>Так разберитесь, что Вы утверждаете. Это именно железная дорога прибавила землевладельцу силовой аргумент в споре с крестьянином за размер арендной платы, или другой какой-то фактор? Из-за чего именно ухудшалось положение крестьян? Железная дорога такого сделать не могла - напротив, она вносила позитивный вклад в благосостояние крестьянства.
Не совсем так. Силовой аргумент у землевладельца в споре с крестьянином был всегда, и никто его не отбирал. Но, пока не было железной дороги, у землевладельца не было выгоды им пользоваться (Зачем ему лишний собранный с них хлеб, если на него нет спроса внутри страны?).
Железная дорога дала ему эту выгоду (пользоваться своим "силовым аргументом"), ибо теперь открылась международная торговля, и появился европейский спрос на зерно. Раньше увеличение сбор зерна помещиком приводило к тому, что "дополнительное" зерно гнило бы в амбарах - его некуда было бы сбыть. Появилась железная дорога - и появились скупщики зерна (переправлявшие его в Европу). Значит, помещикам стало возможно увеличить свои доходы, повысив сбор зерна на своих землях. Что они и сделали.