От Михайлов А. Ответить на сообщение
К Scavenger Ответить по почте
Дата 24.04.2007 00:54:59 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; Версия для печати

Re: Давайте говорить

>1. Индия - это не "неподвижная азиатская страна". У Маркса это пережиток гегельянства, гегельянский штамп. Как Гегель считал народы Азии отсталой и неподвижной внеисторической массой. У Индии же была самобытная культура и своя собственная история.

Это вопрос уже разбирался в ответе Ищущему https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/214573.htm - Маркс отнюдь не отрицает самобытность индийской культуры, просто ему история её становления – та базовая структура индийского общества, которую застали европейцы –община, кастовая система, религиозно-философские представления и т.д. закончила формироваться к раджпутскому периоду, ставшему для Индии периодом экономического упадка , и в дальнейшем слабо изменялась – завоеватели лишь надстраивали свои структуры над этой базой, только английским колонизаторам как агентам капитализма удалось эту базу взорвать и вызвать переструктурирование индийского общества. Так что Маркс факты и логику процесса отнюдь не исказил, хотя и выразился не совсем корректно – точнее было бы сказать что начиная с XII века история Индии это история взаимодействия завоевателей и индийского общества, а не только «лишь история сменявших один другого завоевателей»,но для газетной статьи, думаю это вполне допустимое преувеличение. Сам факт появления этого преувеличения. пожалуй действительно можно списать, на виляние Гегеля и европейского культурного окружения Маркса, и здесь я с Вами пожалуй соглашусь, хотя и гегелевская и марксистская эстафетные модели не столь примитивны, как Вы описываете и существенно различаются между собой.

>2. Индия оказывала британским и иным колонизаторам ожесточенное сопротивление и Маркс я думаю, это прекрасно знал.

А что такое ожесточенное сопротивление? О восстаниях против колонизаторов Маркс знал горячо их поддерживал, а вот партизанской борьбы всего народа до последней капли крови не находил – её не было и индию держали в повиновении с помощью индийской же армии.

>Здесь в нем говорит не историк, а гегельянец-европоцентрист.

И только здесь в смысле в представлениях об индусах как о покорной массе, которой кто хочет тот владеет. Такие представления действительно вызваны определенной культурной аберрацией – просто в странах востока еще не сложились нации, как целостные организмы защищающие свой суверенитет, а отдельным общинам было всё равно кто ими владеет –мусульманский раджа, ли английский набоб – причем Маркс здесь делает шаг в сторону такого объяснения гегельянских представлений о покорности востока, указывая на раздробленность как на причину легкости завоевания.

>Индия могла развиваться своим путем и миновать участь колонизуемой страны, если бы не европейские колонизаторы (с которыми у Индии бороться не было физических сил).

Не совсем так – в XVII- XVIII –XIX страны Востока оказались в тупике – население и производство практически не росло, а в арабском регионе даже сокращалось, что и обусловило отсутствие физических сил на борьбу с европейским колониализмом. Исключение здесь составил только две страны – Россия и Япония, производимый им прибавочный продукт возрастал и они сумели отстоять свою независимость. Так что вопрос о путях самостоятельного развития довольно сложен и дискуссии по этому поводу посвящен целый 3 том «Истории Востока». Общий вывод таков – цивилизации востока вполне успешно развивались вплоть до эпохи позднего феодализма с развитием рентных и товарно-денежных отношений, однако только запад смог продолжить эту линию развития и через мануфактурное производство и Просвещение подготовил почву для производительных сил капитализма, видимо за счет того что мировая торговля послужила катализатором развития запада и ингибитором развития востока, т.е. переход к капитализму требует не только революционной перестройки локального социального организма, он требует фазового перехода миросистемы, эту миросистему порождающего. –


>3. Капиталисты-колонизаторы нигде в Азии не несли освобождающей роли, а выступали в роли архаизаторов, присоединяя свою эксплуатацию к эксплуатации местных феодалов, ханов и проч. Так что ситуация с "построением западного общества" выглядит комично.

Начнем того, что Маркс говорит не об освободительной миссии, а о двоякой роли – развитии помимо своей воли индустриальных производительных сил, и эксплуатации и разорения Индии. И эти производительные силы действительно были созданы и отрицать это было бы, как Вы выразились, комично –ведь не станете же Вы утверждать что протяженность железных дорог в индии измеряется отрицательной величиной! Другое дело, что в самой структуре этих производительных сил была заложена зависимость от империалистической метрополии, однако такое положение дел есть продукт империализма – монополистической стадии капитализма, до начала которой на момент написания Марксом обсуждаемой статьи оставалось несколько десятилетий и построение теорий империализма и зависимости стало уделом марксистов уже 20-го века начиная с Ленина.



>Теперь вывод - Маркс неверно оценивал результаты британского владычества, его суть и последствия.

Это вывод неверен - Маркс верно ухватил главные противоречия колониализма, хотя реальность оказалась сложнее полилогичнее, чем представлялось в той газетной статье, однако современной полилогичное видение взаимодействия социальных организмов корнями своими восходит именно к ней.

>Это было связано прежде всего с его европоцентризмом, который мешал его объективности в этом вопросе. Не сравнить с Лениным.


А Вы сравните – с «Развитием капитализма в России», с последними работами, где Ленин призывает учиться у буржуазного запада культуре производства и управления. Что Ленина тоже в европоцентристы запишите? А потом и Сталина, ленинскую программу осуществившего? И с кем и с чем после этого останетесь? С московским царством в качестве идеала?