>Если говорить о каких-то мобилизационных программах, то примитивная мобилизация всего и вся - бессмысленна. У нее нет целей. А вот мобилизация частичная, создание зародышей будущего развития из команд при реальных научно-технических идейных заделах, - и не дорого, и перспективно. И людей под них можно найти и озадачить. А Совет народного хозяйства из таких представителей начавших развиваться реалистичных программ - ядро Госплана, способного нащупывать, где что не так, какими средствами и усилиями можно возрождать одно-другое-третье...
я бы перформулировал это так: на что делать ставку в момент прихода к власти. В в какие технологии вкладываться?
Сразу важная поправка - момент "ПРЯМО СЕЙЧАС" рассматривать бессмысленно, это голая утопия. Надо, как и Ленин, рассчитывать на приход к власти в момент полного коллапса действующей системы с минимумом насилия. Ничего умнее никто нигде еще не придумал и не сделал. Будет это нескоро, но к тому моменту должны быть готова стратегия.
я формулирую так: есть задача войти в мировое разделение труда национально суверенным способом. как бы трудно это не получалось у советской власти, до нее и после не получалось вообще никак. одни только железные дороги царь построил и влез по уши в долги.
Советская власть сразу оказалась в изоляции и никто не ожидал от нее ничего кроме как повторения царского опыта сырьевой колонии. Но советская власть сразу стала как следует рыпаться, чтобы вырваться из этого ОБЪЕКТИВНО НЕИЗБЕЖНОГО для России положения.
как? некоторые штрихи истории
Ленин приказал строить тепловозы и вырваться вперед от Запада. Правильный ход. Международный конкурс учининили. Тепловозы придумали первыми в мире и очень хорошие. Но вся промышленность была настолько слаба и неразвита, что ничего не вышло. В 1937 г от тепловозной программы отказались. Безграмотный но наглый темник говорит "вышел пшик".
На самом деле, тепловоз качественно отличается от паровоза, тем что требует для своего производства и, что чуть не важнее - обслуживания, на порядок более тяжелой инфраструктуры, чем паровоз. Паровоз можно поддерживать буквально сотни лет буквально в сарае. Был по ТВ сюжет о паровозе где-то в глубокой непальской глуши. Этому английскому паровозу лет 200, и он до сих бегает усилиями нескольких механиков, ремонтирующих его в сарае.
В самой Америке тепловозы начали сколько нибудь массово выпускаться не ранее середины 30-х гг. В СССР решение о ПОЛНОМ переходе на тепловозную тягу принял тот самый, ХХ съезд, в 56 г.
То есть, несмотря на передовой уровень разработок, СССР 20-х не мог поднять самую передовую технологию. Если бы в Америке был Ленин и был социализм, они бы развивались еще быстрее, просто ужасающими темпами, перейдя на тепловозы еще в 20-х. А так только к концу 30-х.
Кроме ж\д транспорта, Ленин еще сделал ставку на энергетику - ГОЭЛРО, что оказалось более чем удачнм стартом, и к этому мы еще вернемся.
К концу 30-х СССР уже стал экспортером машиностроительной продукции. Война сорвала все мирное развитие.
После войны в СССР отчетливо понимали участи в мировом разделении труда, и хотели в него пролезть на приличных условиях. Не дали - план Маршалла не имел в виду равноправное участие коммунистических стран, и он него законно отказались.
Берия сделал отчаянную попытку прорубить окно в 53-м под вывеску продолжения линии СССР на единую, демократичекую и нейтральную Германию. Дело в том, что начала сдаваться АНглия - сам Черчильь стал поддерживать линию СССР. Берия давил на все газы, выкручивал руки СЕПГ и летом 53-го готов был слить ГДР, лишь бы дружить с Западом. Ему дали по рукам и расстреляли. Нельзя сказать что скажем Молтов не понимал важности окна на Запад в виде единой нейтральной Германии у котрой СССР был бы крестным отцом. Но, в отличие от Берии он законно не видел никаких гарантий Запада. Поэтому и дал Берии по рукам: нет, сольем ГДР, на этом не оставимся, все придется сливать. А ведь эти страны - особенно ГДР, ЧССР - сами технологические нации, надо вместе с ними строить АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ЗАПАДУ технологическую мир-систему, а сливать их.
АБСОЛЮТНО ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ.
Но развитый мир развивался в теснейшей кооперации, его размеры были значительно больше размеров всего соцлагеря. В 1985 г взаимная торговля развитых стран машинами и обрудованием достгла 500 млрд. долл, в то время как машинострительный импорт в СССР всего 25 млрд. руб.
Надо сказать, что нефте-газовая стратегия интеграции была выбрана абсолютно правильно. Мы проводили техническое перевооружение, не попадая в критическую зависимотьь от нефтегазового экспорта (Всего 2.5% от продукции собственной промышленности), а в 1990 г ЕС снял последние торговые санкции с СССР. На Америку можно был плевать. Брешь была прорвана, но опять все слили.
Отсюда вопрос - строить ли опять автаркическую систему или интегрироваться. Но если интегрироваться то совершщенно непонятно как. Даже если за нефть, нужна диверсификация зависимости.
С другой стороны - хоть сам разрабтывай, хоть ввози, но ЧТО? На какие технологии делать ставки?
ВОт скажем компьютеры. Мир изменился. В 80-х в мире была острая конкуренция наций - СССР, ГДР, ЧССР, Япония, США - все были примерно на одном уровне, а на экспорт компьютерной техники в СССР были наложены санкции. Американский ИТ победил всех и нельзя сказать что кто то от этого выиграл, как и проиграл.
Сами амеркианцы мало выиграли. Чтобы обойти всех, они так накачали инвестициями ИТ, что сейчас падают именно из-за этого, как утверждает Хазин. А толку? По результатам исследований группы нобелевского лауреата экономиста Солоу, из 59 обследованных отраслей только в 6 есть кардинальная отдача от компьютеров, то есть заметно увеличилась производительность труда:
И стоил так надрывать пуп ради этих жалких соплей? СССР вот развивал роботостроение и имел на 1990 год 100 тыщ единиц роботехники - столько сколько весь мир в 2000-м. Но теперь то все это утрачено. Но мы автоматизировали целые ПРОИЗВОДСТВА, а не торговлю.
С другой строны, сейчас ВСЕ МОЖНО КУПИТЬ. Надо ли надрывть пуп, вкладываясь в ИТ?
А во что надо вкладываться? С учетом, опять же, того, что бы будем в полной средневековой жопе, когда возьмем власть. Каков должен быть аналог ГОЭЛРО - то есть, очки входа в самораскручивающийся процесс модернизации?