От Temnik-2 Ответить на сообщение
К SITR Ответить по почте
Дата 12.07.2009 15:39:04 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Крах СССР; Модернизация; Версия для печати

Re: по поводу...

>>>А ИМТУ было на уровне MIT?
>>
>
>>А почему нет?
>
>Много Вы знаете нобелевских лауреатов - выпускников ИМТУ?

Вопрос некорректен. ИМТУ прекратило существование в 1917 г. С чем сравниваем?



>>А вот потом разгром, притом двойной.
>
>>"...Отделились аэрогидродинамическая, автомобильная, химико-технологическая лаборатории, которые дали жизнь таким научно-исследовательским институтам, как Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ), Центральный институт авиационных моторов (ЦИАМ), Научный автомоторный институт (НАМИ)..."
>
>И что? Авиация и автомобилестроение - очень динамично развивавшиеся области, и соответствующим институтам вполне естественно было выделиться. Кстати:
>1. ЦАГИ был создан по инициативе Жуковского, годами добивавшегося создания такого института - а он явно не дурак был;
>2. ЦИАМ выделился уже из ЦАГИ;
>3. на сайте ВИАМ не сказано, что он откуда-то выделился.


Чего добивался Жуковский - нам неизвестно. Он умер в 1921 г., когда ЦАГИ только создавался. В каком виде его видел Жуковский, какова была его концепция развития этого заведения?..

Сам Жуковский всю жизнь проработал в ИМТУ, где создал кафедру теоретической механики, аэродинамическую лабораторию и где сделал свои открытия.

Его путь во многом повторил его ученик Янис Аккерман:

"...работал инженером в авиационном отделении компании «Форд»; с 1928 преподаватель, затем профессор (с 1931) университета Миннесота, основатель и глава первой в США кафедры авиационной техники (впоследствии преобразована в авиационный факультет), основатель и глава студенческого авиационного клуба Северо-Запада США; комиссар по аэронавтике штата Миннесота (1934), главный конструктор в авиационной фирме «Mohawk» (с 1934), после войны председатель Национального аэронавтического общества США".


В США новые перспективные направления не "выделялись" из университетов, а развивались в их рамках. Как правило, учёные работали в университетских лабораториях и одновременно сотрудничали в научно-исследовательских лабораториях крупных концернов.

"...В США Ипатьев стал профессором Северо-Западного университета в Чикаго и работал на Universal Oil Products Company. Он и его студенты сделали значительный вклад в органический синтез и перегонку нефти. Он считается одним из основателей нефтехимии в США".


В СССР возобладала тенденция сначала отрыва науки от высшего образования, а потом и от производства в отдельные административно-бюрократические структуры, работающие сами на себя. Преимущественно в системе АН СССР и союзных республик.



>>Т.е., МВТУ лишается своей лабораторной базы и лучших учёных. Учебный процесс отделяется от научно-исследовательской работы.
>
>Руководство докторантами - это "учебный процесс" или "научно-исследовательская работа"?


Ни то ни другое. У нас это самоцель. Вроде конфуцианского экзамена на звание чиновника в средневековом Китае.



>>"...В 1929 году контингент студентов составлял свыше 7 тысяч. Серьёзным трансформациям училище подверглось в 1930 году, когда на базе МВТУ были организованы технические вузы, ставшие в дальнейшем крупнейшими учебными заведениями: Московский авиационный институт (МАИ), Московский энергетический институт (МЭИ), Московский инженерно-строительный институт (МИСИ), Академия противохимической защиты и др. Оставшийся от МВТУ в прежнем здании механический факультет переименовали в Московский механико-машиностроительный институт (МММИ)".
>
>"В 30-е годы XX века в СССР наблюдался интенсивный рост количества учащихся. Такая ситуация, стала реакцией на острый дефицит высококвалифицированых инженеров. Именно в это время создается множество высших учебных заведений по всей стране, а в 1932/33 учебном году количество обучающихся в высших учебных заведениях страны возросло в 3 раза" (из статьи в Википедии про МЭИ).


