Я постараюсь оспорить тезис о замене философии на основы методологии науки.
Методология науки - чрезвычайно полезное УТИЛИТАРНОЕ знание. Это еще одна ступень повышения квалификации СПЕЦИАЛИСТА. Т.е. человека, которому поручается участок работы и требуются результаты.
В любом случае речь идет о том, что НАД ученым стоит кто-то, имеющий лучшее видение обстановки, бОльшую ширину охвата перспектив, взаимных связей разных дисциплин и отраслей. Ученый - только исполнитель.
Методология науки вместо философии - это только дополнительно подчеркивает.
Философия отлична от всех утилитарных дисциплин тем, что она делает философски мыслящего человека созидателем ценностных ориентаций. Более высокой степени обобщения, широты охвата, осмысления взаимозависимостей между разными объектами познания - человечество не выработало.
Между человеком, мыслящим философски, универсально - и Богом, созерцающим все пространство в прошлом, настоящем и будущем единомоментно - промежудточных инстанций нет. Уровень восхождения человека к философскому видению мира -это уровень его возвышения над животным состоянием. Это и есть то божественное, что выявляется в человеке.
Человек, способный охватывать единым взором множественные взаимосвязи окружающего мира, обобщать, строить концепции и обозначать целевые установки - это и есть прототип понятию Бог.
Понятно, что философское зрение развивается. Оно тем шире, чем больше знаний, разнообразных и глубоких, освоил человек, чем лучше его логика, чем богаче ассоциативные ряды восприятия окружающего мира. И понятно, что ближе всего к такому богатству - студенты, ориентированные на научную деятельность и собственно ученые. Т.е. люди, само профессиональное предназначение которых заключается не в ремесленничестве использования чужого опыта, а в создании этого опыта и обобщающих опыт моделей.
Если эта категория людей лишается опоры на философский понятийный аппарат предшествующих поколений, то ей все-равно придется его создавать. Альтернатива - умственная деградация человечества. Лучшие - все-равно придут к философии. Но придут безоружными. Более того, отсутствие зачатков практики философского осмысления мира как обязательного элемента подготовки, - автоматически делает выпускника чем-то вторичным по отношению к некоторому анониму, за которым предполагается наличие более общего знания и более общего видения. Теряется ориентация на ведущее положение. Выпускник более ничем не ориентируется на то, что он сам(в меру квалификации и кругозора) - и есть источник смыслов и целей жизни общества.
Он оказывается солдатом. А командир - кто-то другой. Фюрер, парламент, президент, решение референдума, финансовая закулиса...
Собственно, так и складывается современная обстановка. На роль командиров претендентов всегда много. А науку, явлющуюся единственным институтом компетентного управления на основании знания и понимания, - стараются оттеснить на вторую роль. Сделать подчиненной силой.
Поэтому урезание философии ради улучшения любого иного сколь угодно важного, но утилитарного, образования - есть просто движение на поводу у тех, кто только об этом и мечтает. Пусть себе ученые ковыряются в своих пробирках, -лишь бы не претендовали на лучшее понимание общественных проблем и путей их разрешения, и, соответственно, - на власть в обществе.
Сохранение же хотя бы ублюдочного ядра философского образования, ориентирует нацеленных на науку выпускников и аспирантов на занятие ими в составе института науки - законного ведущего места в обществе - первых после Бога. На понимание того, что директора корпораций, президенты, правительства, парламенты - есть просто сброд, делающий вид, что что-то понимает и знает, куда и как обществу двигаться.