Я бы все-таки не стал теоретизировать на темы гражданского и этнического национализмов, оставляя вне внимания их генезис применительно к СССР-СНГ-России.
1. Когда мы наблюдаем активизацию этнического национализма. Самый сильный всплеск - период распада СССР. Назревшие СОЦИАЛЬНЫЕ противоречия находят выход в противопоставлении друг другу народов. Общественный слой, видящий перед собой явно досягаемую цель захвата собственности и увековечивания своего элитного положения, - использует национальное противопоставление народов СССР(а потом России и других многонациональных государств СНГ) друг другу. Представляет свои эгоистические интересы - в качестве естественных интересов соответствующей национальной группы, имеющееся социальное напряжение обращает на мнимый источник бед - типа на эгоизм других народов, которые в свою очередь в это же время явно демонстрируют действительное нарастание этнического эгоизма.
2. Когда появляется потребность в гражданском национализме? А когда захватившие командные высоты в своих национальных обломках социальные слои- национального развала СССР оказываются один на один со своими народами. И с их социальными проблемами. По инерции предыдущего периода решение этих социальных проблем продолжает связываться с дальнейшим противопоставлением друг другу регионов и народов в многонациональных обломках СССР, прежде всего в России.
Но при этом получившая преимущества элита уже совершенно отчетливо видит отсутствие перспектив дальнейшего обогащения и упрочения собственного положения за счет регионализации. Предел еще не достигнут, но минусов больше, чем плюсов. Государственное чиновничество и бизнес-элита завершают внутреннюю грызню и делят страну на организованные кормушки.
Но народ-то этого еще не увидел. И его социальные проблемы в этно-националистической упаковке - мешают.
Современная пропаганда гражданского национализма взамен этнического - есть по сути попытка идеологическими средствами придушить не этнический национализм, а социальное противостояние, не имеющие(ввиду импотенции левых сил) иной идейной формы, кроме этнической.
Подавление идеологии этнического национализма - создает ситуацию, при которой организованная элита оказывается над стадом не имеющих возможности организоваться под каким-либо знаменем атомизированных индивидуумов. Якобы гражданское единение под властью президента, подчиненной ему двухпартийной Думы и иерархии государственного аппарата - и есть полная и безоговорочная ликвидация народа хоть в этническом, хоть в гражданском плане.
7%-ный барьер для партий делает практически невозможным создание крупных организационных структур, способных направлять энергию людей на разрешение социальных проблем снизу.
Якобы объединение в рамках гражданского национализма - означает самую глубокую степень дробления народа - до уровня индивидуумов, семей, максимум - клубов по интересам и трудовых коллективов.
Отказ от этно-конфессионального национализма, как последней для современной России живой формы самоорганизации, - есть окончательная передача всей полноты власти в стране, в ее экономике и культуре - самой бездарной, самой безинициативной, самой коррумпированой его части - чиновничеству государства и крупных корпораций.