И что? То о чём я писал: гонка за количеством, упрощение программ, создание множества карликовых отраслевых вузов.


>>Представьте себе эти отраслевые вузы. 7 тыс. было студентов в 1929 г., в 1930-м в среднем в новообразованных вузах было где-то по тысяче студентов, если не меньше.
>
>См. выше.


Их было по тысяче или меньше в 1929 г. Увеличить их контингенты в 3 раза за несколько лет можно повысив количество студентов на преподавателя, увеличив количество аудиторных часов в ущерб исследовательской работе для профессоров и доцентов, снизив количество часов лабораторных работа на одного студента. Так оно и было на практике.

Я знаю вузы, которые десятилетиями не получали новых корпусов, лабораторий и общежитий. Занятия проводились в сараях, подсобных помещениях.

Конечно, лет через 20 материальную сторону и количество преподавателей можно было подтянуть. Но методы работы, традиции, выработанные в 30-х уже оставались без изменения.


>>Так вот про Массачусетский технологический.
>
>>Он в это время делает диаметрально противоположные вещи.
>
>В США вузы организованы несколько по-другому, чем в России. Поэтому не стОит сравнивать.


Если анализируются причины кризиса науки и образования - стОит.


>>
>>Нобелевские лауреаты:
>
>> * Джордж Акерлоф, PhD 1966 — Экономика, 2001
>> * Сидни Альтман (Sidney Altman), S.B. 1960 — Химия 1989
>> * Кофи Аннан, S.M. 1972 — Генеральный секретарь ООН, Мир 2001
>> * Elias James Corey, S.B. 1948, Ph.D. 1951 — Химия 1990
>> * Ричард Фейнман, S.B. 1939 — Физика 1965
>> * Леланд Хартвелл, PhD 1964 — Медицина 2001
>> * Роберт Хорвиц, SB 1968 — Медицина 2002
>> * Генри Кендалл, S.B. 1948, Ph.D. 1951 — Физика 1990
>> * Лоуренс Клейн, PhD 1944 — Экономика 1980
>> * Роберт Лафлин, PhD 1979 — Физика 1998
>> * Мюррей Гелл-Манн, Ph.D. 1951 — Физика 1969
>> * Роберт Мертон, Ph.D. 1970 — Экономика 1997
>> * Роберт Малликен, S.B. 1917 — Химия 1966
>> * Роберт Манделл, Ph.D. 1956 — Экономика 1999
>> * Чарльз Педерсен, S.M. 1927 — Химия 1987
>> * Уильям Филлипс, Ph.D. 1976 — Физика 1997
>> * Бертон Рихтер, S.B. 1952, Ph.D. 1956 — Физика 1976
>> * Пол Самуэльсон — Экономика 1970
>> * Джон Шриффер, S.B. 1953 — Физика 1972
>> * Филлип Шарп — Медицина 1993
>> * Уильям Шокли, Ph.D. 1936 — Физика 1956
>> * Джозеф Стиглиц, PhD 1966 — Экономика 2001
>> * Карл Виман, S.B. 1973 — Физика 2001
>> * Фрэнк Вильчек — Физика 2004
>> * Роберт Бёрнс Вудворд, S.B. 1936 — Химия 1965
>
>Во-первых, мало кто из них сделал свои открытия в указанный период. Во-вторых, не будем забывать, что США "высосали" изрядное количество учёных из Европы. Например, Фейнман был учеником Уилера, который, в свою очередь, был учеником Карла Герцфельда из Австрии. Гелл-Манн был учеником Вайскопфа - выходца из Австрии, обучавшегося в Германии.


И что? Работали они в МТИ. Там они делали свои открытия, а не в Австрии.

Тот же Жуковский - выпускник МГУ. И не более. Все его научные работы и ученики - из ИМТУ. Никто его туда из МГУ не "высасывал". Где было лучше - там и работал.