От П.В.Куракин Ответить на сообщение
К All
Дата 19.02.2009 00:18:52 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Идеология; Версия для печати

С. А. Нефёдов "О причинах русской революции" +

1.

http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?
lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=85217&list=42

короток так. Душевое потребление хлеба и картошки (и мяса
пересчитанного на хлеб) было на физиологическом минимуме полвека. В
среднем, что означает, при существенном имущественном расслоении,
что половина населения голодает.

Собственно, революционная ситуация была ПОЛВЕКА, и ТОЛЬКО
_удивтельно_долгое_ отстутсиве крупных войн и рабская психология,
поддерживаемая православием, удерживали от бунта.

Первая же серьезная война с Японией вызвала 1-ю, а с Германией 2-ю.
В принципе, нужно было ЛЮБОЕ возмущение, чтобы выбить страну из
состояния неустойчивого экологического равновесия.

Рассматриваются процессы роста и модернизации экономики начала века,
глава так и называется "Насколько достаточными были улучшения" и
показывается, что совершенно недостаточны, чтобы сделать
экологическое равновесие (населения со средой обитания) устойчивым.

2.

В этой же книге статья известного социолога Б. Н. Миронова с антропометрическими данными по призывниками РИ - СССР за 20 век, которые Ф.А.Ф. интерпретирует, мягко говоря, очень вольно.

Суть в следующем. То, что рост и вес как новорожденного, так и взрослого человека только на сколько то % зависят от генетики, а на остальные % - от условий питания, это понятно. Вопрос в том, что никаких признанных биологических исследований, поясняющих, как именно условия питания влияют на рост и вес, Б. Н. Миронов не приводит.

ВНИМАНИЕ. Есть только один факт, на который ссылается Б. Н. Миронов - то что с 1976 года Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) признает рост и вес мледенцев как показатель продовольственного благополучия стран.

Но Б. Н. Миронов, применительно к истории начала 20 века, не приводит данных по новорожденным, а лишь по призывникам. Это принципиально разные вещи. Потому что рост взрослого человека - заведомо сильно заинтегрированная вещь. Я, например, вырос ни много ни мало на 10 см за одно только лето на каникулах после 5-го класса, в связи с чем имел серьезные проблемы со здоровьем.

То есть, если рост и вес младенцев реагирует на условия питания (скорей всего, беременных матерей) практически без ЗАПАЗЫВАНИЯ - в 90-х этот показатель сразу упал после сытых (все более и более сытых, причем) 80-х (Лысенко форева), то рост взрослого человека зависит крайне распределённо, заинтегрировано, и скорей всего, с запаздыванием.

Так что происки монархистов, что в "якобы благополучный НЭП" вес-то родившихся тогда призывников упал с царским периодом - НЕ ПРОЙДУТ. Провал 20-х - это запаздывание.


3. Реальное потребление, по данным Роберта Аллена таковы, что при среднем числе калорий на душу в день в 2100 до революции, к концу 20-х при НЭП-е уже было среднегодовая 2500, а к концу 30-х 2900 (картинку кладу в копилку). Сталинский голод начала 30-х только временно опустил этот показатель до 2000.

Как я давно предполагаю, голод начала 30-х сугубо рефлексивное явление. Заведомо такое же состояние людей, в официально НЕ голодные года просто не идентифицировалось обществом как какая то катастрофа. Такая была мораль - чернь пухнет и дохнет от голоджа, что ее считать.


4.

http://www.entrepreneur.com/tradejournals/article/print/133684229.html

SOVIET GROWTH IN A WORLD-HISTORICAL CONTEXT

The communists believed that their economic system would quickly overtake the USA, and the Cold War focused American attention on the same question. While Soviet-American comparisons are important, they are not the most germane for assessing Soviet performance. The biggest fact about world economic development in the last two centuries is income divergence--not income convergence as once thought. The high-income countries at the beginning of the 19th century have grown faster than the low-income countries, thus increasing international economic disparities. Western Europe and north America were the high-income regions in 1800 and in 1913 and have increased their lead over most of the world where growth has been much more modest. Only a few countries (notably the southern cone of South America) that were rich at the beginning of the 20th century have fallen into the camp of the poor countries, and only a few countries that were poor in 1800 have joined the prosperous. These include Japan, its former colonies South Korea and Taiwan, and the USSR.