Россия-СССР; Образы будущего; Война и мир; Хозяйство;
Re: крамольная мысль...
>при всем моем уважении к большевикам, прихожу к мнению (читая
>хорошую художественную литератуту), что народ их конечно поддержал,
>но не могу с уверенностью утверждать, что он поддержал социализм.
В сети появился материал рассказывающий о новой работе, изданной в Израиле и еще не изданной на русском. Автор делает вывод, что большевиков поддерживали главным образом как национально-патриотическую силу.
Собственно, объяснялка "за социализм" - в сущности-то нужна была еврейской составляющей революции и последовавшего строительства СССР.
Этот же социализм - который якобы более правильный, ленинский, - был использован для борьбы со Сталиным.
В 1927 году 7000 евреев из МГУ, вызванных Троцким, увидевшим, что вооруженный захват власти не удался, - шли по Красной площади с пением "Интернационала".
Тот же прием вполне повторился в перестройку. Демонстрировавшие на Пушкинской площади шли с пением "Варшавянки". Дескать, мы за социализм!
Во второй половине 1940-х университетские антисталинцы критиковали государство за отступление от "ленинских принципов социализма".
А перестроечная журнальная полемика против Советского строя в перестройку шла первоначально через превознесение "шведского социализма", - который дает больше и вкуснее, чем социализм советский.
Социализм - такой же мутный термин, как и другие "-измы". Им очень хорошо размахивать в качестве дубинки.
И, по-моему, этим термином лучше не пользоваться.
Мы знаем, какую страну построил Сталин. Страну, жестокую к ворам, спекулянтам, рвачам, тунеядцам, трусам, предателям, рвачам и карьеристам, лицемерам, стяжателям и т.д. Страну, в которой уважались традиционные православные ценности: труд, мастерство, мужество и стойкость, бытовая скромность, подвижничество до самоотверенности, прямоту и честность, преданность Родине, человечность.
Суть советского общества - именно в этом. В создании общества с высоким авторитетом этических ценностей, которые в 19 веке с удивлением отмечали иностранные ислледователи как присущие русскому народу как целому. Дескать, народ обыденно и повседневно живет в основном по принципам, которые в Европе с трудом соблюдают одни монахи.
Вторая составляющая сути Советского строя - в воинственном неприятии отступничества от этих ценностей.
Общественные условия для этого - отсутствие частной собственности - были просто исторически желательными. Но, скажем, в Закарпатской области, присоединенной в 1945 году, - коллективизацию в форме какого-то давления - не проводили. Собственно Сталин в 1924 году полагал вполне возможной передачу земли в собственность. С тем, чтобы кулаки "вросли в социализм". Эта идея исчерпала себя к 1930-му. Поздно было. Но в 30-е 60-ой коллективизации Сталину было вполне достаточно. Далее подавляли не единоличника как такового, а подлеца, который вместо работы на своей земле - начинал пристраиваться на хребет односельчанам-колхозникам. Типа, из-за сложностей с выпиской транспорта в колхозах, единоличники начали грабить односельчан через извоз.
Короче, воссоздание общества традиционной русской морали, - и есть та самая суть советского строя, которую народ поддержал в гражданскую войну. Суть, неотделимую от русской патриотической линии.
И белые офицеры переходили в Красную армию по мере осознания превосходства большевиков в русской нравственности.
То, что Кара-Мурза назвал противостоянием "западного" и традиционного векторов в гражданской войне, - я интерпретирую именно через противоположность нравственных доминант. Не государственного и экономического устройства, которые ну никак толком было не разглядеть в гражданскую. А именно через нравственность, которая ощущается шкурой, причем немедленно.
В гражданскую войну был очень показательный момент. деникинский генерал Гришин-Алмазов в начале 1919 года устроил в Одессе кровавую баню местным бандитам. Так ему прислали письмо. Дескать, за что же ты нас так, "мы ведь не большевики и не украинцы". Дескать, мы же свои. Психологически такие же как вы, белые. Ну грабим и убиваем офицеров, - ну так это же такие правила игры, ничего ненормального, ничего заслуживающего карательных действий в отношении преступного мира Одессы - как целого.
По-моему, лучшей характеристики противникам большевиков и не надо. Их считала психологически своими - вся сволочь.