|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
01.11.2007 13:17:59
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Преподавание религии в Финляндии (*+)
http://kommari.livejournal.com/270194.html
Пишет kommari (kommari)
@ 2007-10-31 11:56:00
Метки данной записи:Финляндия, религия, школа, этнография
преподование религии в Финляндии
Давно хотел рассказать о том, как преподают религию aka опиум для народа в
соседней Финляндии. Тут попробовал немного.
Это обложка учебника по религии моей любимейшой дщери. Учебник для 9-го
класса. Называется "Дороги веры".
В Финляндии существует обязательная для всех девятилетка, и потом еще 3 года
лицей для желающих и набравших определенное число баллов на экаменах.
Никаких ЕГЭ, естественно, нет.
Преподование религии формально не обязательно и при желании родителей
заменяется курсом "Мировозрение" (как-то так). На практике я ни разу не
слышал, чтобы кто-то так делал.
Дочка не училась в одном классе с мусульманами, поэтому не знаю, как те
поступают с уроками религии. Так как в Финляндии их немного, то к вопросам
чистоты ислама они относятся довольно спокойно.
Церковь в Финляндии не отделена от государства, президент Финляндии, в
частности, назначает еписокопов, то есть, формально, является главной
лютеранской церкви. В отношении нынешнего президента это несколько
иронично - в молодости она была поклонницей Че Гевары, ну и сейчас
социал-демократ.
Креационизму на уроках религии не учат, события из Книги Бытия учат понимать
аллегорически.
Преподователи религии могут быть даже атеистами. По крайней мере, моя дочка
говорила, что один из учителей не скрывал этого.
Тонкостей догматики нет и в помине. Упор делается на морали и этике и на
том, что у нас, в советское время называлось "обществоведение" - только с
легким христианским акцентом.
Отношение к другим направлениям и верам политкорректное - инофрмируется об
их существовании и особенностях. Акцент на единственной правильности только
своей, в данном случае, лютеранской веры, нигде не обнаруживается.
Для примера я перевел оглавление учебника "Дороги веры" вместе с
подзаголовками каждой главы и указал, сколько страниц занимает каждая глава.
1. Современаая ситуация (Финляндия - самая лютеранская страна в мире;
Религия и общество; Свобода совести) - 8-17
2. История церкви (Приход христианства в Финляндию; Ранняя церковность;
Реформация в Финляндии; Приходская жизнь развивается; Меняющийся мир -
реформирующаяся церковь) - 19-30
3. Лютеранская церковь (Церковный приход в жизни молодежи; Церковные обряды;
Церковный приход на разных этапах жизни; Богослужение; Помогающий приход;
Миссионерская работа и оказание помощи за рубежом; Приход, епархия и церковь
в целом; Церковные организации и движения за пробуждение церкви) - 35-61
4. Православная и католическая церковь - 68-71
5. Другие церковные организации (Пятидесятники; Другие организации) - 74-76
6. Другие религиозные организации в Финляндии (Свидетели Иеговы; Мировые
религии и на их основе возникшие группы; Другие группы и явления, связанные
с религией) - 80-84
7. Что можно сделать для жизни (Перед выбором; Мораль и совесть; Никто не
безошибочен) - 90-97
8. Добро и зло (Ценности на разных вехах жизни; Наказания; Эгоизм и
независимость) - 101-106
9. Жизнь полагаясь на Бога (Правила жизненной игры; Близкий; Справедливость
и прощение) - 111-115
10. Отношения между людьми и секс (Правила игры в отношниях с людьми;
Сексуальность; Вопросы, связанные с сексом; Стой за самого себя) - 118-126
11. Брак и семья (Брак; Любовь - это самое великое; Развод; Значение семьи;
Дети и родители) - 129-135
12. Увлечения и совободное время (Времяпровождение и увлечения как основа
образа жизни; Что такое качество жизни; Потребление, мода и развлечения;
Наркотики и алкоголь) - 138-145
13. Природа и техника (Творчесская работа Бога; Экологичный образ жизни;
Техника - хороший слуга, но плохой хозяин) - 151-158
14. Общество и экономика (Политика - забота об общих интересах; Мораль в
политике; Социальная политика основывается на справедливости; Экономика,
работа и безработица; Преступность) - 165-175
15. Ответственность за мир (Рановправие и права человека; Возможности
развития; Беженцы и расизм; Мир и война) - 182-192
16. Хлеб жизни (Возможности завтрашнего дня; Я есть я) - 196-197