|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
06.12.2007 17:46:04
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Re: Предыдущие заметки...
http://lgz.ru/article/id=304&top=40&ui=1196945331260&r=644
Страны родной слова и нравы
ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА
В моих заметках речь пойдёт не о языковых ошибках, так распространившихся в последнее время, – ошибках в грамматике, в ударениях, в неправильном словоупотреблении, свидетельствующих о недостаточном владении родным языком, что требует отдельного разговора. Я буду говорить о том, что непосредственно связано с изменениями в обычаях, нравах, взглядах, умонастроениях, чувствах.
ЛЕВАЯ, ПРАВАЯ ГДЕ СТОРОНА?
Правые и левые как политические наименования возникли во время Французской революции из того случайного обстоятельства, что в 1789 г. на заседаниях одной из палат Генеральных штатов сторонники революционных мер сидели слева, а противники – справа от председателя. Постепенно утвердилось такое употребление этих терминов: левые – это те, кто за простой народ и за перемены в обществе, а правые – охранители старых порядков.
О чём думали основатели «Союза правых сил», давая ему такое название? Название не просто неправильное, а одиозное. Правые в царской России, во всяком случае, крайне правые, – это черносотенцы. В сегодняшней Европе правые – это партия Ле Пена, например. Может, кто-то у нас и симпатизирует черносотенцам и Ле Пену, но уж, наверное, не «Союз правых сил». К чести его руководителей, они, хотя и с запозданием, догадались о возможных нежелательных ассоциациях. И постарались по-другому интерпретировать название партии: мы – за правое дело.
Может быть, стоит совсем отказаться от этих ничего не значащих слов? В них запутались окончательно не только простые люди, но и высокоумные политики.
О НАРОДОВЛАСТИИ
Речь, конечно, о демократии. Но что подразумевается под словом демос? В Древней Греции (где возникли и слово, и понятие) демос состоял из свободных граждан города-полиса, они и осуществляли демократию (рабы, понятное дело, никакого отношения к этому не имели). Постепенно утвердилось представление, что демократия – это равноправие для всех без исключения. Прекрасно, так и должно быть. И выборы, конечно, должны быть всеобщими, равными и свободными. Только кто сказал, что большинство всегда право? Во время всеобщих выборов 1932 г. Германии победил Гитлер…
ТАКАЯ РАЗНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Нет партии (и не будет, конечно), которая прямо провозгласила бы своей целью несправедливость. О справедливости пекутся все. Одна партия даже ввела это слово в своё название – «Справедливая Россия».
Не буду разбирать партийные программы. Посмотрим, как по-разному может трактоваться само понятие.
Для одних справедливость – это когда всё всем одинаково и поровну. Для других – привилегии немощным и бедным. Для третьих – распределение в зависимости от сословия. Справедливость имеет иногда и чисто денежное измерение – всем всё за единую цену (ничего бесплатного и никакой прогрессивной шкалы налогов). Справедливым может считаться распределение (прав и благ) по труду (который можно оценивать либо по количеству, либо по качеству), по уровню образования. И так далее, почти до бесконечности.
ЧАСТНОЕ И ОБЩЕЕ
Я не собираюсь оценивать коммунистическую идею. Ни как научный план построения общества, ни как идеал, утопию, грёзу. Не о том сейчас речь. Но почему разоблачительный пафос направлен исключительно на сталинское время, почему между ним и коммунизмом ставится знак равенства? Ведь надо ещё доказать, что при Сталине строили именно коммунистическое общество. Отрицать коммунизм как учение из-за преступлений сталинского режима – то же самое, что отрицать христианство как религию, ссылаясь на костры инквизиции и кровавую Варфоломеевскую ночь.
О ПАТРИОТИЗМЕ И ДРУГИХ ХОРОШИХ СЛОВАХ
В 1988 г. некое мракобесное общество, взяв себе название «Память», сделало это слово совершенно неприличным. Прошли годы, о «Памяти» забыли. И заговорили о памяти. К памяти взывают все. Помнить, помнить, помнить… Героев Отечественной войны, жертв сталинских репрессий, собственных дворянских предков, наконец. Главное – слово реабилитировано.
Не повезло патриотизму. До недавнего времени некоторые нынешние либералы охотно повторяли слова: «Патриотизм – последнее прибежище негодяев». Не объясняя, почему всё-таки – негодяев? Патриотизм – любовь к стране, отечеству. Ни к какому национализму это отношения не имеет. Если два или несколько народов живут чересполосно на одной территории, то есть имеют одно общее отечество, патриотизм у них общий, а национальные чувства и пристрастия – разные. В такой ситуации возможны и конфликты, и мирное, дружественное сосуществование.
Если кое-кто использует добрые (или просто нейтральные) слова во зло, надо не отказываться от этих слов, а вернуть им истинное значение. Что сейчас и происходит со словом патриотизм.
О СИОНИЗМЕ
В антисионистских сочинениях можно прочитать, что в сионизме имеется два течения. Цель одного – переселение евреев в Израиль, цель другого – мировое господство. Каждому здравомыслящему человеку понятно, что маленькое Государство Израиль, окружённое враждебным ему арабским миром, с которым оно находится в состоянии перманентной войны, не может и мечтать о мировом господстве – самому бы уцелеть!
Откуда же взялся и на что опирается миф о стремлении сионистов к мировому господству? Кроме фальшивок вроде «Протоколов сионских мудрецов» есть одна реальность, которая, вероятно, способствует живучести этого мифа. Дело в том, что имеется довольно много международных еврейских организаций, разветвлённая мировая сеть которых вызывает, при отсутствии достаточной информации, страх перед ними. Между тем их возникновение вполне естественно, поскольку евреи расселены во всех частях света.
Среди этих организаций есть несионистские – они стараются помочь евреям, живущим в разных странах, сохранить знание языка, культуры, религиозные традиции. Есть и сионистские, их цель – способствовать эмиграции в Израиль. Причём как раз сионистские организации в большинстве случаев отрицательно относятся к участию евреев в политической жизни в странах, где они живут, придерживаясь принципа невмешательства в «чужие», с их точки зрения, дела.
Наталья ЮХНЁВА, доктор исторических наук, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