общины. А сильнейшим объединяющим символом для западных народов стала общая верность идее прогресса. Эта идея оправдала и разрыв традиционных общинных отношений, и вытеснила чувство сострадания. Маркс подчеркивал сходство классовой борьбы с борьбой за существование в животном мире. И упорство идеологов нынешних рыночных реформ в России в стремлении внедрить в общественное сознание главные идеи социал-дарвинизма наносит сильный удар по мировоззрению народов России.
Таким образом, в перестройке и реформе сознательно ставилась задача демонтажа советского народа как суверена великой державы и хозяина великого богатства. Эта задача неизбежно переросла в программу уничтожения всех вообще этнических и межэтнических связей народов СССР.
Выход из кризиса невозможен, считает С.Г. Кара-Мурза, пока не будет проведена "пересборка" народа и не восстановлена вся система связей русских с другими народами России.
Для этого надо освоить современные представления об этносах, народах и нациях, о связях этнической и национальной солидарности, о национализме и технологиях его политического применения. Автор рассматривает варианты новой сборки России на платформе или этнического, или гражданского русского национализма, а также необходимые изменения в политической системе страны
И все же за последние смутные двадцать лет не произошло главного - слома устоев русской культуры, для которых пробным камнем был Запад как "этнизирующий иной". Русские не изменили своей совести. На этом направлении ударов психологической войны оборона нашего народа устояла. И смена верховной власти в 2000 году была важным событием в этом "стоянии".
А потому, автор уверен, что наша страна обязательно возродится.